УДК 37.013.77

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

№34,

Педагогические науки

Белова Анастасия Владимировна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ОБУЧЕНИЕ; ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ; КОММУНИКАЦИИ; ПЕДАГОГ; ИНТЕРЕСЫ; ОВЛАДЕНИЕ; PRIMARY SCHOOL STUDENT; UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS; TRAINING; DEVELOPMENT PROCESS; FORMATION; COMMUNICATION; TEACHER; INTERESTS; MASTERY.


Аннотация: Автор статьи подчеркивает, что особенности формирования универсальных учебных действий в начальной школе состоят в развитии компетентности детей, их подготовки к успешной жизни в современном социуме. Все это соответствует требованиям к результатам образовательного стандарта НОО. Одной из главных познавательных УУД считают умение решать проблемы и задачи.

Ребенок должен не просто усваивать готовые знания, а учиться находить их сам, в процессе поиска, исследований, чтения и др. Так он учится применять знания на практике, делать выводы, контролировать, оценивать себя. Каждый ребенок уникален и неповторим, современному миру нужны индивидуальности. Индивидуальный подход гарантирует гармоничное развитие личности младшего школьника, дает ему позитивный настрой на учение, который так необходим в этом возрасте.


Младший школьный возраст сложный сам по себе, это ответственный этап в жизни каждого ученика, его семьи и педагогов.

Переход в начальное звено не должен вызывать стрессовых состояний, депрессий, утомляемости и перегрузок организма школьника.

В этом возрасте для ребенка основной деятельностью становится учебная работа, которая связана с усвоением новых знаний, опыта и навыков.

Младший школьник учится строить внутренний план действий и на основании воли регулирует свои психические процессы.

Мир постоянно меняется, и современные дети имеют большой объем информации разного характера, это делает их более развитыми, эрудированными и мобильными по сравнению со школьниками предыдущих поколений.

К сожалению, в развитии отстает эмоциональная и волевая сфера личности младшего школьника. А для многих из них свойственен синдром гиперактивности, ученика сложно удержать на одном месте.

Такие дети не могут установить оперативные контакты с окружающими. Все это отражается и на поведении растущего человека, на качестве его учебы.

Многие дети предпочитают общение с компьютером, не умеют решать конфликты друг с другом. Часть младших школьников не имеет возможности общаться со сверстниками, так все их время занимают разные секции, кружки, занятия.

Постоянная занятость современных родителей также приводит к снижению коммуникативных навыков и умений личности. Все эти изменения требуют перестройки системы образования традиционного типа. Сейчас начальное образование требует новых подходов.

Государственные стандарты второго поколения учитывают в качестве основных целей обучения детей начального звена не только формирование определенного уровня знаний школьников, но и овладение ими УУД [1, с. 18].

Следует отметить, что реализация УУД в начальной школе имеет свои причины:

-развитие гражданской идентичности учеников (культура, язык, религия и др.);
-ускоренное развитие системы образования в целом, создание условий для достижения успехов учеником.

Начальная школа — это большой старт для всего последующего образования и становления развитой, грамотной, интеллектуальной личности, которое имеет широкое представление о картине мира.

Современное образование требует от ученика гибкости мышления, оперативной и долговременной памяти, развития всех направлений и форм речи, мышления, воображения, внимания и др.

Все это воздействует на личность младшего школьника, его психические процессы и отношения с окружающими.

Сфера интересов ученика растет каждый день за счет появления все более новых познавательных операций: анализ, синтез, рефлексия, обобщение, внутренний план работы и др.

Многие исследователи признают, что сфера познания личности младшего школьника неустойчива, постоянно меняется в зависимости от переживаемых эмоций и чувств.

Важным здесь является умение оценивать свои действия, корректировать их при необходимости в соответствии с заданными образцами.

Единственное направление к знанию – это деятельность, поэтому педагог не нацелен дать только количество определенных знаний, а прежде всего хочет научить ребенка применять эти навыки на практике.

В качестве таких действий и выступают УУД, которые обязательны для содержания программы современной начальной школы. Для формирования и развития УУД, дети должны быть мотивированы на познавательный процесс.

Усиление роли УУД, связано с тем, что его реализация в обучении позволяет:
-увеличивать объем осваиваемого материала;
-уменьшать тревогу детей;
-сокращаются затраты времени педагога;
-улучшается общая дисциплина в классе;
-возрастает активность, сплочённость, творчество учеников;
-меняются отношения между детьми в положительную сторону;
-школьник лучше оценивает и контролирует себя;
-воспитывается уважение к себе, другим и педагогу;
-возникает возможность осуществления индивидуального подхода к каждому учащемуся [2, с. 6].

Овладение УУД происходит в процессе освоения разных предметов и учебных дисциплин школьником.

В одной теме может уделяться внимание формированию одних УУД, в другой – развитию других.

Педагог должен следить, чтобы при изучении курса шло равномерное усвоение всех четырех видов УУД: личные УУД; познавательные УУД; коммуникативные УУД; регулирующие УУД.

Формированию УУД препятствуют ряд факторов:
-взрослые нацелены только на интеллект ребенка, а его духовное и нравственное становление всегда уходит на второй план;
-дошкольный возраст все больше ориентирован на формирование у ребенка познавательных навыков, игровая деятельность не является ведущей;
-дети мало читают, они предпочитают смотреть телевизор, компьютер, телефон и др.;
-основную информацию важную для него ребенок получает не на уроке, а через средства массовой информации – интернет источники.

Современные дети знают очень много, часто гораздо больше своих педагогов.

Учителя несмотря на большой пакет информации и материалов по вопросам развития УУД школьников, достаточно долго и постепенно переходят к их реализации на практике. На первый план выступает овладение не УУД, а знаниями, навыками, что приводит к неумению детей использовать полученные знания в последствии на практике, в ходе решения жизненных проблем и вопросов.

Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для формирования познавательных УУД ученика.

На формирование УУД часто уходит не один год, это продолжительный процесс, и он должен быть систематическим, непрерывным.

При формировании познавательных УУД учитель должен ставить задачи перед ребёнком, посильные его возможностям, учить выдвигать гипотезы, находить способы решения проблемных ситуаций, задавать вопросы, ставить опыты, делать выводы и др. [3, с. 33].

Формирование и развитие УУД требует проработки и подбора специальных приемов, методов, средств работы на уроке. Сюда входит умение рассуждать, думать, обобщать, сравнивать, сохранять материал, обобщать его и др.

Таким образом, особенности формирования универсальных учебных действий в начальной школе состоят в развитии компетентности детей, их подготовки к успешной жизни в современном социуме.

Все это соответствует требованиям к результатам образовательного стандарта НОО. Одной из главных познавательных УУД считают умение решать проблемы и задачи.

Наибольшее применение в обучении имеет метод моделирования, как действие, которое должно быть сформировано уже к концу начального звена обучения. Здесь дети не только пользуются схемами, чертежами, а уже строят их самостоятельно (таблицы, модели и др.).

Ребенок должен не просто усваивать готовые знания, а учиться находить их сам, в процессе поиска, исследований, чтения и др. Так он учится применять знания на практике, делать выводы, контролировать, оценивать себя.

Каждый ребенок уникален и неповторим, современному миру нужны индивидуальности. Индивидуальный подход гарантирует гармоничное развитие личности младшего школьника, дает ему позитивный настрой на учение, который так необходим в этом возрасте.


Список литературы

  1. Купалов И.И. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы / И.И. Купалов // Психология младшего школьника. — М.: Проспект, 2020.- 149 с.
  2. Лапкина О. В. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: учеб. пособие / О.В. Лапкина. — Киев: Витебск, 2019. – 187 с.
  3. Машков В.Б. Особенности формирования универсальных учебных действий в практической деятельности / В.Б. Машков. — М.:Иволга, 2017.- 147 с.
  4. Немцова А. А. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника / А.А. Немцова. Коррекционная работа в школе. – 2019. -№7. — С.61- 78.
  5. Никитина, А.А. Программы по учебным предметам 1-4 класс / А.А. Никитина. – М.: Изд-во Вариант, 2019. – 285 с.
  6. Олегов В.С. Базовые понятия и определения в валеологии: Соч. — Т.8. — М.: Академия, 2019. – 157 c.