УДК 342.9

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ПО ИНИЦИАТИВЕ ПРОКУРОРА

№34,

Юридические науки

Кислова Елена Николаевна


Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА; ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА; ADMINISTRATIVE OFFENSE; LEGAL STATE; ADMINISTRATIVE AND ADMINISTRATIVE PROCEDURAL LEGISLATION; REGULATORY LEGAL ACTS; PROSECUTOR’S RESOLUTION; PROSECUTOR’S INSPECTION.


Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает особенности возбуждения дела об административном правонарушении. Роль прокурорской проверки и вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Построение правового государства является одной из важнейших задач современного общества. При этом среди институтов системы российского права административное законодательство занимает весьма значимое место в современной России, что отвечает требованиям своего времени. Согласно пункту «к» части первой статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное и административно-процессуальное законодательство, что даёт основание для выстраивания двухуровневой системы административного права – федерального и регионального.

Важнейшая роль в формировании и поддержании правопорядка принадлежит законодательству об административных правонарушениях. Именно посредством принятия норм этого законодательства те или иные бихевиористские теории и концепции , к которым государство ранее не придавало четкой юридической значимости, в настоящее время обретают определенную смысловую правовую направленность.

В 2020 году в Российской Федерации было рассмотрено 7036257 дел об административных правонарушениях. Из них за правонарушения, предусмотренных нормативными актами субъектов РФ – в количестве 66973. Данная статистика свидетельствует о довольно значительном количестве граждан, совершающих административно-деликтные деяния.

Происходящие социально-экономические, политические и другие изменения в общественной жизни и деятельности государства, его правовых институтов и правоприменительной практики, проводимые в обществе реформы, повлекли многочисленные изменения и дополнения действующего законодательства об административных правонарушениях.

Так, действующий с 1 июля 2002 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) только «за более чем 15-летний период дополнялся и изменялся более чем четырьмястами федеральными законами, а число внесённых этими законами поправок превысило три тысячи» .

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, прежде всего, являются базисные доводы, полученные из правоохранительных инстанций и учреждений местного самоуправления, а также заявлений физических лиц и на оснований публикаций СМИ, в случае, если эта информация содержит сведения, доказывающие «событие административного правонарушения» (ч. 1 ст. 28.1 КоАП) .

В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении содержат сведения, предусмотренные ст. 28.2 этого кодекса, регламентирующей составление протокола об административном правонарушении.

В постановление должны входить следующие сведения:

а). дата и место вынесения постановления прокурора;
б). должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление;
в). сведения о юридическом (физическом) лице, в отношении которого возбуждено дело о нарушении закона в административной сфере;
г). все возможные данные на участников представленного дела;
д). место и время совершения данного правонарушения;
е). статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
ё). первичные данные обстоятельств дела со стороны физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
ж). вся возможная информация, имеющая отношение к данному судебному случаю.

Некоторые отечественные правоведы идентифицируют ненужность в вынесении постановлении прокурора целого пакета необходимой информации по тому или иному делу, но при этом констатируется факт, что в реальности подобная позиция к составлению постановлений не препятствует их рассмотрению по существу .

Так, всем представителям, участвующим в судебном разбирательстве (физическому лицу или законному представителю юридического лица), в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства доводятся до них и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем устанавливается запись в постановлении.

По мнению автора, «лицам» (физическому лицу или законному представителю юридического лица), в отношении которых возбуждено дело, в обязательном порядке должна быть предоставлена возможность ознакомления с данным решением.

Данная категория лиц обладает абсолютными правами делать те или иные объяснения в данной ситуации, которые можно вносить как составную часть приложения к судебному постановлению, и непреложным является обязательно поставить при этом свою подпись. В случае невыполнения этого алгоритма работы в вышеуказанном документе делается ремарка о нежелании клиента судебных разбирательств это сделать. При этом, обязательно передается копия детерминированного постановления под расписку вручается данным лицам (физическому лицу или законному представителю юридического лица), в отношении которых возбуждено дело, а также копия пересылается и стороне, понесшей при этом ущерб.

В случае неявки участников слушаний, при условии, если они были извещены в установленном порядке, постановление о возбуждении дела выносится при их отсутствие, а копия постановления в течение трех дней направляется лицу, в отношении которого оно вынесено.

В течение трех суток с момента вынесения постановления оно переправляется в судебную инстанцию, которая будет рассматривать дело об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 25.11 КоАП прокурор имеет полное право принять участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, давать окончательное заключение по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. При этом прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела, инициированного по его правовой инициативе .

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении по материалам, заявлениям, которые содержат сведения о происшедшем правонарушения (возбуждение дел по которым относится к исключительной компетенции прокурора), то он, руководствуясь ч. 5 ст. 28.1 КоАП, должен вынести мотивированное определение.

В соответствии с требованиями ст. 24.5 данного кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих имеющихся обстоятельств:

а). административное правонарушение; не имело место;
б). отсутствие состава данного правонарушения, в том числе недостижение (физическим) лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения его к правовой ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
в). действия лиц-участников, исходя из крайней необходимости;
г). вследствие вышедшей в свет амнистии, если она создает благоприятствование для нейтрализации наступившего правового наказания;
д). прекращение легитимного действия закона, констатировавшего данную ответственность;
е). истечение сроков давности привлечения к правовой ответственности;
ё). наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом (лицами), в отношении которого (которых) ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении правового наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
ж). наступление смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу о правонарушении.

Таким образом, во-первых, дела об административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам прокурорских проверок и обращениям потерпевших граждан; во-вторых, в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении по материалам и заявлениям, содержащим данные о событии правонарушения (возбуждение дел по которым относится к исключительной компетенции прокурора), который руководствуясь ч. 5 ст. 28.1 КоАП, должен вынести мотивированное определение.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Российская газета. 2001. № 256.
  3. Андриянов В.Н. Новая кодификация законодательства об административных правонарушениях: состояние и перспективы // Сибирский юридический вестник. — 2018. — № 3. — С. 16.
  4. Хаманева Н.Ю. Кодекс РФ об административных правонарушениях: история и современность (к 90-летию профессора Н.Г. Салищевой) / Н.Ю. Хаманева // Административное право и процесс. 2014. № 9. С. 35 – 39.
  5. Севостьянова Е.В. Проблемные аспекты квалификации административных правонарушений по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (объективная сторона) / Е.В. Севостьянова // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 137 — 142.
  6. Хаманева Н.Ю. Кодекс РФ об административных правонарушениях: история и современность (к 90-летию профессора Н.Г. Салищевой) / Н.Ю. Хаманева // Административное право и процесс. 2014. № 9. С. 38.
  7. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: https://www.cdеp.ru (дата обращения: 08.11.2021).
  8. Юзефович Ж.Ю.Формы реализации функций юридической ответственности в отраслях материального права// Право: теория и практика.2002.№ 15.С.29.
  9. https://center-bereg.ru/j88.html