УДК 34

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

№34,

Юридические науки

Букарева Дарья Юрьевна


Ключевые слова: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ; ГАРАНТИИ; СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЁННОСТЬ; КОМПЕНСАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ; MUNICIPAL EMPLOYEE; GUARANTEES; SOCIAL SECURITY; COMPENSATION FOR RESTRICTIONS.


Аннотация: В настоящее время муниципальные служащие имеют не просто статус обычного гражданина России, который обладает определённым набором прав и обязанностей, согласно Конституции РФ, а отдельная категория, которая имеет спектр различных средств социальной защищённости. Правовая и социальная защищённость муниципальных служащих является одним из факторов повышения конкурентоспособности и престижа данной профессии.

Развитие федерального и регионального законодательства в области муниципальной службы диктует необходимость постоянного совершенствования нормативной правовой базы в части, касающейся внесения изменений в действующие нормативные правовые акты и принятия новых. После вступления в силу Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[1], принятого 02 марта 2007 г. (далее Закон № 25-ФЗ) в муниципальных образованиях была начата работа по повышению эффективности муниципальной службы, в том числе стимулирования деятельности муниципальных служащих, путём предоставления им дополнительных гарантий.

Слово «гарантия» происходит от французского «garantie», что означает ручательство; условие, обеспечивающее что-либо. Согласно статьи 164 ТК РФ под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

В юридической литературе существуют различные точки зрения в определении такого понятия как «гарантии муниципального служащего». Так, по мнению Л.В. Куревина: гарантии муниципальным служащим необходимы «с целью компенсации некоторых ограничений, связанных со статусом муниципального служащего»[2]. Аналогичной позиции придерживается С.Ю. Фабричный, для которого гарантии служат «компенсационным механизмом по отношению к ограничениям, накладываемым условиями прохождения службы»[3].

Поступление на муниципальную службу, а также ее прохождение, строго регламентировано Законом № 25-ФЗ, в котором законодатель четко устанавливает перечень прав и обязательств служащего и дает пояснения относительно целей утверждения ряда дополнительных социальных гарантий данной категории служащих, недоступных для других сфер деятельности. Меры социальной поддержки устанавливаются с целью:

компенсации существующих в силу специфики деятельности ограничений в различных сферах жизни общества;
обеспечения стабильности проф. состава кадров;
увеличения мотивации качественного выполнения работы;
обеспечения соблюдения прав служащих муниципалитетов;
повышения социальной защищенности служащих.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 25-ФЗ  муниципальному служащему гарантируются:

— право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

— условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

— медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;

— обязательное государственное  социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

При этом, перечень гарантий, установленный Законом № 25-ФЗ не является исчерпывающим, законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии, в том числе гарантии, связанные с увольнением в связи с ликвидацией органа или сокращением штата.

Так на территории Красноярского края вопросы организации муниципальной службы регулирует Закон Красноярского края от 24 августа 2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае»[4]. На территории города Красноярска основным правовым актом, отражающий суть муниципальной службы на территории города является Устав города Красноярска, принятый от 24 декабря 1997[5]. В соответствии с пунктом 6 статьи 48 Устава Муниципальному служащему устанавливаются социальные гарантии в соответствии с законодательством и правовыми актами города.

В соответствии со статьей 9 Закона Красноярского края от 24 августа 2008 № 5-1565 муниципальному служащему, в дополнение к общим гарантия предоставления пенсии, гарантируется предоставление права на пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования. 

Условия и порядок предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, при этом пенсия за выслугу лет может устанавливаться при наличии не менее 12,5 лет стажа муниципальной службы у мужчин и не менее 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет составляла не более чем 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер пенсии за выслугу лет может быть увеличен не более чем на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего края за каждый полный год стажа муниципальной службы, но сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов его месячного денежного содержания.

Так, например, в соответствии с действующим законодательством сотрудникам районной администрации г. Красноярска, при достижении ими пенсионного возраста, полагается не только страховая пенсия по старости, но и дополнительная – за выслугу лет. Однако рассчитывать на ее получение могут только те муниципальные служащие, которые были заняты работой в органах местного самоуправления длительное время – мужчины не менее 12,5 лет, женщины не менее 10 лет и перед назначением пенсии непрерывно работами органах муниципальной власти не менее 12 месяцев.

Кроме того, статьей 8 Закона Красноярского края от 24 августа 2008 № 5-1565 муниципальным служащим гарантируется предоставление  ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет из расчета один календарный день за каждый полный год стажа муниципальной службы. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для муниципальных служащих не может превышать 45 календарных дней.

Таким образом, сотруднику районной администрации в городе Красноярске, помимо ежегодного отпуска продолжительностью 28 календарных дней, установленный статье 118 ТК РФ, а также дополнительного отпуска в размере 8 календарных дней (в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»[6]), предусмотренного статьей 119 ТК РФ, гарантируется предоставление дополнительного отпуска за выслугу в лет исходя из его стажа муниципальной службы.

Проанализировав муниципальное законодательство, можно установить, что преимущественно закрепляются в качестве дополнительных гарантий – социальные гарантии и гарантии, предусмотренные в рамках трудового права. При этом многие дополнительные гарантии зачастую дублируют государственные гарантии, предоставленные государственным служащим в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Такое положение обусловлено тем, что в характере служебно-трудовой деятельности муниципальных и государственных служащих отсутствуют особые различия. При таких условиях, за муниципальными служащими сохраняется аналогичное право претендовать на гарантии, изъятые из законодательства о муниципальной службе, но, например, могут учитывая особые климатические условия.

На основании вышеуказанного, можно сделать вывод том, что социально-обеспечительные гарантии муниципальным служащим в городе Красноярске получили закрепление в значительном числе нормативных правовых актов. При этом гарантии, установленные нормативными правовыми актами муниципального образования, являются такими же обязательными для предоставления лицам, занимающим должности муниципальной службы на территории города Красноярска, как и гарантии, предоставленные Федеральными законами.


Список литературы

  1. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // СПС КонсультантПлюс
  2. Куревина Л.В. Гарантии муниципальным служащим // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. №7. [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»
  3. Фабричный С.Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации (проблемы теории и практики). Дис. … докт. юрид. наук. М., 2005. С. 395
  4. Закон Красноярского края от 24 августа 2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» // СПС КонсультантПлюс
  5. Устав города Красноярска от 24.12.1997 № В-62 // СПС КонсультантПлюс
  6. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 № 4520-1 (в ред. от 29.12.2020) // СПС КонсультантПлюс (Государственные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.  Постановленик ВС РФ от 19.02.1993 № 4521-1)