УДК 342.92

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

№34,

Юридические науки

Чернышова Валерия Юрьевна


Ключевые слова: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ; МЕТОД ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ; ПРАВОВЫЕ НОРМЫ; TAXATION; LEGAL REGULATION; COMMERCIAL ORGANIZATIONS; METHOD OF LEGAL REGULATION; INTERNATIONAL ACTS; LEGAL NORMS.


Аннотация: В настоящей публикации автором исследованы правовые основы налогообложения, применяемые к коммерческим организациям. Уделяется также внимание методам, при помощи которых урегулированы налоговые правоотношения. Так, источники правового регулирования налогообложения коммерческих организаций определены автором как нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения коммерческих организаций.

Налоговые отношения сочетают публичные и частные интересы, поэтому по своей природе являются конфликтными. В основе таких конфликтов лежит социальное разделение общества, обуславливающее борьбу за распределение налогов, что приводит к различиям в налоговом статусе субъектов, их функций, потребностей и интересов.

Особый характер налоговых отношений приводит к необходимости их правового регулирования при помощи совокупности методов, которые можно объединить в две группы [9, с. 51].

Первая объединяет методы, которые используются государством для определения: системы налогообложения, прямых и косвенных налогов, пропорциональной и прогрессивной шкалы ставок налогов, налоговых льгот, специальных налоговых режимов, способов взимания налогов.

Вторая группа объединяет методы налогового администрирования при взимании налогов органами исполнительной власти. Направленность правового регулирования налоговых отношений данными методами предполагает односторонние властные предписания со стороны государственных органов к другим субъектам, вовлеченным в налоговые правоотношения. Следовательно, главная роль принадлежит обязывающим и запрещающим нормам и императивному методу регулирования налоговых отношений, а значит субъекты налоговых отношений не могут нести налоговые права и обязанности по своему усмотрению, определять их содержание, реализовывать и распоряжаться ними. Обязанности субъектов устанавливают нормативные правовые акты, а их права производны от обязанностей. Это относится к обоим сторонам налоговых правоотношений – властной и той, что следует предписаниям [10, с. 114].

Правовое регулирование налогообложения представляет совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов посредством императивного метода с элементами диспозитивности.

Формирование налоговой политики основано на принципах правового регулирования, которые служат ориентиром при государстве и имеют большое значение для практики правоприменения, поскольку применение налогового законодательства основано на главных подходах, которые установлены принципами налогового права.

Как указал Конституционный Суд РФ, «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации» [8]. Разрешая спорные ситуации в налоговом праве, Конституционный Суд РФ зачастую использует принципы налогового права.

Источники правового регулирования налогообложения коммерческих организаций представляют нормативно-правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют отношения, связанные с налогообложением коммерческих организаций.

Важнейшим правовым актом системы налогового законодательства, регулирующего налогообложения коммерческих организаций, является Конституция РФ. В ней содержатся принципы, составляющие основу налогового права (ст. 57, п. 3 ст. 75), компетенция органов власти в области налогообложения (п. 3 ст. 80, ст. 106, п. «б» ст. 114), нормы, регулирующие институт обжалования.

Источниками правового регулирования налогообложения коммерческих организаций служат также международно-правовые нормы и международные договоры, которые можно разделить на две группы:

— международно-правовые акты, в которых содержатся общие принципы налогообложения, признанные развитыми государствами, например, Европейская социальная хартия [1];

— международные договоры по вопросам налогообложения, например, соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами; Соглашение от 25 ноября 1998 г. о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ [2]; договоры об оказании административной помощи, которые заключают налоговые органы разных стран для обмена информацией, налогового контроля; индивидуальные международные соглашения, освобождающие от налогообложения представительств международных организаций в государствах их пребывания.

Центральным источником налогообложения коммерческих организаций является Налоговый кодекс РФ. В первой части НК РФ приводится система налогов и сборов Российской Федерации, общие принципы налогообложения.

Для коммерческих организаций особую важность имеют следующие вопросы: основания появления (изменения, окончания) и исполнения налоговых обязанностей; права и обязанности коммерческих организаций в сфере налогообложения, налоговых органов; формы налогового контроля, его методы; юридическая ответственность за налоговые правонарушения; обжалование решений налоговых органов, действий их должностных лиц.

Важную роль в правовом регулировании налогообложения коммерческих организаций играет часть вторая НК РФ, определяющая налоговые режимы, особенности исчисления налогов и их уплаты.

Источниками правового регулирования налогообложения коммерческих организаций также выступают федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в НК РФ.

Нормативными правовыми актами, регулирующими налогообложение коммерческих организаций, являются федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, действовавшие при вступлении в силу НК РФ и прямо не признанные утратившими силу. Их действие происходит в части, не противоречащей НК РФ. Так, на сегодняшний день действует Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» [6], который входит в состав налогового законодательства, хоть и не упоминается в Общей части НК РФ.

Источниками правового регулирования налогообложения коммерческих организаций выступает и региональное законодательство, состоящее из нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых в субъектах Федерации, например, законы, которые вводят на территории субъекта региональные налоги или сборы, установленные НК РФ.

Так, коммерческие организации, расположенные на территории Республики Крым и являющиеся налогоплательщиками налога на имущество организаций, согласно Закону Республики Крым от 19 ноября 2014 года N 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций» уплачивают по общему правилу налог на имущество по ставке 1,5 процентов.

Следует отметить иные федеральные законы, не относящиеся к законодательству о налогах и сборах, но в которых содержатся нормы налогового права. Например, ст. 50 Бюджетного Кодекса РФ [3] описывает налоговые доходы федерального бюджета. В Федеральном законе от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4] приводятся критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства, что дает им право избирать специальные режимы налогообложения.

Налоговые правоотношения носят властный характер, что предполагает активное участие государственных органов власти, их правоприменительную деятельность, принятия актов правоприменения.

Источниками правового регулирования налогообложения коммерческих организаций могут быть и подзаконные нормативные правовые акты. Например, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях Правительство страны вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции могут издаваться в прямо предусмотренных НК РФ. Они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Примером является Приказ Федеральной налоговой службы от 16 апреля 2015 г. N ММВ-7-14/153@ «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра налогоплательщиков» [7].

Судебные решения, принимаемые по конкретным делам, связанным с налоговыми отношениями, относятся к правоприменительным актам в сфере налогообложения. Одновременно решения суда можно отнести и к актам толкования права, поскольку они содержат казуальное толкование правовых норм. Особое место в системе правовых актов, в том числе и принимаемых по вопросам, связанным с налогообложением, занимают акты высших судебных инстанций — Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ.

Также следует отметить, что коммерческие организации являются плательщиками страховых взносов. Страховые взносы — это обязательные платежи, осуществляемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и отдельными категориями физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды выступают финансовой основой системы обязательного социального страхования Российской Федерации. Собственно, за счет аккумулирования страховых взносов во внебюджетных фондах осуществляется выплаты пенсий, различного рода пособий и других видов социальных платежей [11, с. 110].

С 1 января 2017 года НК РФ пополнился новой главой 34 «Страховые взносы» [5] функция администрирования страховых взносов была передана в налоговые органы. Начиная с 2017 года контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, проведение камеральных и выездных налоговых проверок осуществляют налоговые органы. Такие изменения внесены в общую часть НК РФ (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ).

Таким образом, источники правового регулирования налогообложения коммерческих организаций представляют нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения коммерческих организаций. Конституция РФ является основополагающим элементом системы налогового законодательства, регулирующего налогообложения коммерческих организаций. Центральное место среди источников налогообложения коммерческих организаций, занимает НК РФ. Источниками являются нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы о внесении изменений и дополнений в НК РФ, иные федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты. Судебные решения, принимаемые по конкретным делам, связанным с налоговыми отношениями, относятся к правоприменительным актам в сфере налогообложения.


Список литературы

  1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров, 2010, N 4, с. 17-67.
  2. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.) // http://base.garant.ru/1154905/
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, N 31, ст. 3823.
  4. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2007, N 31, ст. 4006.
  5. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 N 243-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200512/
  6. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 15, ст. 492.
  7. Приказ Федеральной налоговой службы от 16 апреля 2015 г. N ММВ-7-14/153@ «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра налогоплательщиков» (зарегистрировано в Минюсте РФ 7 мая 2015 г. N 37165) // http://base.garant.ru/71010826/
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 42, ст. 4901.
  9. Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2016. № 9. С. 51-52.
  10. Рыбасова Е.А. Понятие и особенности метода правового регулирования налоговых отношений // Эволюция государственных и правовых институтов в современной России: ученые записки. Ростов-на-Дону, 2019. Вып. 7. С. 113-114.
  11. Саная Г.З. Нормативное и правовое обеспечение процесса исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации // Наука без границ. 2017. № 4. С. 110.