УДК 342.9

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№34,

Юридические науки

Кислова Елена Николаевна


Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ; ИСТОЧНИКИ ПРАВА; НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СФЕРА; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ; ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS; SOURCES OF LAW; NORMS OF ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE AND LEGAL SPHERE; ADMINISTRATIVE AND LEGAL FORMS; EXECUTIVE AUTHORITIES; FUNCTIONS OF EXECUTIVE POWER.


Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает сущность источников правового регулирования в сфере административного законодательства. Затрагивает вопросы специфики правового регулирования административных правоотношений, а так же особую роль подзаконных актов в правовом регулировании административных правоотношений.

Институт административного права закономерно является одним из центральных, ключевых, базовых институтов российского права. Нормы данной отрасли права тесно переплетены с нормами большинства отраслей как публичного, так и частного права и применяются в неразрывной взаимосвязи с ними.

Безусловно, такое место административного права в отечественной системе отраслей права, прежде всего, объясняется тем, что его нормы закладывают правовые основы для организации и реализации деятельности государства в лице его органов, а именно административно-распорядительной и административно-охранительной. При осуществлении этой деятельности компетентные административно-публичные органы применяют нормы самых разных отраслей публичного и частного права – гражданского, финансового, градостроительного, жилищного, семейного, земельного, экологического, таможенного.

Так, нормами административного права определяется система, административная компетенция и полномочия, а также административно-правовые формы и методы осуществления деятельности Федеральной налоговой службы и её структурных подразделений, на которых возложено налоговое регулирование и налоговый контроль. При этом применяются нормы финансового (налогового) права. Также нормы административного права регулируют деятельность регистрационных и лицензирующих органов, которые обеспечивают реализацию норм жилищного, семейного, гражданского и других отраслей права.

Как указывают А.И. Стахов и П.И. Кононов, «источники административного права – это исходящие от уполномоченных государственных органов и должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, иных органов публичной власти, действующих от имени государства или муниципального образования официальные документы, устанавливающие, изменяющие, отменяющие или разъясняющие административно-правовые нормы, т.е. общеобязательные формально определённые правила, регулирующие отношения, возникающие в административно-правовой сфере» .

Основой административного права вообще, и административного права, регулирующего отношения в сфере административных правонарушений, являются нормативные правовые акты, и первым, самым значимым из них, следует назвать Конституцию РФ, поскольку данный документ является в любой отрасли российского права основополагающим, базовым источником права, соответственно, и административного права тоже. Нормы Конституции РФ устанавливают правовые основы, в соответствии с которыми происходит организация и осуществление деятельности государства в административно-распорядительной и административно-охранительной сферах, регулируется административно-правовой статус граждан РФ, иностранцев и апатридов.

Следующей по юридической силе группой источников административного права идут законы, которые, в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, предусматривающим, что и административное, и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, подразделяются на законы федеральные и законы субъектов РФ (региональные).

Так, в рассматриваемой сфере содержит только нормы административного права лишь один кодекс – КоАП РФ. Также источником административного права можно назвать практически все существующие в России кодексы – КАС РФ, УК РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) и другие.

Помимо кодексов, вопросы в сфере административного права регулируют, например, Федеральные законы «О полиции» , «О порядке отбывания административного ареста» , «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и т.п.).

Вторую разновидность законов представляют собой Законы субъектов РФ, которые подразделяются аналогично делению законов федерального уровня, то есть на основные и обычные (текущие). Следует подчеркнуть, что региональное законодательство не должно противоречить нормам федерального законодательства и Конституции РФ, а в случае выявления таких противоречий нормы регионального законодательства подлежат приведению в соответствие с указанными документами.

Обычные региональные (или текущие) законы – это законы субъектов РФ, принятые на основе конституций или уставов этих субъектов и устанавливающие систему и организацию деятельности региональных административно-публичных органов, а также административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности по вопросам, в соответствии с федеральным законодательством относящихся к их ведению, и определяющие особенности регулирования и охраны административного правопорядка в соответствующих субъектах РФ.

Следующей большой группой источников административного права являются подзаконные нормативные правовые акты, которые принимаются уполномоченными на то органами власти и их должностными лицами соответствующего уровня (федеральными, региональными, органами местного самоуправления) в пределах их компетенции. Подзаконные нормативные правовые акты служат для конкретизации отдельных положений соответствующих законов, регламентирующих вопросы организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности, обеспечения административного правопорядка и формирования необходимого правового механизма действия вышеуказанных положений законов.

При этом подзаконные нормативные правовые акты в сфере административного права также имеют разветвлённую структуру и их можно подразделить на виды в зависимости от уровня органа или должностного лица, его издавшего.

Наибольшей юридической силой среди рассматриваемых документов обладают Федеральные подзаконные нормативные правовые акты, в свою очередь делящиеся следующим образом:

— Указы Президента РФ, такие как, например, Указ Президента РФ «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и другие.
— постановления Правительства РФ, регламентирующие определённые правила, нормы, положения в административно-правовой сфере. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» и т. п.);
— нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, служб и т.д.), которые могут принимать форму правил, приказов, инструкций, регламентов, положений, уставов;
— нормативные правовые акты федеральных административно-публичных органов, в систему исполнительной власти России не входящих, таких как Генеральная прокуратура РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Центральный банк РФ. Указанные органы издают приказы, инструкции, правила и т.д. При этом среди рассматриваемой группы источников административного права особое значение имеют (как и в случае Федеральных законов) кодифицированные федеральные подзаконные нормативные правовые акты, позволяющие регулировать большие группы отношений в сфере административного права. В качестве примера кодифицированного подзаконного акта можно привести Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ), Положение о паспорте гражданина Российской Федерации , Устав патрульно-постовой службы полиции , административные регламенты .

Подзаконные нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления имеют сходное деление, то есть на акты глав муниципальных образований, представительных органов местного самоуправления, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в целях исполнения соответствующей административно-правовой функции, делегированной данному органу или должностному лицу федеральным или региональным законом.

И последней в иерархии источников административного права группой документов являются подзаконные нормативные правовые акты, изданные административными органами или исполнительными органами юридических лиц, при условии, что они в различных организациях действуют с санкции государства, и при этом контролируются административно-публичными органами.

Общая совокупность всех нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации и содержащих материальные и процессуальные нормы административного права, составляют административное законодательство Российской Федерации.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 г.с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2021) // Российская газета. 1998. № 148-149.
  3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.02.2020) // Российская газета. 2011. № 28.
  4. Федеральный закон от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» (ред. от 01.10.2019) // Российская газета. 2013. № 94.
  5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) // Российская газета. 2011. № 263.
  6. Указ Президента РФ от 28.04. 2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Российская газета. 2020. № 95.
  7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)» (ред. от 26.03.2020) // Российские вести. 1993. № 227.
  8. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (ред. от 20.11.2018) // Российская газета. 1997. № 135.
  9. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (в ред. от 12.02.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
  10. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (ред. от 21.12.2017) (зарег. в Минюсте России 06.10.2017 № 48459)// Российская газета. 2017. № 232.
  11. Стахов А.И, Кононов П.И. и др. Административное право России. – М.: Юрайт, 2020. С. 242.
  12. Юзефович Ж.Ю. Функции юридической ответственности и формы их реализации по Российскому законодательству. Автореферат. Москва. 2004. 25 c.