УДК 34

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

№34,

Юридические науки

Гоголь Кристина Анатольевна


Ключевые слова: ПРЕСТУПЛЕНИЕ; ПРОБЛЕМЫ; ЗНАНИЯ; НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ; РАССЛЕДОВАНИЕ; СВИДЕТЕЛИ; ПОТЕРПЕВШИЕ; УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА; ЭКСПЕРТИЗА; КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; ПОДРОСТОВ; УГОЛОВНОЕ ДЕЛО; ЛИЧНОСТЬ; ПЕДАГОГ; ПСИХОЛОГ; CRIME; PROBLEMS; KNOWLEDGE; MINORS; INVESTIGATION; WITNESSES; VICTIMS; PARTICIPATION OF A SPECIALIST; EXPERTISE; CRIMINAL BEHAVIOR; TEENAGERS; CRIMINAL CASE; PERSONALITY; TEACHER; PSYCHOLOGIST.


Аннотация: В статье раскрываются и анализируются особенности привлечения специалистов при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними или в отношении них.

Актуальность исследования. Подготовка следователя либо дознавателя к следственным действиям является залогом их успешности и результативности. В случае производства следственных действий с участием несовершеннолетнего, она требует особого подхода и тщательности. При этом необходимо разрешить ряд специфических вопросов, в первую очередь, касающихся создания особой обстановки с наименьшим травмированием психики несовершеннолетнего или малолетнего, которая бы способствовала выяснению всех значимых обстоятельств по делу. Важно грамотно определить круг лиц, которые должны участвовать в допросе (представители несовершеннолетнего, педагоги, психологи, специалисты и т.д.).

Целью исследования является изучение Проблемных вопросов использования специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних.

При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними или в отношении них, использование специальных знаний сотрудниками правоохранительных органов имеет важное значение для установления истины по делу и является обязательным и неотъемлемым элементом соблюдения требований норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

При расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних в качестве обвиняемых, подозреваемых и в качестве свидетелей, потерпевших должны учитываться особенности личности, которые отличают всех несовершеннолетних от взрослых, а также некоторые черты, характерные именно для подростков, в частности это касается мировосприятия, особенностей межличностного общения, возможных акцентуаций характера и др.

Основной целью использования знаний о психологических, педагогических и медицинских особенностях несовершеннолетних является необходимость установления значимых по делу обстоятельств, обеспечения
правильного воздействия на формирующуюся личность подростка, недостаточно адаптированную к экстремальной для нее ситуации уголовного судопроизводства.

Одной из основных и наиболее распространенных форм использования специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, является судебно-психологическая экспертиза.

Консультативно-справочная деятельность специалиста-психолога представляет собой информирование следователя или суда о наличии и особенностях психических явлений, свойств, состояний несовершеннолетнего, а также рекомендацию наиболее оптимальных способов взаимодействия с подростком и его окружением. Также данный вид деятельности может быть использован при решении вопроса о целесообразности назначения судебно-психологической экспертизы, формулировании вопросов перед экспертом, планировании отдельных следственных действий [6].

Использование консультативной помощи психолога возможно при составлении характеристики, в данном случае, как правило, используется помощь психолога из образовательного учреждения, где обучается несовершеннолетний.

Напомним, что заключение специалиста и заключение эксперта являются источником доказательств и должны оцениваться с позиций относимости, допустимости, достоверности и достаточности, и в совокупности (или путем сопоставления) с другими доказательствами. И здесь возникает ряд трудностей, связанных с тем, что участники уголовного процесса, не обладающие специальными знаниями и методиками в тех или иных областях, обязаны оценивать заключение специалиста.

Требования к процедуре подготовки заключения эксперта и специалиста различны. Но все же стоит сказать, что они призваны обеспечивать не только эффективность и быстроту процесса доказывания, но и реализацию права на защиту участниками судопроизводства и доброкачественность выводов [4].

Достоверность выводов в заключении специалиста возможно выявить в процессе его допроса в связи с подготовленным им заключением. Оценить достоверность выводов, сделанных в заключении специалистом, не представляется возможным без понимания хода извлечения знаний или сведений из исследуемого объекта и применяемых методов и средств или хотя бы понимания логического обоснования результатов исследования. Кроме того, заключение должно соответствовать процессуальным и методическим требованиям, предъявляемым к проведению исследования и оформлению его результатов, деятельностным показателям.

В процессе проведения исследования и подготовки заключения специалист зачастую знакомится с иной информацией, имеющей доказательственное значение, что препятствует проведению им полноценного и объективного исследования, чревато «подтасовкой» выводов под другие доказательства (например, материалы уголовного дела) и в итоге влечет ошибочные, неполные или необоснованные выводы. В ряде случаев привлечение специалистов является обязательным, в других определяется наличием необходимости их участия, в-третьих – по усмотрению следователя. Однако на практике следователи не в полной мере используют специальные знания и далеко не всегда прибегают к помощи специалистов, что значительно обедняет доказательную базу по уголовному делу.

Отметим, что низкий уровень экспертов встречается в отдаленных районах нашей страны, а также населенных пунктах, отдаленных от крупных городов [9].

Острой проблемой является отсутствие экспертов, которые обладали бы специальными знаниями, и были компетентны в производстве судебных экспертиз. Чаще всего наблюдается, что на всю территорию, за которой закреплен отдел полиции в сельской местности насчитывается один, либо два эксперта-криминалиста. С каждым годом наблюдается тенденция сокращения численности должностей сотрудников экспертно-криминалистических подразделений. Это связано с тем, что на одного сотрудника возлагаются обязанности по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности во всех ее формах посредством реализации функций экспертнокриминалистических подразделений, т. е. криминалистическое обеспечение расследования преступлений [4, с. 30].

На сегодняшний день существует острая необходимость создания единой, целостной системы судебно-экспертных учреждений, объединяющих преимущества как государственных, так и негосударственных судебноэкспертных учреждений [5, с. 154].

Но на практике часто можно встретить ситуацию, в которой полностью несоответствует описание вещества в протоколе следственного действия и в следующей справке о предварительном исследовании и заключении эксперта. К примеру, если в ходе осмотра вещества оперативные работники или эксперткриминалист укажут цвет объекта, который в последующем не совпадет с указанным экспертом в справке об исследовании.

Применение специальных психиатрических знаний в процессуальных формах, например, при допросе и получении заключения специалиста, следователями, как правило, не осуществляется, возможности психиатров также используются довольно редко. Несмотря на то, что российское уголовно-процессуальное законодательство (ст. 80 УПК РФ) в качестве доказательств предусматривает заключение специалиста, этот вопрос порождает новые полемики и дискуссии. Нет однозначного понимания отличия его от заключения эксперта [1].

Говоря о цели судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, стоит отметить, что она реализуется посредством решения следующих основных задач:

1. Правильная квалификация психического состояния несовершеннолетнего в момент совершения противоправного деяния, т.е. установление (отрицание) факта наличия психического расстройства, исключающего вменяемость, или не исключающего ее.

2. Диагностика установленных психических расстройств.

3. Определение степени выраженности, а также влияния выявленного психического расстройства.

4. Определение рекомендаций при назначении принудительных мер медицинского характера. Необходимо отметить, что судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних также является важным средством получения доказательств по уголовному делу. С помощью данной экспертизы решаются вопросы: осознавал подозреваемый, обвиняемый, подсудимый общественную опасность своего поведения, мог ли он руководить своими действиями в тот или иной момент. От ответов на эти вопросы будет зависеть возможность признания его виновным в преступлении или вероятность освобождения его от ответственности с последующим применением к нему принудительных мер медицинского характер.

С. Б. Россинский считает, что заключение специалиста – это результат исследования и отождествляет его с квазиэкспертизой [6].

Анализ практики свидетельствует, что это влечет за собой неверное понимание сотрудниками правоохранительных органов, а также судьями содержания норм, посвященных деятельности специалистов. Заключение специалиста представляет собой суждение, в то время, как заключение специалиста содержит исследования и выводы. Однако не только практики, но и некоторые ученые допускают производство исследований в качестве основы заключения специалиста [3].

В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» оговорено, что «специалист не проводит исследование вещественных доказательств, …в случае необходимости проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза» [2].

Подводя итог, мы можем сформулировать следующие выводы:

1. Необходимо конкретизировать п. 2 ч. 1 ст. 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) «Обстоятельства, подлежащие установлению», указав, что к иным особенностям личности относятся «степень интеллектуального, волевого развития, особенности характера и темперамента, потребности и интересы». В настоящее время дискуссионным является вопрос о судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что ее назначение как самостоятельный вид экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в рамках уголовного процесса нецелесообразно, так как она не может дать ответы на все необходимые вопросы без первоначального или параллельного производства судебно-психиатрической экспертизы в отношении данной категории лиц.

2. Действующий УПК РФ обязывает к производству судебно-психиатрической экспертизы по всем уголовным делам, по которым подозреваемым (обвиняемым) является несовершеннолетний, что не всегда разумно, так как у уполномоченных лиц зачастую не возникает вопрос о психическом состоянии несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства. В настоящее время неоднозначно осуществляется выбор экспертизы, проводимой в отношении несовершеннолетних, именно поэтому все больше и больше специалистов говорят о том, что в отношении несовершеннолетних обязательно назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

По нашему мнению, целесообразно проведение именно комплексной судебно-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних, случаи обязательного назначения которой необходимо закрепить в УПК РФ во избежание необоснованного ее назначения и впоследствии затягивания сроков предварительного расследования.

Выводы. Представляется целесообразным налаживание активного взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с психологами и педагогами, что будет способствовать производству эффективного расследования по делам о преступлениях с участием несовершеннолетних. Вместе с тем стоит констатировать тот факт, что давно назрела необходимость более тщательной законодательной регламентации роли и полномочий в случаях привлечения при производстве следственных действий в качестве специалиста преподавателя, психолога, воспитателя и других, специфики их деятельности в процессе расследования, определения пределов использования специальных знаний.


Список литературы

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. I. Ст. 4921.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Васильев В. Л. Юридическая психология /В.Л. Васильев СПб.: Питер, 2009. 640 с.
  4. Кудака М. А.Характеристика модели прогнозирования возможных рисков аддиктивного поведения подростков педагогически организованной среде /М.А. Кудака // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (87). C. 62-63.
  5. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза /Ф.С. Сафуанов. М.: Юрайт, 2014. 421 с.
  6. Россинский С. Б. Подготовка заключения специалиста по уголовному делу: практические рекомендации /С.Б. Россинский // Уголовный процесс. 2017. № 12- 23 с.
  7. Глушко М. Р. Проблемные аспекты использования заключения специалиста в доказывании. // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. Сборник научно-практических трудов. 2015. № 1 – 33 с.
  8. Тетюев С. В. Использование педагогических и психологических знаний в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних /С.В. Тетюев / под ред. д.ю.н., проф. А. В. Кудрявцевой. М.: Юрлитинформ, 2009. 33 с.
  9. Ткаченко Н.Н. Проблемные аспекты использования специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних /Н.Н.Ткаченко // ЮП. 2018. №4 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-ispolzovaniya-spetsialnyh-znaniy-pri-rassledovanii-prestupleniy-sovershennyh-s-uchastiem-nesovershennoletnih (дата обращения: 30.08.2021).
  10. Галиев Р.А. Некоторые проблемы и аспекты специальных познаний при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // StudNet. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-i-aspekty-spetsialnyh-poznaniy-pri-rassledovanii-prestupleniy-svyazannyh-s-nezakonnym-oborotom-narkotikov (дата обращения: 30.08.2021).
  11. Рудов Д.Н.Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении несовершеннолетнего участника уголовного процесса /Д.Н.Рудов // ППД. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebno-psihiatricheskaya-ekspertiza-v-otnoshenii-nesovershennoletnego-uchastnika-ugolovnogo-protsessa (дата обращения: 30.08.2021).