УДК 342.9

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ВИДЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ

№34,

Юридические науки

Туркель Виктория Валериевна


Ключевые слова: ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОБЛАСТЬ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ; НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; PROCEEDINGS ON CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES; ADMINISTRATIVE PENALTIES; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; THE AREA OF PROPERTY PROTECTION; VIOLATION OF LEGISLATION; ADMINISTRATIVE FINE.


Аннотация: В работе осуществлен анализ вопроса производства по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований законодательства в области охраны собственности. Приведены примеры судебной практики, выявлены недостатки в действующем законодательстве.

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей также присущи свой круг участников свои процессуальные документы.

Осуществив детальный анализ различных трудов авторов, в том числе положений административного законодательства, пришли к заключению, что следует различать такие стадии производства по делам об административных правонарушениях, в том числе в области охраны собственности:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ) [1], его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства.

На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий.

Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

Так, при административном правонарушении в области охраны собственности стадия возбуждения дела об административном правонарушении начинается с момента обнаружения события административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, либо поступления данном лицу указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалов, сообщений и заявлений.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

 подготовка к рассмотрению дела;
 анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;
 принятие и оформление решения (постановления) по делу;
 доведение принятого решения до сведения.

Рассмотрение поводов к возбуждению дела об административном правонарушении представляет собой мыслительную деятельность, содержанием которой является предварительная квалификация события.

Так, в качестве характерного примера можно обозначить Постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым 18 мая 2020 г. по делу № 5-413/2020 [2].

В результате всестороннего рассмотрения дела, анализа обстоятельств, всех материалов по делу, лицо было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ, в результате чего ему было назначено административное наказание в виде штрафа в доход государства в размере 3000 (три тысячи) руб.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

 обжалование, опротестование постановления;
 подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;
 рассмотрение жалобы (протеста);
 решение по жалобе (протесту) и его оглашение;
 пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

Постановление, принятое в результате осуществления административного производства, может быть пересмотрено по протесту прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [3].

Таким образом, пересмотр постановления может быть результатом протеста прокурора.

В качестве примера обозначим ситуацию (Решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 21 июля 2020 г. по делу № 12-118/2020) [4], когда помощника прокурора г. Алушта обратился в суд с протестом на постановление мирового судьи о привлечении лица к административной ответственности по ч.1 ст.7.27 КоАП РФ.

В протесте прокурор просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и прекратить производство по делу, направив материалы дела для принятия решения в порядке уголовно-процессуального законодательства.

В результате рассмотрения материалов дела, доводов прокурора, руководствуясь ст. ст. 30.6 — 30.9 КоАП РФ, судья удовлетворил протест прокурора г. Алушта. И на основании п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ прекратил в отношении лица производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.27 КоАП РФ, указав о необходимости передачи материалов дела для рассмотрения в порядке уголовно-процессуального законодательства, в связи с наличием в действиях лица признаков преступления, предусмотренного ст. 158.1 УК РФ.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

 обращение постановления к исполнению;
 реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);
 окончание производства по исполнению постановления (решения).

5. Пересмотр решения по административному делу.

Указанная стадия обладает определенной спецификой. Отличие данной стадии административного процесса от предыдущих стадий заключается в том, что она является факультативной и в таком качестве предусмотрена законодательством.

Эта стадия административного процесса становится реальной в тех случаях, когда у субъектов, которым непосредственно адресовано решение по административному делу, возникает необходимость обжалования этого решения по основаниям материального или процессуального характера.

Обозначим в качестве примера Решение Верховного Суда Республики от 5 июля 2016 г. по делу № 12-872/2016 [5]. Когда гражданка К. была признана согласно Постановлению судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.17 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300 (трехсот) рублей. Однако гражданка К. обратилась с жалобой, в которой просит отметить судебное постановление и прекратить производство по делу в отношении нее в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ. В результате всестороннего рассмотрения дела и доводов гражданки К., у суда первой инстанции оснований делать вывод о наличии вины Крупка Н.А. по материалам, имеющимся в деле, не имелось. В результате, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд решил указанное постановление отменить, а производство по делу прекратить.

Отметим, что действующее законодательство знает и исключения из общего правила. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 25.2 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе также потерпевший (Решение Судакского городского суда Республики Крым от 9 сентября 2019 г. по делу № 12-64/2019 [6]).

Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела; разрешение его в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В завершении, отметим, что КоАП РФ содержит пробел в части процессуальной регламентации рассмотрения материалов, сообщений и заявлений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. В целях устранения данного пробела предлагается предусмотреть в ст. 28.1 КоАП РФ обязательное уведомление заявителя о результатах рассмотрения сообщения или заявления в течение 15 дней со дня получения сообщения или заявления, а в случае вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении – направить заявителю копию мотивированного заключения.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
  2. Постановление Евпаторийского городского суда Республики Крым 18 мая 2020 г. по делу № 5-413/2020 // СудАкт [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/19eDmlkWfG1/?regular-txt= (дата обращения: 13.11.2021).
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета. № 229. 25.11.1995.
  4. Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 21 июля 2020 г. по делу № 12-118/2020 // СудАкт [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/cbZysLnDzNbX/?regular-txt= (дата обращения: 13.11.2021).
  5. Решение Верховного Суда Республики от 5 июля 2016 г. по делу № 12-872/2016 // СудАкт [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ikxpRoSJM0ol/?regular-txt= (дата обращения: 13.11.2021).
  6. Решение Судакского городского суда Республики Крым от 9 сентября 2019 г. по делу № 12-64/2019 // СудАкт [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/eJMisPDy4drj/?regular-txt= (дата обращения: 13.11.2021).