УДК 159.9:796.01

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

№34,

Педагогические науки

Шаймарданова Люция Шарифзяновна


Ключевые слова: ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ИННОВАЦИИ В СПОРТЕ; СПОРТ; ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ТЕХНОЛОГИИ; VIRTUAL REALITY; INNOVATIONS IN SPORTS; SPORTS; PHYSICAL EDUCATION; TECHNOLOGIES.


Аннотация: В данной работе рассматриваются возможности применения технологии виртуальной реальности во время занятий спортом. Рассматривается также возможность привлечения большего внимания к спорту и физической культуре со стороны молодежи и подростков благодаря использованию инновационных технологий. В статье представлены как положительные, так и отрицательные стороны использования технологии виртуальной реальности.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и массовая цифровизация на сегодняшний день уже не являются новыми или удивительными процессами, но, тем не менее, продолжают существовать, и пандемия COVID-19 значительно ускорила и расширила действие этих процессов: в электронной среде развиваются бизнес, медицина, возможности взаимодействия людей и, конечно же, образование. Вместе с тем, несмотря на огромные возможности этого развития, в рамках образования все актуальнее становится проблема привлечения молодежи, детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.

Почему же занятия в спортзале, которые когда-то были любимыми у большей части обучающихся, сегодня становятся практически невостребованными? Почему главным приоритетом становится Интернет, сводя физическую активность практически на нет? Разумеется, ответ довольно прост: Интернет с его играми, видеороликами и бесконечным потоком знаний представляется людям любого возраста намного проще, увлекательнее и красочнее. На сегодняшний день любой учебный класс имеет достаточное технологическое оснащение для активного вовлечения детей и подростков в учебный процесс (компьютеры, интерактивные доски, планшеты и т.д.), однако физическое воспитание, по большей части, осталось прежним: спортзал, площадка, мяч. Естественно, что для подрастающего поколения, привыкшего жить в ярком мире фантазий, становится неинтересным старый традиционный подход к обучению. Снижение физической активности, малоподвижный образ жизни и постоянное использование гаджетов, в свою очередь, негативно влияют на здоровье детей и их общее развитие.

Можно ли сегодня изменить сложившуюся ситуацию? Как привлечь детей к спорту, сделать их физически активными, заинтересовать самим содержанием предмета? Научно-технологический прогресс и современные ИКТ предлагают нам свои современные тенденции в виде виртуальной реальности.

Виртуальная реальность в исследовании Селиванова В.В. понимается в качестве высокотехнологичных программных продуктов, характеризующихся трехмерным изображением объектов, возможностью анимации и интерактивности, эффектом присутствия, однако не вызывающих измененные состояния сознания пользователя [1]. Наиболее яркой и важной особенностью виртуальной реальности является возможность проектирования и создания окружающей действительности самими людьми в соответствии с их желаниями, интересами и идеями. А ведь именно этим в первую очередь интересуются современные дети и подростки, играя в онлайн игры и тратя время на забавные видеоролики. Практика показывает, что дети и подростки могут быть очень целеустремленными в том, чтобы развивать своих игровых персонажей, и даже мотивация взрослых людей в этом отношении не поддается сомнению, так как многие из них готовы тратить часы, дни и недели на прохождение уровня или выполнение квеста. На наш взгляд, подобные черты были бы незаменимы в рамках образовательного процесса.

Кроме того, отличительной чертой виртуальной реальности можно назвать и безопасность, которая также является одним из важнейших критериев образовательного процесса. В виртуальной реальности возможность получить травму сильно снижается ввиду того, что отсутствует реальный контакт с окружающей действительностью и теми предметами и реалиями, которые могут служить причиной несчастных случаев, влекущих вред здоровью. Несмотря на это, предметы и реалии, создаваемые в виртуальной реальности, ведут себя как совершенно настоящие вплоть до того, что во многом подчиняются законам физики, а значит, могут вполне эффективно применяться, например, для физических упражнений.

Виртуальная возможность также предоставляет возможность многомерного изучения действий спортсменов, детей и подростков. Если в реальности для изучения какого-либо действия под разными углами в процессе тренировки потребовалось бы воссоздание этого действия, то виртуальная реальность позволяет анализировать его со многих сторон сразу.

Еще одной важной возможностью виртуальной реальности является возможность следить за состоянием организма на постоянной основе и, в зависимости от получаемых показателей, регулировать нагрузку, что может быть важно не только в рамках школьного образования, но и в рамках профессионального занятия спортом.

Необходимо отметить, что попытки внедрить технологии виртуальной реальности в спорт предпринимались еще с 1983 года, когда была создана и успешно протестирована искусственная среда для тренировки и мониторинга состояния для гребцов-академистов. Впоследствии использовались видеоклипы, анимация и графика для создания искусственной среды в гимнастике. А в 2013 году была предпринята попытка создать тренажер с онлайн-обратной связью для силовых тренировок. Однако из-за больших денежных затрат, необходимых для приобретения подобных технологий, до недавнего времени все они использовались лишь в целях оказания помощи элитным спортсменам.

Разумеется, проблема денег и их влияния на образование и условия этого образования остается актуальной и сегодня. Так, например, Свечкарев В.Г. называет ее как одну из самых актуальных и сегодня. «Принцип экономической целесообразности, – отмечается в исследовании, – эффективности, рыночный механизм бездумно и прямолинейно спроецированный в сферы образования, медицины, культуры это огромный шаг назад, это инволюция, регресс» [2]. В связи с этим нельзя не отметить, что технологии виртуальной реальности явно выходят за рамки бюджета среднестатистической семьи или даже школы.

Однако с развитием технологий проблема дороговизны уходит в тень. Сегодня все чаще технологии виртуальной реальности оказываются в руках обывателей, их все чаще демонстрируют на своих YouTube-каналах блогеры, о них чаще рассказывают знакомые. Активно развиваются эти технологии, правда, по большей части в области онлайн-игр и развлекательной индустрии. В Корее, например, большую популярность приобретает VR-гольф, которым, по некоторым оценкам, занимается около 200 000 человек ежедневно. Однако значительная часть подобных игр также разрабатывается на основе упражнений, используемых профессиональными тренерами, в связи с чем и виртуальные занятия спортом приобретают все большую популярность.

Особенную важность на сегодняшний день использование виртуальной реальности в рамках занятия спортом приобретает благодаря активному развитию инклюзивного и адаптивного обучения. Для многих детей с ограниченными возможностями виртуальная реальность могла бы стать эффективным инструментом, помогающим изучить социальное взаимодействие и невербальные сигналы в индивидуальной обстановке, или предложить доступ к опыту обучения, который ранее был недостижим: например, предложить перемещаться по миру виртуальной реальности по желанию, без ограничений.

На основе всего вышесказанного можно утверждать, что виртуальная реальность открывает широкие возможности для моделирования различных ситуаций и условий в процессе обучения и занятий физической культурой, положительно влияет на мотивацию обучающихся, позволяет более точно отслеживать физическое состояние спортсмена и становится эффективным инструментом инклюзивного образования. Даже финансовая проблема реализации подобных технологий в условиях обычного учебного заведения все больше нивелируется со временем благодаря научно-технологическому прогрессу и развитию современных ИКТ. Использование технологий виртуальной реальности для организации тренировочного процесса в спорте обладает огромными преимуществами для физического и общего развития обучающихся.


Список литературы

  1. Свечкарёв В.Г. Современные проблемы обучения, воспитания, образования // Научные известия. – 2017. – №6. – С. 74-80.
  2. Селиванов В.В. Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – №2 (14). – С. 1-21.