УДК 37.013.77

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

№34,

Педагогические науки

Бакимова Анна Валерьевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ; ПРИЕМ; ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД; ОБУЧЕНИЕ; ПЕДАГОГ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; ВОСПИТАНИЕ; ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС; СИТУАЦИЯ; TEACHING TECHNOLOGY; RECEPTION; PROBLEM-SEARCH METHOD; TRAINING; TEACHER; EDUCATIONAL PROCESS; UPBRINGING; TRADITIONAL SYSTEM; JUNIOR STUDENT; INDEPENDENCE; PROBLEMATIC ISSUE; SITUATION.


Аннотация: Автор статьи делает вывод о том, что что под проблемным методом обучения понимают создание педагогом на занятии специальной ситуации, установление противоречия между явлениями, событиями, законами, фактами, где ученик должен самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации и обосновать свой выбор.

Проблемное обучение может быть реализовано в разных формах: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание и др.

Суть проблемно-поисковых методов обучения – это подготовка личности ребенка, учащегося к предстоящей взрослой жизни, выработка осознанного подхода его к разным ситуациям, с которыми сталкивается человек.


О методах проблемно-поискового обучения говорили на протяжении многих веков. Еще древние исследователи и ученые подчеркивали, что любые знания усваиваются учащимися более качественно, если школьник сам ищет выход из сложившейся ситуации, проблемы.

А.Е. Алексеев видит под проблемным методом обучения создание педагогом на занятии специальной ситуации, установление противоречия между явлениями, событиями, законами, фактами, где ученик должен самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации и обосновать свой выбор [5, с. 12].

Проблемное обучение может быть реализовано в разных формах: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание и др.

Суть проблемного метода обучения заключается не в предоставлении детям уже готовых знаний, а в создании условий для выведения новых сведений из имеющихся навыков и умений. Важно приучать детей работать в направлении проблемно-поисковых технологий с младшего школьного возраста.

Ребенок начинает чувствовать себя не пассивным участником образовательного процесса, а активным субъектом познания. Он сам ищет новые знания, а значит и запоминает их на долгое время, что служит гарантией умения применять информацию в своей будущей практической деятельности.

Формируя проблемные задания, педагог должен идти от простых ситуаций к более сложным, от низшего уровня к высшему.

Применяя в обучении школьников проблемно-поисковые методы обучения, также следует иметь в виду, что реализация данных технологий работы должна осуществляться поэтапно и систематически, то есть планомерно [2, с. 140].

Учащиеся должны привыкнуть работать в данном направлении не от случая к случаю, а постоянно, на каждом занятии, на разных предметах, изучаемых по школьной программе.

Проблемно-поисковые методы обучения можно применить на разных уроках, изучаемых в начальном звене школы. Подбирая задания, следует учитывать и возраст учащегося, уровень его знаний, подготовки, индивидуальные и физиологические особенности.

Советский педагог-психолог Р.А. Иванова пишет, что любая форма новых знаний, лучше усваивается и обрабатывается человеком, если он добывает их самостоятельно, поисковым путем, через устранение имеющихся противоречий.

Сопоставляя разные события, утверждения и факты, ученик открывает новое, неизведанное для себя явление.

Проблемно-поисковые методы обучения направлены на формирование научного мировоззрения учащегося. Школьник учится из проблемного вопроса формулировать гипотезу своей деятельности (любое деление можно проверить умножением).

Также часто в ходе проблемно-поискового обучения дети получают возможность подтвердить свои предположения на практике проводя разные исследования, ставя опыты, эксперименты, выполняя требуемые действия и др.

Суть проблемно-поисковых методов обучения – это подготовка личности ребенка, учащегося к предстоящей взрослой жизни, выработка осознанного подхода его к разным ситуациям, с которыми сталкивается человек.

Традиционная форма обучения предполагала, что ученик не вносит вклад личностного характера в процесс получения новых знаний, когда идет сам процесс подачи материала. То есть педагог рассказывает, показывает, а ученик переписывает и запоминает, при этом он не ставит под сомнения те или иные сведения, которые воспринимает, они являются доказанными и не требуют перепроверки на практике.

Сейчас аналогичная система получения знаний не воспринимается как актуальная форма познания, наука и техника меняются с каждым годом, а значит совершенствования требует и сам процесс обучения подрастающего поколения [3, с. 214].

Ребенок не может оставаться наблюдателем и слушателем, он активный субъект и участник образовательного процесса, который имеет право выдвигать свои предположения, проверять их в ходе практических действий, искать подтверждения суждениям, оспаривать взгляды, добывать знания самостоятельно в ходе поисковой деятельности.

Строя процесс самостоятельной поисково-проблемной деятельности учащихся педагог так или иначе развивает все основные психические процессы младшего школьника: речь, мышление, восприятие, внимание, воображение, память и др.

Ученику для того, чтобы добыть дополнительную информацию нужно обратиться к источникам литературы (учебники, энциклопедии, книги, социальные сети и др.) все это учит школьника работать с разными носителями материалов, выбирать необходимые сведения, правильно интерпретировать их на личностном уровне, выводить суть, главную идею из освоенного объема информации.

Перечисленные выше направления работы гораздо положительнее воздействует на качество знаний ученика по сравнению с процессом усвоения знаний, которые даются в готовом виде и не требуют от школьника каких – либо умственных действий.

Также проблемно-поисковые методы обучения учат младших школьников развивать инициативу в процессе обучения, проявлять активность, творчество в познании, самостоятельность, что несомненно очень важно в становлении личностных качеств учащегося.

Данная работа дает свои результаты и впоследствии, когда младший школьник переходит в среднее, а затем в старшее звено обучения. Здесь требуется еще большая познавательная активность со стороны учащегося, самостоятельность в процессе учения, стремление к самообучению.

Особо следует отметить и эмоциональное воздействие проблемно-поисковых методов обучения на личность школьника. Ребенок получает моральное удовлетворение, если добивается поставленных целей, он испытывает чувство удовольствия от того, что смог выполнить поставленные перед собой задачи [1, с. 187].

Педагог должен систематически подбадривать ученика на новые познавательные действия, стимулировать его познавательную активность, умственную деятельность, если в работе возникают трудности он должен дать верную подсказку, чтобы интерес ученика к знаниям не угас.

Формулируя задания для проблемно-поисковой работы школьников, необходимо учитывать уровень имеющихся знаний ученика, то есть все предлагаемые проблемные задания и ситуации должны быть посильны для учащегося. То действие, которое получилось на практике, впоследствии ученик желает повторить снова, чтобы получить положительную оценку, заслужить одобрение педагога, родителей, сверстников и наоборот, деятельность, которая непосильна для школьника не вызывает у него стремления снова заниматься аналогичной работой.

Таким образом, отметим, что под проблемным методом обучения понимают создание педагогом на занятии специальной ситуации, установление противоречия между явлениями, событиями, законами, фактами, где ученик должен самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации и обосновать свой выбор. Проблемное обучение может быть реализовано в разных формах: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание и др.

Суть проблемно-поисковых методов обучения – это подготовка личности ребенка, учащегося к предстоящей взрослой жизни, выработка осознанного подхода его к разным ситуациям, с которыми сталкивается человек.


Список литературы

  1. Дубов, А. А. Творческая и учебная деятельность младших школьников / А. А. Дубов. – Пермь: Лига, 2021. — 214 с.
  2. Жаклин, А. В. Учебно-творческая деятельность младших школьников / А. В. Жаклин. – Тамбов: Право, 2020. – 177 с.
  3. Ишматов, Е.П. Развитие мотивации обучения младших школьников / Е.П. Ишматов. – Курск: Знание, 2020. — 235 с.
  4. Марусина К.И. Потребность в познавательной активности учащихся / К.И. Марусина // Младший школьник. – Барнаул: Просвещение, 2020.- 157 с.
  5. Наумов И. Н. Познавательная активность учащихся начальной школы / И.Н. Наумов. – Пенза: Знание, 2019. – 236 с.