УДК 37

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

№34,

Педагогические науки

Петрюк Наталья Викторовна


Ключевые слова: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; АДАПТАЦИЯ; КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ; ГИБКОСТЬ; ВОСПИТАТЕЛЬ; РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ; PRESCHOOL EDUCATION; ADAPTATION; SOCIABILITY; FLEXIBILITY; EDUCATOR; SPEECH COMPETENCE; PEDAGOGICAL PROCESS; PROFESSIONAL SPEECH.


Аннотация: В статье раскрываются основные компоненты речевой компетентноста как основа коммуникативной культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность темы исследования. Дошкольное детство является периодом особой чувствительности, что является предпосылкой интенсивного формирования у детей базиса культуры и важной ступенью социальной адаптации личности.

Уровень профессионализма любого человека выражается в его профессиональной компетентности. Формирование предпосылок профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования основаны на том, что система дошкольного образования терпит постоянные и систематические изменения в своем развитии и становлении. Чтобы эффективно организовать образовательный процесс в дошкольной организации, создать условия для качественного общения с воспитанниками и эффективной коммуникации с родителями, необходимо достичь высокого уровня профессиональной компетентности воспитателя.

Профессиональная компетентность – это общечеловеческие и специфические профессиональные установки, которые способствуют тому, что воспитатель с легкостью и быстро решает те проблемы и вопросы, которые возникают в ДОУ.

Ступень дошкольного детства выступает как один из главных образовательных резервов, по своему содержанию не уступающих последующим ступеням. Как отмечают многие современные российские исследователи (К. Ю. Белая, Е. Н. Герасимова, Л. М. Денякина, Л. В. Поздняк, О. А. Скоролупова и другие), дошкольное образование должно быть не только доступным, оно должно быть качественным.

Современное развивающееся российское общество требует от системы образования подготовки компетентных, эрудированных и социально активных граждан своей страны — грамотных специалистов в своей профессии.

Личность, имеющая определенный набор знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств лежит в основе задач современного образования.

Исследователи дошкольного детства Е. П. Арнаутова, Е. Д. Белова, Б. Р. Борщанская Т. П., Гаврилова, О. Л. Зверева, Л.Н., В. К. Котырло, Т. А. Репина и другие в своих исследованиях показывают, что большинство дошкольных работников не имеют навыков партнерского общения.

Они недостаточно владеют техникой педагогического общения, слабо используют различные средства и технологии общения [4].

Одним из важнейших средств повышения качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), несомненно, является речь педагога, так как именно речевая компетентность становится важнейшим инструментом деятельности воспитателя, средством реализации задач методического и дидактического характера.

Роль педагога, будучи активным субъектом образовательного процесса, при модернизации системы образования существенно возрастает.

Профессионально значимым фактором, имеющим основополагающее значение на уровне профессионально-педагогической деятельности, выступает речевая культура. Ее рассматривают как инструмент воздействия. Формируя профессионально-творческие аспекты, которые вытекают из общечеловеческих аспектов, происходит усложнение и доработка всех ее функций и задач [5].

На каждой ступени образования важно, чтобы педагог на профессиональном уровне владел письменной и устной речью. Однако особой значимости набирает это умение в отношении педагога дошкольного образования. Это связано с тем, что речевая деятельность, самостоятельность детей в дошкольном детстве проходит этап становления и развития. В качестве средства формирования личности ребенка, показателя культуры мышления, поведения, духовного богатства выступает речевая культура[6].

Проблематика развития профессиональной культуры педагогов дошкольного образования становится особенно актуальной в данных условиях. Проанализировав источники литературы лингвистического, психолого-педагогического характера, подытожили, что феномен речевой культуры не характеризуется единым взглядом или объяснением. В этом случае отожествляют понятия культуры речи, правильности речи и речевой культуры[5].

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
 «качество языкового оформления речи;
 ценностно-личностные установки педагога;
 коммуникативная компетентность;
 четкий отбор информации для создания высказывания;
 ориентация на процесс непосредственной коммуникации» [5, с.56].

М. М. Алексеева, среди требований к речи педагога выделяет: содержательность, точность, логичность;
соответствие возрасту ребенка; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность;
образность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета;
соответствие слова воспитателя его действиям [4].

К вышеперечисленным требованиям нужно отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, выполняющие такие функции, как:
– эмоциональное объяснение и запоминание значений слов;
– углубление эмоциональных переживаний, запоминание материала (слышимого и видимого);
– приближение учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения; – образец поведения для детей;
– социальная воспитывающая роль, наряду с языковыми средствами.

Общительность формируется, развивается на основе потребности в общении — одной из основных социально обусловленных потребностей человека.

Андросова М.П. отмечает, что речевая компетентность предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. Трудности могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. Гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения [2, с. 39].

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, следует серьезно повысить требования к коммуникативной компетенции каждого педагога.

Ступикова Л.Г. убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения [2, с. 20].

В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы.

Однако, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:
‒ коммуникативные знания;
‒ коммуникативные умения;
‒ коммуникативные способности.

Коммуникативные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития.

Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. [6].

По определению Мурашов А. А. речевая компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми».

В состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [3, с.14].

Как указано в ФГОС ВПО, коммуникативная компетентность является одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога, так как в сфере образования речь служит средством профессиональной деятельности, и является главным фактором качественного педагогического общения.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования также показал, что недостаточно уделяется времени на развитие коммуникативной компетентности, ее месту и роли в деятельности педагогов дошкольного учреждения.

Выводы. Речевая компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица. Для более эффективного общения воспитателя с детьми, родителями, коллегами необходимы развитые коммуникативно-речевые умения. В развитом обществе педагог является личностью, которая требует особенного внимания. И если педагог имеет слабую профессиональную подготовку, то в первую очередь страдают дети, и потери эти невозможно восполнить. Коммуникативные качества воспитателя дошкольной организации тесно связаны со спецификой педагогического образования, которая направлена на широкую общекультурную подготовку (общекультурных компетенций).


Список литературы

  1. Кун А.В. К проблеме формирования информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. №1(9). С.115-117.
  2. Ступикова Л.Г. Педагогические условия формирования информационной компетентности старших дошкольников // Материалы II международной научно-практической конференции «Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики». Новосибирск: СибАК, 2016. С. 18-24.
  3. Мурашов А. А. Педагогическая риторика /А.А.Мурашов. М.: Пед. о-во России, 2001.
  4. Алексеева М. М.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М.Алексеева М.: Академия, 2015- 233 с.
  5. Андросова М.П. Технология мониторинга речевой компетентности воспитателей как условие повышения качества педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях // Наука и школа. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-monitoringa-rechevoy-kompetentnosti-vospitateley-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-pedagogicheskogo-protsessa-v (дата обращения: 17.05.2021).
  6. Аблитарова, А. Р. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя / А.Р. Аблитарова — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (5). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1038/ (дата обращения: 17.05.2021).