АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ДОХОДОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЗА 2012-2015 ГОДЫ

№7,

Экономические науки

Ермошина Ольга Сергеевна

Киндякова Алена Владимировна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ОПЛАТА ТРУДА; МОТИВАЦИЯ; СТИМУЛИРОВАНИЕ; ДОХОДЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ; СОТРУДНИКИ; ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ; CUSTOMS AUTHORITIES; REMUNERATION; MOTIVATION; INCENTIVES; INCOME; OFFICIALS; EMPLOYEES; FEDERAL STATE CIVIL SERVANT.


Аннотация: В статье проанализирована динамика среднегодовых доходов руководства Центрального аппарата Федеральной таможенной службы России, начальников региональных таможенных управлений, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможен. При расчётах использовались сведения о доходах за период 2012-2015 гг., опубликованные на официальном сайте ФТС России (www.customs.ru).

Общий размер доходов должностных лиц Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) зависит не только от уровня занимаемой должности, но и от их принадлежности к одной из выделяемых в ведомстве категорий кадров: сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих (далее – ФГГС) и работников. Оплата труда сотрудников производится в соответствии с Приказом ФТС России от 7 апреля 2014 г. № 649 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации»; для ФГГС – в соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»; а для работников – в соответствии с Трудовым Кодексом РФ [1;2].

Денежное довольствие сотрудников и ФГГС таможенных органов включает: оклад месячного денежного содержания (для сотрудников – оклад по занимаемой должности и оклад по специальному званию), а также дополнительные денежные выплаты [1;2]. К ним относятся надбавка за выслугу лет, за работу со сведениями составляющие государственную тайну, за сложность, за особые условия труда и др. Конкретные оклады, надбавки, доплаты и премии утверждаются начальником таможенного органа в пределах установленного фонда оплаты труда [3].

В данной работе была проанализирована динамика доходов должностных лиц таможенных органов в период с 2012 по 2015 гг. При расчетах использовались сведения о доходах, опубликованные на официальном сайте ФТС России (www.customs.ru) в разделе «Противодействие коррупции».

Руководителем ФТС с 2006 по 2016 гг. являлся А.Ю. Бельянинов. Величины доходов супругов Андрея Юрьевича и Людмилы Петровны Бельяниновых с 2012 г. по 2015 г. указаны на рисунке 1 [10].


Рис.1 Динамика доходов супругов А.Ю. и Л.П. Бельяниновых за период 2012-2015 гг., в млн. руб. [10]

Можно заметить, что доходы бывшего руководителя таможенного ведомства увеличились с 4,3 млн. рублей в 2012 году до 13 млн. рублей в 2015 году, что составило 302,3% роста. Возросли доходы и его супруги, величина которых в 2015 году составила 46,7 млн. рублей, превысив доходы А.Ю. Бельянинова в 3,6 раза. Такая разница в доходах объясняется тем, что Л.П. Бельянинова является совладелицей компаний «Андреевские больницы» и «Гарантстройнедвижимость», а также владелицей компании «Белые росы» [6].

На рисунке 2 проанализирована динамика доходов заместителей руководителя ФТС России за период 2012-2015 гг.[10].


Рис.2. Динамика доходов заместителей руководителя ФТС России за период 2012-2015 гг., в млн. руб.[10]

Исходя из представленных данных, можно заметить, что доходы заместителей руководителя ФТС России в рассматриваемый период либо изменились незначительно, либо увеличились. Доходы заместителя руководителя ФТС России Давыдова Р.В. имели резкий скачок в 2013 г., более чем в 4 раза по сравнению с 2012 годом, что объясняется получением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения [4].

Далее на рисунке 3 рассмотрена динамика доходов руководителей региональных таможенных управлений (далее – РТУ) за период 2012-2015 гг.[10]. При этом под сокращениями РТУ необходимо понимать: УТУ – Уральское таможенное управление; СКТУ – Северо-Кавказское таможенное управление; ЮТУ – Южное таможенное управление; ДВТУ – Дальневосточное таможенное управление; ПТУ – Приволжское таможенное управление; СТУ – Сибирское таможенное управление; СЗТУ – Северо-Западное таможенное управление; ЦТУ – Центральное таможенное управление [7].


Рис.3. Динамика доходов руководителей региональных таможенных управлений за период 2012-2015 гг., в млн. руб.[10]

Из представленных на рисунке 3 данных видно, что все начальники таможенных управлений имеют приблизительно равный годовой доход. В 2013 году произошло изменение в расчете денежного довольствия должностных лиц таможенных органов, поэтому по сравнению с 2012 годом, в среднем, доходы руководителей РТУ увеличились на 61% [5]. Наиболее высокий годовой доход получил начальник ДВТУ в 2014 году, размер которых составил 3,87 млн. рублей. Минимальную величину доходов имел начальник ЮТУ в 2014 году в размере 1,33 млн. рублей.

Далее на рисунках 4 и 5 рассмотрены среднегодовой доходы сотрудников и ФГГС таможен Центрального таможенного управления за 2015 г. на примере Тверской, Владимирской и Липецкой таможен [10].


Рис.4. Среднегодовые доходы сотрудников таможен ЦТУ за 2015 год, в млн. руб.[10]


Рис.5. Среднегодовые доходы ФГГС таможен ЦТУ за 2015 год, в млн. руб.[10]

В анализируемых таможнях существуют 2 категории должностных лиц: федеральные государственные гражданские служащие и сотрудники, и соответственно, две системы оплаты труда, которые кардинально отличаются как по структуре, так и по величине дохода [9]. Зарплаты должностных лиц ранжируются в зависимости от занимаемых должностей и наличия специальных званий, а также по причине наличия иных дополнительных выплат. Сравнивая зафиксированные в рисунках 4 и 5 значения доходов, можно констатировать, что доходы сотрудников примерно в два раза превышают доходы государственных гражданских служащих. То есть в таможенной службе существует значительная дифференциация доходов между категориями должностных лиц.

Доходы оперуполномоченных по особо важным делам в среднем по Тверской, Владимирской, Липецкой таможням за 2015 год составили сумму в 62,22 тысячи рублей. В тоже время величина заработной платы сотрудников, занимающих должности начальников и заместителей начальников отделов, составила, соответственно, 55,83 тысяч рублей и 52,78 тысячи рублей. Начальники таможенных постов и их заместители среднемесячно получали 101,67 тысячу рублей, а начальники таможен – 189,17 тысяч рублей. Однако, если принимать во внимание годовую величину доходов сотрудников, то их зарплата благодаря разовым, квартальным премиям и другим однократным поощрениям может в полтора, а порой и в два раза превышать указанные цифры [8].

В состав системы оплаты труда ФГГС также входят различные надбавки, например, за выслугу лет, за классный чин и другие. Кроме того, у каждого таможенного органа есть свой коэффициент повышения окладов в связи с особыми условиями труда, который, пусть и не существенно, но влияет на размер доходов ФГГС. Однако, итоговые суммы денежного обеспечения ФГГС, штат которых существенно превышает количество должностей сотрудников и составляет костяк таможенной службы, гораздо скромнее, чем у коллег со специальным званием. Так, инспекторы зарабатывают в среднем 16,47 тысяч рублей в месяц, старшие инспекторы 28,35 тысяч рублей, а главные – 36 тысяч рублей. Такая зарплата, в 16-36 тысяч рублей, является довольно небольшой, учитывая тот факт, что среди инспекторского состава ФГГС немало людей, обладающих не только высшим образованием, но и многолетним стажем работы и обширным опытом.

Таким образом, анализируемый период с 2012 по 2015 год показал рост доходов должностных лиц таможенных органов. Доходы руководства Центрального аппарата ФТС России и начальников РТУ, сотрудников и ФГГС таможен в среднем увеличились на 47%. Рост сумм доходов обоснован с одной стороны снижением штатной численности таможенных служащих, а с другой – одновременным увеличением фонда оплаты труда, в том числе из-за произошедших изменений величин денежных надбавок к окладам. При этом не у всех категорий должностных лиц наблюдается положительная динамика к росту доходов.


Список литературы

  1. Приказ ФТС России от 07.04.2014 № 649 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации».
  2. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
  3. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  4. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Кнышов А.В. Контроллинг как элемент системы управления таможенными органами // Управленческий учет. — 2016. — № 11. — С. 26-33.
  5. Юсупова С.Я., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Контроллинг как инновационный метод развития системы таможенных органов // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 3-2 (33). — С. 39-42.
  6. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Теоретические аспекты применения финансового и управленческого учёта как элементов механизма контроллинга в управлении таможенными органами России // Вестник Российской таможенной академии. — 2016. — № 2 (35). — С. 35-42.
  7. Кнышов А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2012. — С. 53-57.
  8. Кнышов А.В.; Попова П.А. Социальные льготы как мотивационный фактор эффективной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 125-127.
  9. Кнышов А.В.; Попова Д.А. Анализ динамики уровня доходов руководящего состава центрального аппарата Федеральной таможенной службы России // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 128-133.
  10. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13769&Itemid=1828 (дата обращения 05.05.2017).