УДК 342.92

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

№34,

Юридические науки

Жидков Денис Геннадьевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; СИСТЕМА; ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК; ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ADMINISTRATIVE OFFENSES; SYSTEM; PUBLIC ORDER; PUBLIC SAFETY.


Аннотация: В настоящей публикации автором исследована система, сформированная законодателем в Главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отмечено, что система административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сформирована законодателем по такому критерию, как объект правонарушения, однако не лишена пробелов и коллизий.

Анализируя положения действующего административного законодательства, можно выявить некоторые закономерности. В частности, в вопросах формирования структуры глав непосредственно в КоАП РФ [1] и статей в главах законодателем используется также называемый причинно-следственный подход их расположения.

По мнению А.М. Волкова особое значение имеют основания, по которым административные правонарушения систематизированы. Так, в частности это касается и непосредственно административных правонарушений, которые посягают общественный порядок и общественную безопасность [3, с. 45].

В теории административного права, под анализируемой системой административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, как правило, принято понимать зафиксированный и сформированный законодательством конкретный порядок, согласно которому располагаются административно-правовые институты, взаимодействующие друг с другом, и в частности, осуществляющие непосредственную охрану от посягательств противоправного характера на общественные отношения.

Анализируемая Глава 20 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» – составное целое системы, которая взаимосвязана и устанавливает всеобщность органически неразрывную. В частности, данная всеобщность способствует решению задач, которые были поставлены, и затрагивают сферу обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности [4, с. 108].

Так, частности, в систему административных правонарушений, регламентированных Главой 20 КоАП РФ, в частности административных правонарушений, являющихся объектом исследования данной магистерской диссертации, входят:

 Административные правонарушения против общественного порядка. Характерным примером в данном случае выступает такое административное правонарушение, как мелкое хулиганство, квалифицируемое по статье 20.1 КоАП РФ.

За 2020 год было рассмотрено 212 852 дел, относительно совершения правонарушения, квалифицируемого по статье 20.1 КоАП РФ. Из данного числа дел доля наказанных составила 95,1%. То есть подвергнуто наказанию было 202440 лиц. Чаще всего судом избиралась такая мера ответственности, как административных арест – в отношении 111975 лиц, штраф – в отношении 90414 лиц [2].

 Административные правонарушения против общественной безопасности. Характерным примером может послужить административное правонарушение, квалифицируемое по статье 20.5. КоАП РФ. Нарушение требований режима чрезвычайного положения.

 Административные правонарушения против здоровья населения и общественной нравственности. Характерным примером может выступить административное правонарушение, квалифицируемое по статье 20.22. КоАП РФ. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Одной из проблематик данной категории правонарушений является отсутствие закрепления на законодательном уровне термина «общественное места», а также отсутствие единого мнения в научной литературе к критериям, которые должны характеризовать данное явление, чтоб оно могло быть названо общественным местом [5, с. 88].

 Административные правонарушения против установленного порядка управления. Характерным примером может выступить административное правонарушение, квалифицируемое по статье 20.29. КоАП РФ. Производство и распространение экстремистских материалов.

Согласно официальным данным статистики за 2020 год было рассмотрено 2268 дел, относительно совершения правонарушения, квалифицируемого по статье 20.29 КоАП РФ. Из данного числа дел доля наказанных составила 86,6%. То есть подвергнуто наказанию было 1964 лица. Чаще всего судом избиралась такая мера ответственности, как штраф – в отношении 1910 лиц, на общую сумму 2845 тыс. рублей, а также конфискация – в отношении 122 лиц.

Безусловно, система анализируемых административных правонарушений может быть представлена и несколько иначе, так как, зачастую, одно и то же правонарушение, может иметь факультативный объект, помимо основного. В связи с этим В.С. Чижевский отмечает, что отнесение определенного отдельно взятого административного правонарушения в какую-либо конкурентную группу условно [6, с. 670].

Тем не менее, соглашаясь с мнением В.С. Чижевского, стоит отметить, что безусловным является факт выделения Главы 20 КоАП РФ именно по объекту административного правонарушения.

В заключении, стоит подытожить, что административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, представлены непосредственно в административном законодательстве посредством конкретной системы. Подобного рода разграничение (определение) системы обладает особой значимостью теоретического и практического характера.

Так как система административных правонарушений, будучи выстроенной посредством логического ряда и последовательности способствует выявлению видов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. В том числе, благодаря такой системе имеется возможность определения объекта административного правонарушений, как родового и видового, так и определенных случаях и факультативного объекта.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Административные правонарушения. Показатели по отдельным правонарушениям за 2020 год. // Судебная статистика РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stat.xn—-7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/1 (дата обращения 28.10.2021).
  3. Волков А.М. Административное право России / А.М. Волков. – Москва: Проспект, 2016. – С. 45.
  4. Евсикова Е.В. Проблемы теории и практики института административной ответственности / Е.В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. № 10 (125) 2018. – С. 108.
  5. Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций / А.А. Потапова. – Москва: Проспект, 2015. – С. 88.
  6. Чижевский В.С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях (постатейный) / В.С. Чижевский. – 13-е изд., перераб. и доп. – Москва: Книжный мир, 2012. – С. 670.