УДК 342.92

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

№34,

Юридические науки

Жидков Денис Геннадьевич


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК; ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ПОЛИЦИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; STATE REGULATION; PUBLIC ORDER; PUBLIC SECURITY; POLICE; ADMINISTRATIVE ACTIVITIES.


Аннотация: В настоящей публикации автором установлены специфические особенности государственного регулирования, присущие сфере общественного порядка и общественной безопасности. Установлены также проблемные аспекты, имеющие место в исследуемой сфере, в частности, связанные с административной деятельностью полиции.

Понятие общественный порядок подразумевает некую системную совокупность общественных отношений, практическая реализация которой становится возможной посредством определенных социальных норм, а именно – правовых норм, моральных норм, норм общественных организаций, определенных традиций и ритуалов [3, с. 201].

С теоретической точки зрения общественный порядок представляет по своей сути определенного рода социальную категорию, которая охватывает определенное состояние идеологических общественных отношений, основанных на экономическом базисе, что предполагает некое соответствие поведения участников социума конкретным социальным нормам, как правового, так и неправового характера [4, с. 712].

В данном случае подразумеваются значимые с социальной точки зрения общественные отношения.

Теория административного права трактует понятие общественного порядка с разных сторон, а именно — в узком и широком смысле данного понятия [5, с. 92].

В аспекте широкого смысла данное понятие представляет собой совокупность социальных связей и отношений, которые складываются вследствие реализации определенных социальных норм. В данном аспекте следует разграничивать понятия общественного порядка и правопорядка. Последнее подразумевает отношения, которые регулируются исключительно нормами права [6, с. 201].

Если говорить об общественном порядке в его узком понимании, то данный термин подразумевает систему общественных отношений, реализация и функционирование которой предполагают обеспечение как личной, так и общественной безопасности, определенных процессов в социуме. В том числе создание обстановки общественного спокойствия, уважение к интересам и законным правам всех участников данного социума, национального равноправия, достоинства личности и так далее [7, с. 24].

По мнению Ю.В. Кивич данный вид общественных отношений формируется внутри социума посредством пребывания участников такого социума в общественных местах, в местах общего пользования, в общественном транспорте и так далее. Что крайне необходимо для ведения определенного статистического учета населения, а также перемещения граждан в рамках страны, приобретения оружия, ядовитых и взрывчатых, а также иных опасных веществ, выезда и въезда граждан из территории и на территорию РФ [8, с. 158].

Следует отметить, что правильное понимание термина «общественный порядок», в его узком понимании, имеет важное практическое значение для полноценной работы органов внутренних дел. В том числе важно также прокуратуры, судов, и иных организаций, принимающих участие в охране общественного порядка. При этом понятие общественного порядка в узком его понимании предполагает акцент на предупреждение и пресечение определенных преступлений, которые посягают на общественные отношения внутри социума [9, с. 309].

Автор Н.В. Малахов указывает на то, что понятие общественного порядка представляет собой сложившуюся систему общественных отношений [10, с. 2]. Данная система, по мнению автора, закреплена нормами действующего права, морали, а также правилами совместного существования в социуме. Это в свою очередь определяет права и обязанности участников данных общественных отношений с целью полноценного функционирования данного социума в аспекте обеспечения неприкосновенности, чести, достоинства всех участников социума, а также их законных прав, свобод и интересов, общественного спокойствия в целом, полноценного функционирования государственных и частных учреждений, предприятий, должностных лиц.

Из сказанного следует, что содержание понятия общественного порядка предполагает наличие сформированной системы общественных отношений, которые формируются в результате соблюдения и исполнения всех норм права, норм морали, а также других социальных норм.

Специалисты административного права единогласно во мнении, что административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность — одна из существенных проблематик XXI века, о чем свидетельствует распространенность подобного рода административных правонарушений в стране.

В данном вопросе отдельную и важную роль играют органы внутренних дел. Данные органы представляют по своей сути отдельную ветвь государственной власти, на которую возложено выполнение наибольшего объема работы в рамках обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, что в свою очередь предполагает выявление и пресечение, а также предупреждение правонарушений.

При этом стоит учитывать тот факт, некоторые преступления были зарегистрированы еще на таких стадиях, как покушение и приготовление. В том числе были пресечены административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Стоит отметить, что действующая система органов внутренних дел является централизованной. Каждый элемент данной системы выполняет определенные полномочия, возложенные на него согласно действующему законодательству РФ.

Во главе данной системы стоит Министерство внутренних дел РФ. Одним из основных элементов данной системы является полиция, которая также является инструментом государственного регулирования сферы общественного порядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.

Полиция Российской Федерации представляет собой сформированную систему государственных органов исполнительной власти, задачей которой является защита жизни, здоровья, законных прав и интересов, а также свобод граждан государства от противоправных действий и посягательств.

Данный орган наделен правом применения мер принуждения в рамках, определенных Законом РФ «О полиции» наряду с иными федеральными законами.

В качестве правовой основы деятельности полиции РФ выступает Конституция РФ, а также Закон «О полиции» [2], международные договоры РФ, уставы, законы, нормативно-правовые акты субъектов РФ.

В ходе административной деятельности полиция РФ охраняет общественные отношения от противоправных действий и посягательств.

По мнению А.М. Кононова отнесение данного вопроса к компетенции полиции РФ не является самопроизвольным, это обусловлено самой природой и сутью общественных отношений, которые в объективной мере нуждаются в охране и защите [4, с. 209].

Каждый из видов административной деятельности полиции отличается определенным единством правовых норм. Данные нормы в свою очередь регламентируют деятельность определенного вида, и характеризуются однородностью содержания правовых отношений, которые возникают в процессе реализации, наличием специальной службы, группы сотрудников, которые и осуществляют такую деятельность.

Стоит отметить, что закон Российской Федерации «О полиции» в своих положениях отражает широкий перечень обязанностей и прав, которыми наделена полиция.

Таким образом, целесообразным является деление данных прав и обязанностей на две группы на основании самого характера деятельности, а именно:

1.административно-предупредительные меры (проверка документов у граждан и должностных лиц, вхождение в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, производить в установленных случаях оцепление участков местности, запрещение или ограничение на отдельных улицах и дорогах движение транспорта и граждан и так далее);

2. меры пресечения (административное задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, предметов, товаров, транспортных средств и иные меры);

3. административные наказания (предупреждение, штраф);

4. меры административно-процессуального обеспечения (доставление к месту составления протокола, изъятие документов и вещей, отстранение от управления транспортным средством, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и так далее) [11, с. 41].

Таким образом, общественный порядок представляет собой систему волевых общественных отношений, которые складываются и развиваются в общественных местах на основании соблюдения норм права и социальных норм, которые в свою очередь направлены на обеспечение условий полноценного функционирования социума в целом, а также организаций, общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения чести, человеческого достоинства, общественной нравственности.

Безопасность, наряду с общественным порядком, является одним из обязательных элементов функционирования государства и социума, в частности.

Ключевым моментом в данном вопросе в аспекте приоритетности понятия безопасности в нашем государстве является введение в главу 20 КоАП РФ термина «общественная безопасность» [1].

Проблемы обеспечения общественного порядка Российской Федерации органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования гражданского общества, демократии.

Подводя итоги, стоит отметить, что в качестве цели установления и поддержания общественного порядка выступает обеспечение безопасности личности, прежде всего, обеспечение общественной безопасности, создание условий для полноценного функционирования организаций и общественных объединений, уважения к чести и достоинству гражданина, его человеческого достоинства.

Как уже упоминалось ранее, охрана общественного порядка, наряду с обеспечением общественной безопасности является одной из первоочередных задач правоохранительных органов РФ.

В то же время, под охраной общественного порядка принято понимать общественно-политическую и правовую категорию, которая выражается в совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах.

В том числе на защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
  3. Административное право России / ред. В.Я. Кикоть, И.Ш. Килясханов, П.И. Кононов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2015. – С. 201.
  4. Азриелян А.А. Юридический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд.- М.: Институт новой экономики, 2013. – 1152 с.
  5. Актуальные проблемы административного права и процесса / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.М. Кононов и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2015. – С. 209.
  6. Братановский С.Н. Субъекты административного права / С.Н. Братановский, С.А. Кочерга, М.С. Братановская. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 188 с.
  7. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах / А.М. Волков. – Москва: Проспект, 2017. – С. 201.
  8. Давыдова Н.Ю. Административное право / Н.Ю. Давыдова, М.Г. Чепрасов, И.С. Черепова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский Государственный Университет. – Оренбург: ОГУ, 2017. – С. 24.
  9. Кивич Ю.В. Признаки общественного порядка и общественной безопасности как объектов административно-юридической защиты // Вестник Московского университета МВД России, 2014. – № 5. – С. 158.
  10. Мазурин С.Ф. Административное право: в 2-х т. / С.Ф. Мазурин. – Москва: Прометей, 2017. – Т. 1. – С. 309.
  11. Малахова Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность ответственность за их совершение // Мосу МВД РФ. – Москва. – 2013. – № 7. – С. 2.
  12. Степанов О.А. Полиция в системе обеспечения прав и свобод человека в России: монография / Степанов О.А., Борисов А.В., Лялякин Ю.А. — Москва : Русайнс, 2019. — 75 с.