УДК 373.2
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА) КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
№34,
Педагогические науки
Мальцева Анна Анатольевна
Ключевые слова: ТВОРЧЕСТВО; ФОЛЬКЛОР; ДОШКОЛЬНИКИ; РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ; CREATIVITY; FOLKLORE; PRESCHOOLERS; SPEECH DEVELOPMENT.
Главной основой развития насыщенности детской речи справедливо признаны произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Их представляют потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др. Названные формы создают для ребёнка ауру светлой уютной и убаюкивающей атмосферы, способной излечить детскую душу [1]. Самым динамичным мотивом в развитие ребёнка является пример. Книга целенаправленно и намеренно определяет ход его мыслей, провоцирует к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. Фольклором признается сформированная людьми и существующая в людских сообществах поэзия, в которой зеркалом отражается труд, общественный и бытовой уклад, мудрость жизни, природы, культы и верования. Воззрения, идеалы и желания народа, его поэтическая фантазия, насыщенный мир мыслей, чувств, переживаний, возражения против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье – все это содержится в фольклоре. При становлении человеческой речи, появилось устное, словесное художественное творчество [2]. Фольклорные произведения отличаются художественностью, доступностью, возрастной адаптивностью и дифференциацией по психологическим уровням детей, предпочтительны при первоначальном вступлении в знакомство с литературными определениями, раскрывают творческие способности детей. Замечен положительный эффект фольклора на совершенствование интеллекта дошкольников, а именно: расширяется словарный запас детей, создание образности речи, возможность грамотно высказывать собственную мысль, используя точную словесную форму [3]. Всякому этапу жизни ребенка сопутствует поэтическое слово. Это традиции, принципы, помогающие семье воспитывать ребенка. Устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью – это сердце имеющейся системы. Применение устного творчества (детского фольклора) разрешает ненавязчивым способом насыщать словарный запас ребенка. Детский фольклор – это проводник по налаживанию с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Захватывающая суть, богатство фантазии, незабываемые художественные образы обращают на себя внимание ребенка, порождают радость и одновременно влияют на его воспитание. Незамысловатые по содержанию и легкие по форме малые формы народного поэтического творчества содержат большие блага — речевые, смысловые, звуковые. Они раззадоривают ребенка и одновременно помогают совершенствовать речь ребенка. Важный вектор в развитии речи у детей 4–5 лет — это создание контекстной речи. К пяти годам наступают явные изменения в освоении способов словообразования. Ребенком подмечается взаимосвязь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом называется, в результате дети начинают экспериментировать со словами. Дети пробуют слова, приобретая от этого удовольствие, замечая различие форм [4]. Чтение народных песен, потешек с параллельной демонстрацией примеров, наиболее сильно влияет на психику детей, порождает благоприятные эмоции, развивает память, обогащает кругозор детей, развивает их речь, создает соответствующее отношение к миру. Роль воспитателя – помощь в этом процессе. Старший дошкольный возраст открывает мир частушек, шуток, прибауток, пословиц, перевертышей, считалок, драматизаций сказок, театрализованных игр. Дети самостоятельно организовывают концерты для детей более младшего возраста. Они и сценаристы и режиссеры, участвуют в репетициях, подготавливают декорации. Длительность концерта 10-15 минут. Содержание концерта различно: повествование детям младшей группы потешек с применением демонстрационных предметов (игрушек, картинок); рассказ детям сказки, котора на слуху; прочтение неизвестных для детей потешек; игра — драматизация или кукольный театр; народные игры; прочтение загадок. Со стороны старших детей поступают предложения для малышей при наличии желания поучаствовать в концерте, всем вместе спородировать звук и т.д. Ценное место в посвящении в таинство малых форм фольклора, помогающих впитыванию произведений фольклора как художественных произведений, можно указать: 1. выбор произведений фольклора с дифференциацией особенностей по возрасту; 2. Создание базы знаний о жанровых нюансах фольклора; 3. Применение демонстрационного материала, помогающего впитыванию сути произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки); 4. Формирование среды для активного применения детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность). Особое внимание стоит уделить выразительности фольклорных произведений, интонационно разнообразному их воспроизведению (с выражением удивления, порицания, печали, радости, удовлетворением, размышлением, подтверждением и т.п.), с применением жестикуляции и мимики. В 5 лет ребенок помимо того, что повествует, еще и импровизирует, что можно расценивать в качестве творческого рассказа [5].
Стоит проводить:
1. Игры — драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам «Кто сказал мяу?» В. Сутеева и др.
2. Сюжетно-ролевые игры по мотивам фольклорных и литературных произведений.
3. Постановку театрализованных мероприятий.
4. Применять варианты устного рассказа в процессе педагогического образования (к примеру, задача передать собственные мысли в форме рассказа, при этом наставник помогает по ситуации, подталкивая к сюжетным ходам, логическим связям, а часто подсказывая и начало повествования).
5. «Ситуация письменной речи», ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Письменная речь — речь контекстная. Во время письма замечается замедление ритма речи. Перечисленное формирует среду для того, чтобы ребенок грамотнее излагал свои высказывания.
6. Игры-хороводы. Ими можно добиться формирования у малыша мышления, грамотной речи и возможность обдумывать ее варианты. Малые формы фольклора решают указанные задачи.
Правильное применение интонации осуществляется с помощью чистоговорок и скороговорок: изменение силы голоса, темпа речи, в зависимости содержания высказывания (произносить громко, тихо, шепотом; быстро, умеренно, медленно), т.е. развивают голосовой аппарат. Занятия и игры со стихами, считалками помогают формированию фонематического слуха, способствуют проще справляться с трудностями в произношении звука — слоговых сочетаний [3]. Шуточные песенки-потешки формируют нужный эмоциональный ореол, наделяют ребенка навыком слушать и воспринимать суть, читать ритм речи, развивают разговорную речь (в основном это диалоги). Доказано, что уровень развития речи детей зависит от мелкой моторики, чему способствуют игры с пальчиками одновременно с произношением народных стихов-потешек. Познавательная активность интереса ребенка к окружающему миру, народному слову и обычаям народов, порождает творческую фантазию образную речь, воспитывает художественный вкус. Общение с ребенком должно быть красочным, образным, чтобы спровоцировать наибольший интерес и помочь ребенку получить правильное произношение звуков, усовершенствовать его речь и развить мышление дошкольника. Сочные определения, текстовые повторы, точные сравнения произведений народного творчества помогают малышу приблизиться к миру древнерусской культуры, к истории русского народа. Существенное место в освоении задач образовательного процесса малышей занимает фольклор, в том числе малые его формы. Пробуждение фантазии – это тоже заслуга детского фольклора. Насыщение личности, жизни ребенка определенно наиболее активно, при помощи творчества. Помимо этого, детский фольклор активизирует речь детей. Использование в дошкольном процессе фольклора помогает развивать и совершенствовать речь дошкольников в диалоге, ее грамматического построения, эмоциональное и интонационное насыщение речи дошкольников, улучшать звуковую культуру речи.
Список литературы
- Алексеева, Н.В., Градусова Л.В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору [Текст]// Международный студенческий научный вестник.— 2018.— № 5–2.—С. 263–264.
- Архипенко, Я.Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников [Текст]// Вопросы дошкольной педагогики.— 2017.— № 3.—С. 1–4. “Young Scientist” . № 14 (304) . April 2020 Education 45.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.—СПб.: Питер, 2017.— 464 с.
- Иванова, А.И., Спицына, Т.В. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников [Текст]// Международный студенческий научный вестник.— 2019.— № 4–5.—С. 630–635.
- Щемерова, Н.Н., Агеева, С.В. Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления сфольклором [Текст]// Контентус.— 2018.— № 3.—С. 7–12.