УДК 34

ПРАВО НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ В ВИДЕ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ ГРАЖДАНАМ И ПОСТАНОВКУ НА УЧЁТ В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНОГО

№34,

Юридические науки

Букарева Дарья Юрьевна


Ключевые слова: СВОБОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ; ПОСТАНОВКА НА УЧЁТ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ; РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАНИНА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА; ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ; FREEDOM TO EXERCISE RIGHTS; REGISTRATION FOR UNEMPLOYMENT; REGISTRATION OF A CITIZEN AT THE PLACE OF RESIDENCE; UNEMPLOYMENT BENEFITS.


Аннотация: Обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, так начинается примечание законодательных актов Российской Федерации, регулирующих занятость населения в нашей стране. Именно доступность и равноправие должно быть одним из принципов построения данного направления. Однако определённые условия её предоставления заставляют задуматься о возможности реализации данного права каждым гражданином Российской Федерации

Обязанность государства – это защита прав и свобод человека, а так же создание условий достойной жизни, в том числе путём предоставления гарантий в виде социальной защиты[1].

Международные правовые акты так же определяют широкий круг прав граждан, так, помимо права свободного передвижения, устанавливают право на обеспечение на случай безработицы[2].

И так, рассмотрим такую государственную услугу, как помощь в поиске подходящей работы путём постановки на учёт в органы занятости населения.

Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение с заявлением, в котором отражается фамилия, имя, отчество, адрес места жительства (пребывания), данные паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии)[3]. Из чего следует, что за данной услугой может обратиться любой гражданин, как прибывший так и проживающий в субъекте обращения за госуслугой, в том числе гражданин другого государства, а так же лица без наличия гражданства вовсе, беженца[4], что, по сути, отражает и закон, которым установлены разграничения, в части регистрации в целях поиска подходящей работы, которой подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации[5].

Решение же о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии необходимого пакета документов. Главным различием является то, что признать гражданина безработным можно лишь при обращении по месту жительства заявителя, что будет способствовать получению пособия по безработице как социальной поддержке, однако не все так «красочно».  

Необходимо разобраться, что именно заложено в понятие место жительства. Как следует из гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.[6] Местом пребывания принято считать временное место нахождения гражданина, к таковым приравнивается санаторий, гостиница, медицинская организация, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Рассмотрим ситуацию когда гражданин Российской Федерации, прибывший с целью последующего переезда в субъект РФ, в котором не имеет регистрации, пытается найти работу, но если же он её не найдёт, то вернутся в свой город, что даёт осознание, что гражданин в попытке удержаться в новом городе будет делать упор на поиск работы и временного жилья, поэтому с уверенностью можно сказать, что он прибыл с целью проживания в данном городе, но до момента пока он найдёт либо не найдёт работу, искать постоянное место проживания, где будет иметь регистрацию, не целесообразно. Более того, приобретение жилья так же занимает длительный период времени с учётом его покупки, оформления в собственность и регистрации в нем. При этом обычно граждане имущие работу через органы занятости населения нуждаются в материальной поддержке со стороны государства, так называемое пособие по безработице.

Закон гласит, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться для регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации[7], и зарегистрироваться по месту пребывания в срок не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения. При этом, основанием для освобождения от обязанности регистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания применяются в случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

При этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам)[8], а именно жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната, находящиеся преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд[9].

С  учётом вышеизложенного можно понять, что прибывший гражданин может пробыть на территории другого субъекта и более 90 дней без регистрации, не нарушая при этом закона, остановившись в любом из мест прибытия, в последующем изменив  его на иное место, однако в этот период он не может обратиться в органы службы занятости для постановки на учёт в качестве безработного, что временно ограничивает его право на предоставления данной государственной услуги, да и в целом не предоставляет право пользования такой гарантией как получение данного вида пособия.  

Можно подойти к ситуации с другой стороны. Гражданин обращается в центр занятости населения с целью поиска подходящей работы и постановки на учёт в качестве безработного по месту жительства и регистрации, однако с намерением переезда в другой регион. Данная программа предусмотрена законодательством, где государство способствует в переезде и поиске работы в ином субъекте РФ. Сделаем акцент на том, что гражданин, уже признанный безработным, может одновременно с ЦЗН самостоятельно заниматься поиском подходящей ему работы. Так, его пригласили на очные собеседования в город, в который он хочет переехать, однако в промежутках между назначенными датами собеседований, выпадает дата, установленная ранее органом занятости населения по месту регистрации гражданина, для прохождения перерегистрации.

Как известно, перерегистрация устанавливается органами занятости населения не более двух раз в месяц на личном приёме.  Бесспорно, в период пандемии изданы временные правила,[10] что невероятно упрощает процедуру получения данной услуги, ведь именно с вошедшим надолго в нашу жизнь COVID-19, который и дал мощнейший толчок в развитии (усовершенствовании) информационных технологий в сфере взаимодействия государства и общества, граждане могут встать на учёт дистанционно, однако перерегистрация производится на усмотрение органа занятости населения лично либо без необходимости явки в орган. Данное правило усматривается из пункта, определяемого случаи, когда гражданин не взаимодействует с центром занятости населения посредством видеосвязи либо в иной установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации форме в установленные дату и время, что приравнивается к нарушению безработным без уважительных причин сроков перерегистрации безработного. Безработные граждане могут предъявить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие наличие уважительных причин отсутствия взаимодействия.

В случае длительного (более одного месяца) отсутствия взаимодействия без уважительных причин гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с центром занятости населения центр занятости населения принимает решение о прекращении выплаты ему пособия по безработице с одновременным снятием его с учёта в качестве безработного.

Законом предусмотрен перечень причин, являющихся уважительными для неявки на перерегистрацию в органы занятости населения, а именно:

Листок нетрудоспособности.
Документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе.
Документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя.
Документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого.
Документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.
Документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.
Документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство).
Документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения.
Решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения[11].

Данный список является исчерпывающим, и не предусматривает момент  самостоятельного поиска работы и нахождения гражданина на собеседовании в другом городе без переезда на этот момент в другой регион, а лишь расценивается как попытка. Так же не предусматривает момент длительной процедуры трудоустройства, так, например, поступления на службу, где кандидат проходит многочисленные этапы отбора, и не может явиться на перерегистрацию в связи с этим. Так же момент возможного нахождения на учебной практике. Только если применить пункт 9 по предоставлению права суду дать оценку уважительности причин неявки гражданина на перерегистрацию в ЦЗН.

Как мне кажется введение дистанционной перерегистрации в целом, а не до 31.12.2021, не просто упростит задачу, но и даст возможность реализовывать  права граждан полноценно. Так и для органов службы занятости, особенно с учётом автоматизированной системы государственного управления, посредством которого ЦЗН может запрашивать информацию и проверять предоставленные данные напрямую в надлежащих органах, направив запросы, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.

Предложенная в ходе рассмотрения жалобы точка зрения о приостановлении выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами[12], возможно имеет место быть, но так же государством предусмотрены ограничения по выплате пособия в части сроков предоставления такой гарантии, и её минимального размера, что действительно может являться лишь незначительной поддержкой на короткий промежуток времени и сподвигнуть гражданина на действие к самостоятельному заработку.

Вернёмся к реализации прав наших граждан. Цитируя статью закона, которым чётко и однозначно сказано, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. При этом в тех же законах устанавливается ограничение пользования правами без наличия регистрации[13].

Подобная ситуация отражается  в определении Конституционного Суда РФ, которое предусматривает в своей описательной части сведения о том, что конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, то есть фактически указав на то, что наличие регистрации вовсе не обязательно в данном вопросе.[14]


Список литературы

  1. «Конституции Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. ст. 13, 25 «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
  3. Приказ Минтруда России от 13.11.2012 N 524н (ред. от 28.11.2017) «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 N 26452)
  4. <Письмо> Минтруда России от 15.12.2015 N 16-1/В-814 <О признании безработным лица, признанного беженцем на территории Российской Федерации>
  5. Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан»)
  6. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021)
  7. ст. 6,2,5 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.07.2021) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
  8. ч 2 ст 15, 16 «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021)
  9. п. 9  Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»
  10. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 (ред. от 30.07.2021) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
  11. Приказ Минтруда России от 15.01.2013 N 10н «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27139)
  12. Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 698-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова Антона Леонидовича на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»
  13. Ст. 3 ФЗ Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.07.2021) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
  14. Определение Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. № 1868-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Афганистана Мирзада Абдула Хоссайна Хаджи Гуль Мир на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»