УДК 373.2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА) КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

№34,

Педагогические науки

Мальцева Анна Анатольевна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., к.пед.н., доцент. .


Ключевые слова: ТВОРЧЕСТВО; ФОЛЬКЛОР; ДОШКОЛЬНИКИ; РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ; CREATIVITY; FOLKLORE; PRESCHOOLERS; SPEECH DEVELOPMENT.


Аннотация: Статья посвящена изучению влияния устного народного творчества на богатство формирования детской речи. Автор обозначает положительный эффект фольклора на совершенствование интеллекта дошкольников. Также автором выявлено, что особое внимание стоит уделить выразительности фольклорных произведений, интонационно разнообразному их воспроизведению.

Главной основой развития насыщенности детской речи справедливо признаны произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Их представляют потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др. Названные формы создают для ребёнка ауру светлой уютной и убаюкивающей атмосферы, способной излечить детскую душу [1]. Самым динамичным мотивом в развитие ребёнка является пример. Книга целенаправленно и намеренно определяет ход его мыслей, провоцирует к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. Фольклором признается сформированная людьми и существующая в людских сообществах поэзия, в которой зеркалом отражается труд, общественный и бытовой уклад, мудрость жизни, природы, культы и верования. Воззрения, идеалы и желания народа, его поэтическая фантазия, насыщенный мир мыслей, чувств, переживаний, возражения против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье – все это содержится в фольклоре. При становлении человеческой речи, появилось устное, словесное художественное творчество [2]. Фольклорные произведения отличаются художественностью, доступностью, возрастной адаптивностью и дифференциацией по психологическим уровням детей, предпочтительны при первоначальном вступлении в знакомство с литературными определениями, раскрывают творческие способности детей. Замечен положительный эффект фольклора на совершенствование интеллекта дошкольников, а именно: расширяется словарный запас детей, создание образности речи, возможность грамотно высказывать собственную мысль, используя точную словесную форму [3]. Всякому этапу жизни ребенка сопутствует поэтическое слово. Это традиции, принципы, помогающие семье воспитывать ребенка. Устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью – это сердце имеющейся системы. Применение устного творчества (детского фольклора) разрешает ненавязчивым способом насыщать словарный запас ребенка. Детский фольклор – это проводник по налаживанию с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Захватывающая суть, богатство фантазии, незабываемые художественные образы обращают на себя внимание ребенка, порождают радость и одновременно влияют на его воспитание. Незамысловатые по содержанию и легкие по форме малые формы народного поэтического творчества содержат большие блага — речевые, смысловые, звуковые. Они раззадоривают ребенка и одновременно помогают совершенствовать речь ребенка. Важный вектор в развитии речи у детей 4–5 лет — это создание контекстной речи. К пяти годам наступают явные изменения в освоении способов словообразования. Ребенком подмечается взаимосвязь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом называется, в результате дети начинают экспериментировать со словами. Дети пробуют слова, приобретая от этого удовольствие, замечая различие форм [4]. Чтение народных песен, потешек с параллельной демонстрацией примеров, наиболее сильно влияет на психику детей, порождает благоприятные эмоции, развивает память, обогащает кругозор детей, развивает их речь, создает соответствующее отношение к миру. Роль воспитателя – помощь в этом процессе. Старший дошкольный возраст открывает мир частушек, шуток, прибауток, пословиц, перевертышей, считалок, драматизаций сказок, театрализованных игр. Дети самостоятельно организовывают концерты для детей более младшего возраста. Они и сценаристы и режиссеры, участвуют в репетициях, подготавливают декорации. Длительность концерта 10-15 минут. Содержание концерта различно: повествование детям младшей группы потешек с применением демонстрационных предметов (игрушек, картинок); рассказ детям сказки, котора на слуху; прочтение неизвестных для детей потешек; игра — драматизация или кукольный театр; народные игры; прочтение загадок. Со стороны старших детей поступают предложения для малышей при наличии желания поучаствовать в концерте, всем вместе спородировать звук и т.д. Ценное место в посвящении в таинство малых форм фольклора, помогающих впитыванию произведений фольклора как художественных произведений, можно указать: 1. выбор произведений фольклора с дифференциацией особенностей по возрасту; 2. Создание базы знаний о жанровых нюансах фольклора; 3. Применение демонстрационного материала, помогающего впитыванию сути произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки); 4. Формирование среды для активного применения детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность). Особое внимание стоит уделить выразительности фольклорных произведений, интонационно разнообразному их воспроизведению (с выражением удивления, порицания, печали, радости, удовлетворением, размышлением, подтверждением и т.п.), с применением жестикуляции и мимики. В 5 лет ребенок помимо того, что повествует, еще и импровизирует, что можно расценивать в качестве творческого рассказа [5].

Стоит проводить:
1. Игры — драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам «Кто сказал мяу?» В. Сутеева и др.
2. Сюжетно-ролевые игры по мотивам фольклорных и литературных произведений.
3. Постановку театрализованных мероприятий.
4. Применять варианты устного рассказа в процессе педагогического образования (к примеру, задача передать собственные мысли в форме рассказа, при этом наставник помогает по ситуации, подталкивая к сюжетным ходам, логическим связям, а часто подсказывая и начало повествования).
5. «Ситуация письменной речи», ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Письменная речь — речь контекстная. Во время письма замечается замедление ритма речи. Перечисленное формирует среду для того, чтобы ребенок грамотнее излагал свои высказывания.
6. Игры-хороводы. Ими можно добиться формирования у малыша мышления, грамотной речи и возможность обдумывать ее варианты. Малые формы фольклора решают указанные задачи.

Правильное применение интонации осуществляется с помощью чистоговорок и скороговорок: изменение силы голоса, темпа речи, в зависимости содержания высказывания (произносить громко, тихо, шепотом; быстро, умеренно, медленно), т.е. развивают голосовой аппарат. Занятия и игры со стихами, считалками помогают формированию фонематического слуха, способствуют проще справляться с трудностями в произношении звука — слоговых сочетаний [3]. Шуточные песенки-потешки формируют нужный эмоциональный ореол, наделяют ребенка навыком слушать и воспринимать суть, читать ритм речи, развивают разговорную речь (в основном это диалоги). Доказано, что уровень развития речи детей зависит от мелкой моторики, чему способствуют игры с пальчиками одновременно с произношением народных стихов-потешек. Познавательная активность интереса ребенка к окружающему миру, народному слову и обычаям народов, порождает творческую фантазию образную речь, воспитывает художественный вкус. Общение с ребенком должно быть красочным, образным, чтобы спровоцировать наибольший интерес и помочь ребенку получить правильное произношение звуков, усовершенствовать его речь и развить мышление дошкольника. Сочные определения, текстовые повторы, точные сравнения произведений народного творчества помогают малышу приблизиться к миру древнерусской культуры, к истории русского народа. Существенное место в освоении задач образовательного процесса малышей занимает фольклор, в том числе малые его формы. Пробуждение фантазии – это тоже заслуга детского фольклора. Насыщение личности, жизни ребенка определенно наиболее активно, при помощи творчества. Помимо этого, детский фольклор активизирует речь детей. Использование в дошкольном процессе фольклора помогает развивать и совершенствовать речь дошкольников в диалоге, ее грамматического построения, эмоциональное и интонационное насыщение речи дошкольников, улучшать звуковую культуру речи.


Список литературы

  1. Алексеева, Н.В., Градусова Л.В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору [Текст]// Международный студенческий научный вестник.— 2018.— № 5–2.—С. 263–264.
  2. Архипенко, Я.Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников [Текст]// Вопросы дошкольной педагогики.— 2017.— № 3.—С. 1–4. “Young Scientist” . № 14 (304) . April 2020 Education 45.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.—СПб.: Питер, 2017.— 464 с.
  4. Иванова, А.И., Спицына, Т.В. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников [Текст]// Международный студенческий научный вестник.— 2019.— № 4–5.—С. 630–635.
  5. Щемерова, Н.Н., Агеева, С.В. Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления сфольклором [Текст]// Контентус.— 2018.— № 3.—С. 7–12.