УДК 342.9

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ

№34,

Юридические науки

Туркель Виктория Валериевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОБЛАСТЬ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ; НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; ADMINISTRATIVE PENALTIES; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; AREA OF PROPERTY PROTECTION; VIOLATION OF LEGISLATION; ADMINISTRATIVE FINE.


Аннотация: Автором осуществлен анализ вопроса административной ответственности за нарушения законодательства в области охраны собственности. Осуществлено исследование изменений, происходящих в законодательстве. Сформулировано авторское определение термина «административная ответственность в области охраны собственности».

Законодателем предусмотрена административная ответственность за совершение правонарушения в области охраны собственности. При этом понятие административной ответственности за правонарушения в области охраны собственности законодателем на закреплено, а лишь определены ее основания.

Административные правонарушения в области охраны собственности представляют собой наказуемые в административном порядке виновные противоправные деяния, которые посягают на принадлежность материальных благ соответствующим собственникам, а равно нарушают требования по обеспечению их сохранности.

За правонарушения в области охраны собственности физические и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с главой 7 КоАП РФ, включающей 48 статьей [1].

Таким образом, административное законодательство определяет перечень административных правонарушений в области охраны собственности (глава 7 КоАП РФ).

В первую очередь следует выделить такие административные правонарушения в сфере охраны собственности, как уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ) и мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ).

К административным правонарушениям в области охраны земельных участков можно отнести следующие:
— самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ);
— пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (ст. 7.3 КоАП РФ);
— самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4 КоАП РФ);
— самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ);
— повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения (ст. 7.7 КоАП РФ);
— самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ).

Отдельно законодатель закрепил несколько составов административных правонарушений, объектами которых являются объекты культурного наследия:
— нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. 7.13 КоАП РФ);
— проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14 КоАП РФ);
— ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст. 7.15 КоАП РФ); этот состав административного правонарушения тесно связан с таким основанием приобретения права собственности, как клад (ст. 233 ГК РФ).

Законодателем закреплены составы административных правонарушений, объектами которых являются природные ресурсы, объекты животного мира и водные биологические ресурсы: самовольная добыча янтаря (ст. 7.5 КоАП РФ), пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии) (ст. 7.11 КоАП РФ).

Так, в законодательстве об административной ответственности предусмотрены составы правонарушений, объектами которых являются жилые помещения: нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст. 7.21 КоАП РФ), нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ), нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ).

Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ с 1 января 2011 г. [2] глава 7 КоАП РФ дополнена ст. 7.34 «Нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность». Таким образом, данная новелла говорит о взаимосвязи гражданского, земельного и административного законодательства.

Для обеспечения надлежащего исполнения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд российский законодатель предусмотрел четыре состава административных правонарушений:

— несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.29 КоАП РФ);
— нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ);
— предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31 КоАП РФ);
— нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.32 КоАП РФ).

Статьи 7.30-7.32 КоАП РФ были введены Федеральным законом от 02.02.2006 № 19-ФЗ [3], т.е. после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[4], который на сегодня утратил силу. Последние изменения, вступившие в силу с 1 января 2011 г., внесены Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3 [5].

Два состава административных правонарушений, связанных с правами на результаты интеллектуальной собственности, включены в главу 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности»: ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и ст. 7.28 «Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах».

За административные правонарушения в сфере интеллектуальной собственности применяется конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм — основание принудительного прекращения права собственности (ст. 7.12 КоАП РФ).

Таким образом, становится понятно, что Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за довольно широкий круг нарушений законодательства в сфере охраны собственности. Ведь законодатель постоянно вносит изменения в данную главу, дополняя ее, либо корректируя определенные статьи, с учетом изменений происходящих в обществе и правоприменительной практики, ошибок, выявляемых на практике. К примеру, за последнее время существенные изменения в Главу 7 КоАП РФ были внесены в результате принятия законодателем:

— Федеральный закон от 09.03.2021 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [6].
— Федеральный закон от 24.04.2020 № 133-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [7].
— Федеральный закон от 29.05.2019 № 114-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [8].
— Федеральный закон от 27.12.2018 № 510-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [9].

Полагаем, целесообразно сформулировать свое авторское определение понятия административного правонарушения в области охраны собственности.

Административным правонарушением в области охраны собственности признается предусмотренное гл. 7 КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях противоправное виновное деяние физического лица, посягающее на право собственности или на установленный порядок осуществления права собственности, если оно не влечет уголовной ответственности, а также противоправное виновное деяние юридического лица, допустившего совершение его должностным лицом или работником административного правонарушения или преступления, посягающего на однородный объект.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 212-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» // Российская газета. № 164, 31.07.2007.
  3. Федеральный закон от 02.02.2006 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. № 25. 08.02.2006.
  4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. № 163. 28.07.2005. (утратил силу).
  5. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. № 100. 12.05.2010.
  6. Федеральный закон от 09.03.2021 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. № 52. 12.03.2021.
  7. Федеральный закон от 24.04.2020 № 133-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. № 92. 28.04.2020.
  8. Федеральный закон от 29.05.2019 № 114-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. № 117. 31.05.2019.
  9. Федеральный закон от 27.12.2018 № 510-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. № 295. 29.12.2018.
  10. http://spbrta.customs.ru/spbrta/images/stories/uchZap/t38.pdf#2