УДК 34

УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГА В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

№34,

Юридические науки

Гоголь Кристина Анатольевна


Ключевые слова: ПРЕСТУПЛЕНИЕ; ПРОБЛЕМЫ; ЗНАНИЯ; НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ; РАССЛЕДОВАНИЕ; СВИДЕТЕЛИ; ПОТЕРПЕВШИЕ; УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА; ЭКСПЕРТИЗА; КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; ПОДРОСТОВ; УГОЛОВНОЕ ДЕЛО; ЛИЧНОСТЬ; ПЕДАГОГ; ПСИХОЛОГ; УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА; ПЕДАГОГ; ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО; СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ; CRIME; PROBLEMS; KNOWLEDGE; MINORS; INVESTIGATION; WITNESSES; VICTIMS; PARTICIPATION OF A SPECIALIST; EXPERTISE; CRIMINAL BEHAVIOR; TEENAGERS; CRIMINAL CASE; PERSONALITY; TEACHER; PSYCHOLOGIST; PARTICIPANT IN CRIMINAL PROCEEDINGS; TEACHER; RIGHTS AND INTERESTS OF A MINOR; INVESTIGATIVE ACTIONS.


Аннотация: В статье раскрываются и анализируются вопросы участия психолога в следственных действиях при расследовании преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних. Расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних и рассмотрение их в суде имеет немало особенностей. Делается вывод о важности квалифицированной и деятельной помощи психолога для решения ряда задач, возникающих при производстве различных следственных действий с участием несовершеннолетних, а также в ходе реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения лиц данной возрастной категории.

В теории уголовно-процессуального права, а также в уголовно-процессуальных нормах, классифицирующих субъектов уголовно-процессуальных отношений, принято выделять такую группу, как «иные участники уголовного судопроизводства» (глава 8 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации – УПК РФ) [1].

В отличии от других групп субъектов уголовного процесса указанная группа не содержит в названии указания на выполняемую ею функцию и соответствующий интерес, что объясняется неоднородностью выполняемых её членами функций (свидетель; лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве; эксперт; специалист; переводчик; понятой) [3].

Условно эту группу можно именовать участниками, оказывающими содействие в отправлении правосудия, или лицами, выполняющими вспомогательные функции.

Однако в УПК РФ упоминаются также лица, которые играют весьма важную роль, но их статус в рамках уголовного процесса закреплен неопределенно, конкретного перечня процессуальных прав и обязанностей не содержится. К ним относятся психолог и педагог. Их роль приобретает особое значение в ходе производства по делам в отношении несовершеннолетних.

Основная задача педагога и психолога при проведении допроса одинакова – способствование налаживанию психологического контакта между следователем и допрашиваемым лицом, создание спокойной и благоприятной морально-психологической обстановки для проведения следственного действия.

Также они призваны предотвращать агрессию, стыдливость, замкнутость, ложные показания и т.д.

В соответствии с ч.1 ст. 191 УПК РФ при проведении некоторых следственных действий (допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний) с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога является обязательным. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего старше 16 лет педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.

При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ).

Среди правомочий педагога или психолога, участвующих в допросе, законодатель указывает лишь на возможность задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому (с разрешения следователя), а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч 5 ст.425 УПК РФ) [1].

Если же обратиться к положениям ч. 1 ст. 280 УПК РФ (Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля), то в ней упоминается только педагог, но не психолог: «При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог.

Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога».

Таким образом, данной нормой законодатель не предусмотрел привлечение психолога. Вероятно он имел в виду наличие каких-то особых возможностей у педагога, которых лишен психолог. Однако из смысла иных норм это не усматривается. Законодатель не проводит между данными специалистами водораздела.

В таком случае возникает вопрос – в каких случаях целесообразнее приглашать на следственное действие педагога, а в каких – психолога? Если для решения правовых вопросов это не имеет принципиального значения, то для содержательной части общения в ходе следственных действий это очень даже немаловажно. Законодатель не регламентировал требования к квалификации педагога для привлечения к участию в допросе, хотя на практике случаются ситуации, когда педагог не может обеспечить необходимую эмоционально-психологическую обстановку и оказать соответствующую помощь в случае затруднения в общении с подростком, поскольку он не обладает достаточно глубокими знаниями в области детской психики. А вот психолог, имея специальную подготовку, способен обеспечить в ходе допроса нужный подход к подростку с учетом его индивидуально-психологических особенностей [17, с. 65].

Поэтому мы считаем, что оптимизировать процесс получения правдивых показаний и сдерживать действие психотравмирующих факторов, связанных с негативной тематикой общения может именно психолог, а не педагог.

Психолог – лицо, имеющее высшее психологическое образование, а также постдипломную подготовку по психологическому консультированию» [5, с. 99].

Законодателю следует предусмотреть в качестве требования к психологу, участвующему в следственном действии, помимо наличия соответствующего высшего образования, именно наличие достаточного опыта работы, поскольку несовершеннолетние часто находятся в стрессовом состоянии.

При проведении следственных действий с участием несовершеннолетних необходимо привлечение именно психолога, обладающего соответствующим образованием и опытом работы, не только для установления сведений, имеющих значение для уголовного дела, но и для полноценной защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также возможности получения ими последующей квалифицированной психологической помощи [3, с. 56].

Кроме того, часто перед следователем стоит дилемма – привлечь ли к проведению следственного действия знакомого для несовершеннолетнего педагога (психолога) или же того, с кем несовершеннолетний не знаком. В одних случаях необходимо сделать выбор в пользу уже знакомого специалиста, учитывая наличие расположения к нему ребенка, в других же ситуациях наоборот, незнакомого, поскольку встреча со знакомым психологом может спровоцировать замыкание в себе, в т.ч. по причине предыдущих негативных обстоятельств их знакомства (например, из-за работы данного специалиста с семьей ребенка в составе Комиссии по делам несовершеннолетних). Учесть все эти обстоятельства лучше всего сможет психолог. Кроме того, при выборе кандидатуры психолога или педагога, который примет участие в следственном действии с несовершеннолетним, необходимо руководствоваться также пожеланиями самого несовершеннолетнего и его законного представителя. Целесообразно отнести педагога и психолога к числу самостоятельных участников уголовного процесса, включив их в группу «иные участники уголовного судопроизводства», при этом подробно регламентировав их процессуальный статус [5].

Мы считаем, что не следует относить педагога и психолога, участвующих в следственных действиях в отношении несовершеннолетних, к специалистам, т.к. у указанных лиц существуют специфические задачи, не совпадающие с задачами и функциями специалиста – они не просто оказывают консультативные услуги следствию, но и помогают обеспечивать права и свободы несовершеннолетних [4].

Проанализировав данную проблему можно констатировать, что УПК РФ содержит пробел в области закрепления правового статуса педагога (психолога) при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Обозначение в УПК РФ прав педагога (психолога) как самостоятельных участников уголовного процесса послужит благоприятным элементом для следователя (дознавателя) в проведении следственного действия и позволит более объективно и правильно выбирать ту или иную тактику подготовки к следственному действию [3].

Признав педагога и психолога самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, целесообразно также четко определить требования, которым он должен соответствовать. Это также может послужить основанием для его возможного отвода.

Учитывая специфику выполняемой педагогом и психологом функции, эффективность выполнения задач по защите законных интересов несовершеннолетнего требует, чтобы в качестве педагога и психолога не привлекались лица, чья компетентность, незаинтересованность и объективность могут вызвать сомнение. Поэтому кроме общих оснований для отвода, предусмотренных ст. 61 УПК РФ, в отношении педагога и психолога может быть предусмотрено дополнительное основание – отсутствие соответствующего образования или опыта работы с несовершеннолетними, а также выражение ему недоверия со стороны несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, законных представителей несовершеннолетнего [2, с. 106-107].

Выводы.

Используя знания психологов, практикующие сотрудники правоохранительных органов могли бы использовать их и для установления контакта с родителями несовершеннолетнего, которые так же могут негативно влиять на ребенка, либо категорично оправдывая его, либо критикуя и обвиняя, результатом чего несовершеннолетний замкнется. Кроме того, возможность общения психолога с несовершеннолетним, до проведения следственных действий, может благотворно повлиять на ход самого следственного действия, как это уже неоднократно указывалось в различных источниках, однако в отделах полиции не предусмотрены кабинеты, в которых психолог мог осуществить подготовительный этап. Используя знания психологов, практикующие сотрудники правоохранительных органов могли бы использовать их и для установления контакта с родителями несовершеннолетнего, которые так же могут негативно влиять на ребенка, либо категорично оправдывая его, либо критикуя и обвиняя, результатом чего несовершеннолетний замкнется. Кроме того, возможность общения психолога с несовершеннолетним, до проведения следственных действий, может благотворно повлиять на ход самого следственного действия, как это уже неоднократно указывалось в различных источниках, однако в отделах полиции не предусмотрены кабинеты, в которых психолог мог осуществить подготовительный этап [4, с. 7].

Таким образом, предлагаем дополнить положения главы 8 УПК РФ самостоятельной статьей (или двумя статьями), предусматривающей самостоятельных лиц – участников судопроизводства – психолога и педагога, со своими правами и обязанностями, требованиями к опыту и квалификации. Кроме того, считаем необходимым указать, что при допросе несовершеннолетнего при расследовании и рассмотрении дел о преступлениях против половой свободы и неприкосновенности участие психолога следует признать обязательным.


Список литературы

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.09.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2021)
  2. Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие / Б. Т. Безлепкин. – Москва: Проспект, 2019. — 326 с.
  3. Гриненко, А.В. Уголовный процесс: учебник и практикум / А. В. Гриненко. – Москва: Юрайт, 2017. – 333 с.
  4. Ендольцева, А.В. Уголовный процесс: учебное пособие / А. В. Ендольцева. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2018. – 447 с.
  5. Манова, Н.С. Уголовный процесс: учебник / Н. С. Манова. – Москва: Дашков и Кº, 2016. – 422 с.
  6. Пикалов, И.А. Уголовно–процессуальное право Российской Федерации: учебное пособие / И. А. Пикалов. – Москва: Юрлитинформ, 2018. – 438 с.
  7. Харатишвили А.Г. О процессуальном статусе педагога и психолога как участников уголовного судопроизводства // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 4 (18). С. 99-100.
  8. Башкатов И.Ю. Уголовно-процессуальные проблемы привлечения психолога и педагога к участию в производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетних /И.Ю.Башкатов // Sciences of Europe. 2021. №80-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-protsessualnye-problemy-privlecheniya-psihologa-i-pedagoga-k-uchastiyu-v-proizvodstve-po-ugolovnomu-delu-v-otnoshenii (дата обращения: 11.11.2021).
  9. Шаевич А.А. ,Значение и организационные проблемы участия психолога в расследовании и профилактике преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. №4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-i-organizatsionnye-problemy-uchastiya-psihologa-v-rassledovanii-i-profilaktike-prestupleniy-sovershaemyh (дата обращения: 11.11.2021).