УДК 342.922

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ

№34,

Юридические науки

Капарова Мерьем Тимурлановна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ; ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА; СРОКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ; СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ; ADMINISTRATIVE COERCION; ADMINISTRATIVE DETENTION; OFFICIALS; DEADLINES FOR ADMINISTRATIVE DETENTION; DRUNK.


Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с применением процедуры административного задержания как меры административно-процессуального обеспечения. На основании анализа практики автор констатирует наличие ряда пробелов и коллизий законодательства; в связи с этим он вносит конкретные предложения по его усовершенствованию. Также были выявлены явные противоречия в регламентации порядков осуществления указанных мер сотрудниками органов исполнительной власти, в результате чего наблюдается рост показателей статистики прекращений производств по делам об административных правонарушениях в связи с нарушениям механизма реализации мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также прекращений производств по делам об административных правонарушениях в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности лиц, в отношении которых велось производство, причиной пропуска которого стали в том числе значительные недостатки в нормах, регламентирующих порядок реализации мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Административное задержание определяется в КоАП РФ как краткосрочное ограничение свободы человека. Он может применяться в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Целями административного задержания являются: 1) правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении; 2) исполнение постановления об административном правонарушении.[1]

О задержании лица в соответствии с частью 3 статьи 27.3 КоАП РФ по его запросу уведомляются: — родственники; — администрация по месту работы (учебы) — защитник. В теории и на практике часто возникает вопрос: следует ли на основании части 3 статьи 27.3 КоАП РФ всем родственникам, которых просят уведомить задержанный, или только одному из них — по выбору задержанного или должностного лица, осуществившего задержание, уведомить об административном задержании. Возникает также вопрос о возможности задержанного требовать уведомления не родственников, а других лиц, с которыми он находится в близком родстве (например, друга, соседа по комнате и т. Д.). Представляется, что в данном случае предлагается исправить часть 3 статьи 27.3 КоАП РФ, чтобы она не содержала никакого списка лиц, уведомление которых задержанный может запросить, а лишь указала, что по его запросу любое О факте задержания должны быть уведомлены 2-3 человека по его выбору, контакты которых он может предоставить и с которыми можно оперативно связаться. Уведомление может осуществляться любым способом, позволяющим сделать это максимально быстро. Задержанный может осуществить такое уведомление самостоятельно, при этом ограничения на использование мобильного телефона должностными лицами, проводившими задержание, а тем более его изъятие, являются незаконными (за исключением особых ситуаций, например, если мобильный телефон находится в нерабочем состоянии). вещественные доказательства, орудие совершения преступления и др.) [2].

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном, время, место и мотивы задержания. Среди требований к протоколу необходимо обратить внимание на следующее: — при указании времени задержания необходимо указывать не время фактического ограничения свободы, а время доставки человека в соответствующее учреждение. авторитет или время его отрезвления; — КоАП РФ требует обязательного указания причин задержания в протоколе, но на практике вместо мотивов в протоколах часто указываются либо основания задержания (подозрение в совершении административного правонарушения), либо цели ( необходимость составления протокола об административном правонарушении, об исполнении определения об административном правонарушении и т. д.). Это неверно — мотив задержания должен объяснять, почему применение этой меры принуждения было необходимым в данном конкретном случае. Такое понимание мотива следует из указания на исключительный характер административного задержания (часть 1 статьи 27.3), которое должно применяться только в тех случаях, когда невозможно обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении или исполнение постановления по делу об административном правонарушении иными способами. [3]

Протокол об административном задержании должен быть подписан составившим его должностным лицом и задержанным. При его составлении участие свидетелей, а также иных лиц не требуется. Соответственно, не требуется удостоверять своими подписями отказ задержанного подписать протокол об административном задержании. Вручение копии протокола об административном задержании задержанному не является обязательным и осуществляется только по его просьбе. Однако, если такой запрос имел место, его выполнение становится обязательным. Одним из сложных вопросов применения норм КоАП РФ об административном задержании является вопрос исчисления его сроков. Сам Кодекс определяет в статье 27.5 общие (3 часа) и особые (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок содержания под стражей основан на статье 22 Конституции Российской Федерации, согласно которой лицо не может быть задержано более 48 часов до судебного решения. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. «В случае проверки конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении» иностранных граждан в СССР «в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» было отмечено, что по смыслу указанной статьи Конституции Российской Федерации установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения также применяется к административному задержанию.

В отношении последнего основания существует правовая неопределенность. В соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ административный арест не может быть применен к отдельным категориям лиц (беременным женщинам; женщинам, имеющим детей до четырнадцати лет; лицам до восемнадцати лет и т. Д.). Административное выдворение за пределы Российской Федерации распространяется только на иностранных граждан и лиц без гражданства. Возникает вопрос: если, например, возбуждено дело об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест в отношении лица, к которому данный арест не применяется, может ли такое лицо быть задержано на срок до 48 часов? То же можно сказать и о возбуждении дела об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации. Надо сказать, что этот вопрос рассматривался Конституционным Судом РФ, куда обратилась гражданка Ветлицкая С.В. В своем заявлении она оспорила конституционность части 3 статьи 7.5 КоАП РФ, согласно которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем за собой в качестве одной из мер. [4]

Согласно позиции того же Конституционного Суда Российской Федерации, административное задержание на срок не более 48 часов может применяться только при наличии достаточных оснований считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу административное правонарушение, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, и последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения. Правонарушение не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания в качестве меры принудительного характера для обеспечения производства по данному делу (п.1 постановляющей части Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П «В случае проверки конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 КоАП РФ, пункт 1 статьи 1070 и абзац третий статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Я. Карелин, В.К. Рогожкин и М.В. Филандров »). Некоторые эксперты вносят предложения об увеличении сроков административного задержания по делам о задержании лиц, совершивших административные правонарушения в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации. [5]

Например, Ю. П. Гапон пишет, что «в подведомственной деятельности пограничных ведомств ФСБ часто срок административного задержания «до 48» часов недостаточен для принятия правильного процессуального решения. Это касается случаев, когда иностранные граждане и лица без гражданства не имеют при себе документов, удостоверяющих личность, и в то же время отказываются предоставить какую-либо идентифицирующую информацию или предоставить информацию, не соответствующую действительности ». Для таких ситуаций автор предлагает ввести десятидневный срок для административных содержание под стражей.

Можно отметить, что действующее законодательство в некоторых случаях предусматривает возможность административного задержания на срок более 48 часов и без решения суда. Здесь можно процитировать часть 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», согласно которому «граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими чрезвычайное положение, до конца комендантский час, а граждан, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более трех суток, по решению руководителя органа внутренних дел или его заместителя.


Список литературы

  1. Решетник Ю.Ф, К вопросу о применении административного задержания // Пробелы в российском законодательстве — 2015г. №6
  2. Хандохов А.Ю., Кодзоков А.Х., Бозиева Ю.Г. Правовое регулирование административного задержания органами внутренних дел // Проблемы экономики и юридической практики — 2021г. №3
  3. Новиков А.В. Особенности и проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест либо административное выдворение // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право — 2015г. №4
  4. Телегин А.С. Меры административно-процессуального принуждения: некоторые вопросы применения // Вестник Пермского университета. Юридические науки — 2014г. №1
  5. Поникарова Т.В., Поникаров В.А. Совершенствование обеспечения законности при реализации административно-деликтных производств в пенитенциарной системе Российской Федерации // Человек: преступление и наказание — 2015г. №1.
  6. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/pravo/2018/02/2018-02-20.pdf