УДК 352.075

МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

№34,

Экономические науки

Рябенькая Ольга Григорьевна


Научный руководитель: Родина Е.Е., к.э.н., доцент.


Ключевые слова: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; ВОДОСНАБЖЕНИЕ; ВОДООТВЕДЕНИЕ; ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА; LOCAL SELF-GOVERNMENT; WATER SUPPLY; SANITATION; HOUSING AND COMMUNAL SERVICES.


Аннотация: Система водоснабжения жилищного фонда является одной из самых главных и крупных отраслей муниципального хозяйства. Представляет собой важнейший элемент как социальной, так и экономической сферы муниципального хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический и технологический комплекс. По мнению исследователей, для построения действенной и эффективной системы управления необходимо определение четкого места данной системы в социально-экономической структуре муниципального образования, определить его состав и взаимосвязь с другими элементами жилищно-коммунальной системы.

Системой водоснабжения муниципального образования является комплекс инженерных сооружений, которые предназначены для забора воды из источников водоснабжений, дальнейшей ее очистки, хранения, подачи потребителям. Основной функцией системы водоснабжения является обеспечение снабжения водой данную территорию в требуемых количествах, необходимом качестве, без снижения установленных показателей работы системы.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими комплекс системы водоснабжения на территории муниципального образования, являются:

 Федеральный закон от 06.10.2011 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в котором устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные, экономические аспекты организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяются государственные гарантии и права;
 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, который регулирует основы жилищного законодательства. Именно жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной и местной власти условий для осуществления гражданами права на жилье, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения;
 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, регулирует отношения, которые связаны с градостроительной деятельностью, куда и включены системы водоснабжения муниципального образования. Также законодательство о градостроительной деятельности регулирует правовые отношения по поводу территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий муниципальных образований, архитектурно-строительному проектированию, по строительству и капитальному ремонту, реконструкции систем обеспечения;
 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», определяет основные полномочия органов государственной и местной власти в регулировании систем водообеспечения территории, регулирует правила осуществления подачи и отведения воды, обеспечивает качество питьевой воды для граждан, регулирует сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения, регулирует тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 № 714 «Об утверждении единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым», в котором отражены основные положения о единой схеме водоснабжения и водоотведения в республике, определены годовые балансы подачи и реализации воды по группам абонентов, определены показатели развития централизованной системы водоснабжения;
 Постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 15.09.2016 № 2104 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования городской округ Симферополь», в котором ГУП РК «Вода Крыма» назначается гарантирующей организацией в сфере водообеспечения и водоотведения не территории муниципального образования.

Таким образом, система водоснабжения жилищного фонда муниципального образования регулируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в целях обеспечения безопасности одной из главных отраслей жилищно-коммунальной сферы.

При этом, основными целями государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:

 охрана здоровья населения, улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
 повышение энергетической эффективности путем экономичного потребления водных ресурсов;
 снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
 обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности предприятий, которые осуществляют горячее и холодное водоснабжение и водоотведение;
 обеспечение развития централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения посредством развития эффективных форм управления такими системами, активизация инвестирования в данную отрасль, развитие кадрового потенциала водоснабжающих предприятий.

Таким образом, основные цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения направлены на сбережение и повышение эффективности использования водных ресурсов государства.

Далее рассмотрим основные принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения:

 приоритетность обеспечения граждан питьевой водой, горячей водой, а также услугами по водоотведению;
 создание условий для привлечения инвестиций в сферу системы водоснабжения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;
 обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, а также систем водоотведения;
 достижение и соблюдение баланса экономических интересов предприятий, которые осуществляют горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, и их абонентов;
 установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов предприятий, которые осуществляют водоснабжение и водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и водоотведения;
 обеспечение равных условий доступа абонентов к услугам по водоснабжению и водоотведению;
 открытость деятельности предприятий, которые осуществляют горячее и холодное водоснабжение и водоотведение.

Таким образом, основополагающие принципы, регулирующие осуществление водоснабжение и водоотведение на территории, позволяют регулировать данную систему для обеспечения всех граждан необходимыми водными ресурсами.

Основными полномочиями государственных органов власти в сфере водоснабжения и водоотведения являются:

 утверждение правил горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, утверждение типового договора по водоснабжению и водоотведению;
 утверждение правил организации коммерческого учета воды и сточных вод;
 утверждение порядков разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию;
 утверждение порядка осуществления контроля за качеством воды;
 утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения;
 утверждение правил регулирования тарифов;
 утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Таким образом, на государственном уровне регулируются основополагающие элементы регулирования системы водоснабжения и водоотведения.

В компетенцию органов местного самоуправления включены следующие полномочия:

 организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и водоотведения в случае невозможности исполнения предприятиями, которые осуществляют водоснабжение, своих обязанностей;
 определение для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
 согласование вывода объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
 утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
 утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
 принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к централизованным системам на иные системы горячего водоснабжения;
 установление нормативов сточных вод.

Таким образом, органы власти муниципальных территорий несут ответственность за своевременное осуществление водоснабжения и водоотведение на территории муниципального образования, контролируют и проводят мониторинг текущего положения для недопущения чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления для каждой централизованной системы водоснабжения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Предприятие, которое осуществляет водоснабжение наделяется статусом гарантирующей, если к водопроводным и канализационным сетям этого предприятия присоединю наибольшее количество абонентов из всех предприятий, которые осуществляют холодное водоснабжение и водоотведение.

Гарантирующее предприятия обязано обеспечивать холодное водоснабжение и водоотведение в тех случаях, когда объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе водоснабжения и водоотведения в пределах зоны деятельности такого гарантирующего предприятия.

Государством обеспечивается осуществление водоснабжения и водоотведение с использованием централизованных систем посредством заключения договоров горячего и холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем осуществляется на основании соглашений с гражданами, которые эксплуатируют данные системы.

Согласно законодательству, коммерческому учету подлежит количество:

 воды, которая была подана или получена за определенный период абонентам по договорам водоснабжения;
 воды, которая транспортируется транзитной организацией по договорам транспортировки воды;
 воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договорам по водоподготовке воды;
 сточных вод, которые были приняты от абонентов по договорам водоотведения;
 сточных вод, которые транспортируются транзитными предприятиями по договорам транспортировке сточных вод;
 сточных вод, по отношению к которым произведена очистка в соответствии с договорами по очистке сточных вод.

Таким образом, основным объектом коммерческого учета при водоснабжении является вода для абонентов, сточные воды от абонентов, транзит воды по трубопроводам для абонентов.

При этом, коммерческий учет водоснабжения осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды и сточных вод. Такие приборы размещаются абонентами, которые эксплуатируют водопроводные и канализационные сети на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, которая указана в договоре по водоснабжению абонента.

В случаях отсутствия приборов учета или его неисправности осуществление коммерческого учета водоснабжения и водоотведения осуществляется расчетным способом.

Расчет тарифов осуществляется исходя из объемов поставленных товаров и услуг и рассчитывается одним из следующих методов:

 метод экономически обоснованных расходов, затратный метод – расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов, которые необходимы для работы предприятия;
 метод индексации – расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемые виды услуг;
 метод доходности инвестиционного капитала – в данном виде тарифа, учитывается возврат инвестиционного капитала и получение дохода, который эквивалентен доходу от его инвестирования в другие отрасли народного хозяйства, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками;
 метод сравнения аналогов – расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующего предприятия на осуществление такого же вида деятельности в сопоставимых условиях.

Таким образом, существует четыре основных метода формирования тарифов для осуществления водоснабжения и водоотведения на территориях муниципальных образований.

Выбор метода расчета тарифа осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, которые установлены основами ценообразования в сфере водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, но с учетом предложений гарантирующего предприятия.

В настоящее время государством регулируются цены на следующие виды деятельности:

 холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, ее распределение; подвоз воды;
 подключение к централизованной системе водоснабжения.

Государственному регулированию подлежат тарифы на:

 питьевую воду;
 техническое водоснабжение;
 транспортировку воды;
 подвоз воды;
 на технологическое присоединение к централизованной системе водоснабжения.

В сфере водоотведения регулируемыми тарифами являются тариф на водоотведение, на транспортировку сточных вод, тариф на подключение.

Таким образом, государство практически полностью контролирует тарифы в системе водоснабжения и водоотведения.

Также органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, которые необходимы для организации подачи гарантирующим предприятием воды, которая будет соответствовать всем необходимым требованиям.

Так, забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производится из источников, которые разрешены к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников, либо в случае экономической неэффективности их использования, забор воды из источников водоснабжения осуществляется по согласованию с федеральными органами власти и под надзором санитарно-эпидемиологических служб.

Питьевая вода, которая подается абонентам с использованием централизованных систем водопровода, считается соответствующей требованиям в тех случаях, когда уровень показателя качества воды не превышает нормативного качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки методе ее определения.

Производственный контроль качества питьевой и горячей воды осуществляется предприятием, которое непосредственно осуществляет данное водоснабжение. Сама программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды разрабатывается гарантирующим предприятием и согласовывается с органами местного самоуправления, территориальными органом федерального органа исполнительной власти, который осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Программа такого производственного контроля качества питьевой и горячей воды включает в себя:

 перечень показателей, по которым осуществляется контроль качества воды;
 указание мест забора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности гарантирующего предприятия;
 указание частоты отбора проб воды.

Таким образом, ответственным за качество поставляемой воды отвечает гарантирующее предприятие, которое обслуживает абонентов.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред.от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст.3822.
  2. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7358.
  3. Постановление Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 № 714 «Об утверждении единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым» — [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rk.gov.ru/ от 10.01.2018.
  4. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. –М.М.: Юрайт, 2021. – 174 с.
  5. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. –М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
  6. Белоконев, Е. Н. Водоотведение и водоснабжение / Е.Н. Белоконев, Т.Е. Попова, Г.Н. Пурас. — М.: Феникс, 2012. — 384 c.
  7. Бондарь Н.С. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.]; под редакцией Н. С. Бондаря. –М.: Юрайт, 2021. – 386 с.
  8. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. –М.: Юрайт, 2021. – 453 с.