УДК 342.92

СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

№34,

Юридические науки

Чернышова Валерия Юрьевна


Ключевые слова: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ПРАВОНАРУШЕНИЯ; НАЛОГИ; СБОРЫ; НАЛОГОВАЯ СФЕРА; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; RESPONSIBILITY; LEGISLATION; OFFENSES; TAXES; FEES; TAX SPHERE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализированы нормативные основы ответственности за правонарушения, которые совершаются субъектами в налоговой сфере. Делается вывод о наличии двойственного правового регулирования в исследуемой сфере, что порождает определенные проблемы в процессе правоприменения, для устранения чего предложены мероприятия по внесению изменений в действующее законодательство.

Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов, на сегодняшний день регламентируется двумя кодифицированными источниками: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [3] и Налоговым кодексом Российской Федерации [2], что закономерно порождает путаницу и способствует снижению эффективности административно-юрисдикционной деятельности субъектов. Несмотря на тождественность правовой природы мер ответственности, содержащихся в раздел VI Налогового кодекса Российской Федерацией и в гл. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ситуация не меняется. Причины этого видятся в бюрократизации государственного аппарата и некоторых политико-коньюнктурных моментах.

Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве. Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57) [1].

В первую очередь обратим внимание на нелогичность и отсутствие целостности в системе нормативно-правовой базы, регламентирующей ответственность в сфере налогов и сборов. В действующее законодательстве, относящееся к предмету исследования, постоянно вносятся изменения, нормативно-правовые акты издаются в новых редакциях, дополняются, изменяются [7, с. 58]. Также определенной проблематикой обладает и вопрос, связанный с сущностью налоговой ответственности, так как в настоящее время она регламентируется как нормами Налогового кодекса РФ, так и нормами КоАП РФ, что порождает неоднократное привлечение к юридической ответственности за одно и то же деяние. Сложившаяся практика в корне противоречит ключевым принципам правового государства, которое задекларировано в ст. 1 Конституции РФ [8, с. 426].

Не вызывает сомнений тот факт, что разработка ныне действующего КоАП РФ осуществлялась на протяжении длительного времени. Основное его предназначение, как предполагалось, направлено на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности независимо от ее организационных форм, условий нормальной жизни и деятельности всех членов общества. Значение данного нормативно-правового акта тяжело переоценить, так как он был принят во исполнение конституционных положений и эффективно справляется с этой ролью уже почти двадцать лет.

Для налоговых органов, иных органов, которым предоставлены полномочия в сфере административной юрисдикции, все же руководящее значение при организации деятельности в сфере налоговых правонарушений все же принадлежит руководящих регламентах, инструкциям и положениям [5].

Существующие проблемы в процессе административного судопроизводства, пробелы и коллизии повлекли принятие и введение в силу Кодекса административного судопроизводства РФ [4]. Проведенные усовершенствования совершения КоАП РФ связаны с тем, что общественные отношения не статичны, они постоянно развиваются, у общества появляются новые потребности и запросы, которые нуждаются в правовом урегулировании законодателем.

Исходя из анализа сложившейся судебной статистики, отметим, что административные правонарушения – самые распространенные противоправные деяния.

Поэтому стоит отметить, что на сегодняшний день административная деликтность досягает невероятных размеров. Она проявляется в самых различных формах, причиняет разнообъемный вред поставленным под охрану КоАП РФ правоотношениям. Следовательно, имеют место основания видоизменения и пересмотра административно-правовой теории, учитывая при этом современные реалии нашей страны.

Сравнивая нормы КоАП РФ и НК РФ, а именно положения, связанные с правовым статусом и процессуальными правами свидетеля, указывает на то, что в КоАП РФ дана расширительная трактовка данному понятию. Правильно будет предположить, что это понятие вполне применимо и к производству по делам об административных правонарушениях. Обращаясь к содержанию ст. 129 НК РФ, укажем, что они в полном объеме повторяют норму ст. 17.9 КоАП РФ, в частности, правила, связанные с привлечением к ответственности такого процессуального участника, как эксперт. Следовательно, было бы целесообразно данные составы исключить из содержания Налогового кодекса РФ.

Но не только указанные нормы КоАП РФ и НК РФ дублируют друг друга. Имеется целый ряд и иных норм, повторяющих друг друга. Все это приводит к тому, что граждане, не имеющих специальных познаний в сфере юриспруденции, не понимают, к содержанию какой именно нормы следует им обратиться. Проблематика имеет место также и в отношении должностных лиц правоприменительных органов, так как и здесь не имеется единообразной выработанной практики по применению дублирующих норм [6, с. 78].

На основании вышеизложенного, представляется целесообразным ст. 116 из НК РФ исключить, а ст. 15.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции:

«Статья 15.3. Нарушение установленного срока постановки на учет в налоговом органе
1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на период от десяти календарных дней до одного календарного месяца —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет свыше одного календарного месяца, а равно ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти до ста тысяч рублей».

Данный пример показателен, но он не единственный, поэтому противоречия, возникающие в сфере регулирования налоговых отношений, законодателю следует устранить, в этих целях необходима поэтапная унификация действующего законодательства. Предлагается также правонарушения, предусмотренные НК РФ, но не прописанные в КоАП РФ, объединить в одном нормативно-правовом акте – КоАП РФ и там же установить, и определить ответственность за их совершение.

Таким образом, в настоящее время система юридической ответственности в сфере налогов и сборов, которая сложилась в отечественном законодательстве, не представляется возможным охарактеризовать как логичную и целостную. Это связано с тем, что она постоянно реформируется и дополняется все новыми и новыми положениями.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1998. — № 31. – Ст. 3824.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2015. — № 10. – Ст. 1391. Собрание законодательства РФ. – 2015. — № 10. – Ст. 1391.
  5. Приказ ФНС РФ от 15 февраля 2007 № САЭ-3-18/62@ «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы»//«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». – 2007. — № 22. – 25 мая.
  6. Воронов А.М., Гоголев А.М. Вопросы привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений в механизме налогового администрирования // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. — № 7. – С. 78.
  7. Гриценко В.В. К вопросу о понятии «законодательство о налогах и сборах в РФ» // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2005. — № 11. – С. 58.
  8. Макарейко Н.В. Закрепление «новых» видов юридической ответственности: стратегия развития законодательства или стратегическая ошибка законодателя? // Юридическая техника. – 2015. — № 9. – С. 426.