УДК 37.013.77

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

№34,

Педагогические науки

Белова Анастасия Владимировна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ; ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ОБУЧЕНИЕ; ПЕДАГОГ; УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ; РАЗВИТИЕ; КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ; PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES; FEATURES OF APPLICATION; PRIMARY SCHOOL STUDENT; TRAINING; TEACHER; CONDITIONS OF USE; DEVELOPMENT; CLASSIFICATION AND TYPES.


Аннотация: Автор статьи подчеркивает, что педагогическая технология — это целая наука, она рассматривает наиболее приемлемые средства, способы обучения.

Рассмотренные в статье педагогические технологии не раскрывают всего многообразия исследований ученых в области педагогической и психологической науки.

Прежде чем применять в работе определенные педагогические технологии учитель должен предельно внимательно ознакомиться с их спецификой и особенностями, опираясь при этом на свой личный опыт работы в области образования осуществить выбор наиболее оптимальных вариантов деятельности.


Как пишет Р.А. Демидова технология – это группа методов, используемая в определенной деятельности, направлении.

Под педагогическими технологиями принято понимать ряд педагогических требований, которые воздействуют на набор приемов, способов воспитания и обучения школьников, это есть методический инструмент образовательного процесса [5, с. 59].

Педагогическая технология позволяет рассмотреть ожидаемые результаты обучения. Это одновременно искусство, талант, мастерство изменения состояния.

В ходе развития общества меняются требования к процессу образования, обучения и воспитания, а значит должны меняться и сами технологии работы учителей.

В.А. Беспалько пишет, что технология обучения входит в совокупность дидактической системы. Технология в области педагогики – это модель совместной работы ученика и учителя по планированию, проведению обучения, которое связано с созданием благоприятных условий для всех членов указанного процесса.

Педагогические технологии являются системными методами всего процесса преподавания, они строятся с учетом ресурсов организма школьника, его технических возможностей.

С помощью педагогических технологий на практике осуществляется процесс достижения поставленных целей на основе применения специальных методов, инструментов и личностных средств.

В целом определение педагогическая технология автором В.В. Арсентьевым рассматривается через три направления.

Процесс как действие предполагает осуществление обучения через целый комплекс приемов.

Третье направление автор рассматривает как процесс применения технологий через описание последовательности действий, средства, задач, целей учения школьников.

Научное направление трактовки педагогической технологии рассматривается как деятельность по проектированию отдельных педагогических процессов.

На основе ряда работ можно выделить признаки, которые свойственны педагогическим технологиям обучения:
-результативность;
-экономичность;
-целостность;
-проектная направленность;
-управляемость;
-наглядность;
-возможность корректирования.

Признак результативности связан здесь с достижением поставленной изначально цели.

При использовании педагогических технологий также происходит экономия времени обучения школьников, труд преподавателя становится оптимизированным, а значит цели обучения достигаются в более короткие промежутки времени [1, с. 47].

Педагогические технологии можно визуализировать при помощи электронных технологий, аудиосредств, дидактических пособий и др.

Рассмотрим также ниже классификацию педагогических технологий, которые предлагает А.К. Константинов:
-по фактору развития: психогенные, социогенные, биогенные;
-по степени применения: частные, общие для педагогики, модульные, узкие, локальные и др.;
-по лидирующему методу: наглядные, объяснительные, проблемные, информационные, поисковые, развивающие;
-по личностной направленности: операционные, информационные;
-по подходу к школьнику: авторитарные, сотруднические, личностно ориентированные и др.;
-по формам организации: классные, урочные, индивидуальные, групповые и др.;
-по содержанию: профессиональные, образовательные, воспитательные и др.

Также современные педагогические технологии в зависимости от демократизации отношений между участниками процесса образования принято подразделять на следующие виды:
-технология Ш. А. Амонашвили;
-педагогика сотрудничества;
-адаптивное обучение школьников;
-система Е.Н. Ильина [3, с. 22].

В зависимости от активизации действий учащегося педагогические технологии принято подразделять на группы:
-обучение при помощи знаковых моделей;
-игровые технологии;
-проблемное обучение;
-коммуникативное обучение и др.

Также в зависимости от грамотности организации процесса обучения А.Е. Легасова подразделяет педагогические технологии на следующие группы:
-компьютерные технологии;
-коллективное обучение;
-групповые технологии;
-перспективно-опережающее обучение;
-образование по интересам учащихся;
-дифференциация обучения;
-индивидуализация по уровням;
-программное обучение.

В зависимости от преобразования материала на практике может применяться теория ступенчатого формирования интеллектуальных действий, технологии авторских школ, природно-сообразные технологии.

В.А. Ершова в зависимости от категорий учащихся предлагает разделять педагогические технологии на следующие группы:
-массовые технологии;
-компенсирующие технологии;
-технологии работы с одаренными учащимися и др.

Традиционные технологии обучения все больше уходят на второй план и на их место приходят современные педагогические технологии, ориентированные на развитие креативной, самостоятельной, целеустремленной личности ученика.

Большинство из них строятся с учетом цифровых технологий и информационно-коммуникативных достижений в науке.

Только применяя в работе новейшие педагогические технологии учитель сможет достичь изначально поставленных целей обучения и воспитания школьников [2, с. 32].

Таким образом, можно отметить, что педагогическая технология — это целая наука, она рассматривает наиболее приемлемые средства, способы обучения.

Рассмотренные нами педагогические технологии не раскрывают всего многообразия исследований ученых в области педагогической и психологической науки.

Прежде чем применять в работе определенные педагогические технологии учитель должен предельно внимательно ознакомиться с их спецификой и особенностями, опираясь при этом на свой личный опыт работы в области педагогики осуществить выбор наиболее оптимальных вариантов деятельности.


Список литературы

  1. Дымова, П.А. Требования к содержанию знаний младших школьников / П.А. Дымова. – М.: Изд-во Роскошь, 2021. – 221 с.
  2. Ефремова, А.В. Деятельность педагога начальной школы / А.В. Ефремова. – СПб.: Изд-во Знание, 2019. – 169 с.
  3. Жаркова, А. А. Личностно-ориентированные педагогические технологии / А. А. Жаркова. – М.: Изд-во Вече, 2019. — 188 с.
  4. Звонарева, В. А. Педагогические технологии современного образвания / В. А. Звонарева. – Тобольск: Изд-во Пресса, 2018. — 210 с.
  5. Иващенко, Е.А. Применение игровых технологий в работе педагога начального звена / Е.А. Иващенко. – Калининград: Изд-во Сфера, 2019. — 180 с.