УДК 37

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ, КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗО

№34,

Педагогические науки

Лошкова Диана Юрьевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД; САМОРЕАЛИЗАЦИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ACTIVITY APPROACH; SELF-REALIZATION; PRIMARY SCHOOL AGE; VISUAL ACTIVITY; CREATIVE ACTIVITY.


Аннотация: В статье рассматривается проблема самореализации личности учащихся начальных классов в процессе творческой деятельности на уроках технологии и ИЗО в рамках деятельностного подхода. Раскрыто понятие самореализации личности и ее значение в процессе развития детей младшего школьного возраста. В результате экспериментальной работы определена роль уроков технологии и изобразительной деятельности на процесс развития самореализации младших школьников.

Самореализация личности очень значимая часть жизни любого человека. Ведь, как важно найти себя в этой жизни, своё призвание, раскрыть весь свой потенциал. И путь к этому начинается с самого детства.

Поскольку младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребёнка, он является главным и для начала становления процесса самореализации. В этом возрасте дети начинают проявлять большую самостоятельность, становятся более уверенными в себе, инициативными, более творческими. Важно дать раскрыться всем этим чертам личности ребёнка. В этом процессе главным помощником должен стать учитель. От него зависит, как будет развиваться ученик. Если случиться так, что педагогу присущи авторитарные черты личности, то все «самопроявления» ребенка могут «спрятаться в панцирь», и не найдут своего выхода.

Поэтому так важно, чтобы учитель умел находить подход к каждому ученику, через адекватную оценку, через умение организовать школьную и внешкольную жизнь учащихся, в соответствии с возрастными и личными особенностями ребёнка, вовлекая его в разнообразные виды деятельности.

Педагог должен не только учить, но и постоянно учиться и совершенствоваться, чтобы его компетентность во многих вопросах вызывала уважение у учащихся. Педагог должен и сам быть творческой личность, без этого он не сможет развивать творческие способности у своих учеников.

Творческие способности могут проявляться, не зависимо от вида деятельности человека. Творческий подход важен как в приготовлении пищи, так и написании картины. Поэтому перед системой образования стоит задача воспитать именно творческую личность, что означает научить ребёнка творчески мыслить, развить его воображение, научить способам коммуникации, способам поиска новых решений в различных ситуациях, умению учиться.

Наиболее подходящим видом деятельности для развития процесса самореализации являются уроки изобразительной деятельности и технологии, в процессе которых внешняя предметная деятельность переходит во внутренний план, развивая психические способности, согласно деятельностному подходу.

Именно здесь, выполняя творческие задания, ребенок учиться самостоятельности в постановке творческих задач, проявляет оригинальность, учится соотносить свои действия в зависимости от действий других участников учебного процесса, происходит включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, появляется интерес к самому процессу поиска, развиваются универсальные учебные действия. Ребенок начинает видеть красоту в повседневной жизни, в окружающей природе.

И что, несомненно, результаты творчества должны приносить радость и эмоциональный подъем, это способствует желанию достижения успеха и самосовершенствования.

Для этого на уроках технологии и изобразительной деятельности должны быть созданы необходимые условия.

В рамках учебной деятельности проведены следующие формы занятий:
— правополушарное рисование пейзажа и портрета;
— создание коллективного проекта о музеях своего города, с использованием компьютерных технологий;
— изготовление ширм декораций для кукольного театра;
— роспись декораций для кукольного театра;
— изготовление кукол-марионеток, и кукол из бросового материала и другое.

В результате исследования уровня самореализации младших школьников, было выявлено, что применения широкого спектра приемов и методов на уроках технологии и изобразительной деятельности способствует развитию: мотивационной сферы, уровня готовности к творческой самореализации, познавательной активности младших школьников, самостоятельность и мотивация на получение знаний.

Всё это говорит о том, что применение на уроках технологии и изобразительной деятельности, широкого спектра творческих приемов работы основанных на деятельностном подходе, способствует развитию самореализации младших школьников.


Список литературы

  1. Ф.Р. Асадулаева Системно-деятельностный подход в процессе обучения детей младших классов ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (67) 2017
  2. Буряк О. В. Развитие творческих способностей младших школьников посредством обучения проектно-исследовательской деятельности https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-posredstvom-obucheniya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti
  3. Графова Е.С. Классические и инновационные технологии и методы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусстваhttps://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskie-i-innovatsionnye-tehnologii-i-metody-v-prepodavanii-izobrazitelnogo-i-dekorativno-prikladnogo-iskusstva
  4. Доклад «Создание условий для самореализации личности младшего школьника» https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2018/11/08/doklad-sozdanie-usloviy-dlya-samorealizatsii-lichnosti-mladshego
  5. Никулина Н.В. Творческая самореализация младших школьников в учебном процессе https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-samorealizatsiya-mladshih-shkolnikov-v-uchebnom-protsesse