УДК 347.1

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА, АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА И ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

№34,

Юридические науки

Шумицкий Андрей Александрович


Ключевые слова: МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВ; АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА; ОРГАН ВЛАСТИ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; MECHANISM OF STATES; GOVERNMENT APPARATUS; THE AUTHORITY; THE EXECUTIVE AUTHORITY.


Аннотация: В статье проанализирована встречающаяся в правовой литературе различная трактовка, относящаяся к системе, структуре государственной власти. Проанализирована трактовка механизма государства, аппарата, органа исполнительной власти. Автор убежден, что орган исполнительной власти является составляющей государственного аппарата, который, в свою очередь, является основной частью механизма государства.


Вопрос соотношения механизма государства, аппарата государства и органа власти довольно дискуссионный в отечественной науке. Проанализируем далее взгляды ученых, сопоставим факты и определим место исполнительной власти в структуре государства.

Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют «механизм государства как, систему государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, это та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику»[6, с. 85].

В.Д. Перевалов под механизмом государства понимает «целостную иерархическую систему государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства» [7, с. 75].

Л.П. Рассказов считает, что «государственный механизм представляет из себя совокупность государственного аппарата, государственных структур, обеспечивающих реализацию государственно-властных предписаний, государственных предприятий и учреждений, рассматриваемую в состоянии динамики (движения), во взаимодействии между собой в целях осуществления функций государства» [8, с. 121].

В.Н. Хропанюк определяет «механизм государства как систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов» [9, с. 129].

Согласно первой точке зрения, механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В свою очередь орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Государственный механизм в таких случаях именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов — аппаратом в узком смысле слова.

Также существует научная позиция, согласно которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике [6, с. 85].

Согласно второй точке зрения, механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Государственные учреждения — это государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, политической.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

Аппарат государства — это система государственных органов, наделенных властными полномочиями, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления функций. Здесь же можно сказать, что Этот аппарат имеет деление на составные структурные элементы, что соотносится к исполнительной, законодательно, судебной власти и власти Президента. Отсюда идет трактовка Аппарат Президента, Аппарат Правительства и прочее.

Важно отметить, что помимо государственного аппарата, государственных предприятий и государственных учреждений, механизм государства включает в себя иные элементы, такие как органы местного самоуправления, которые самостоятельны и не входят ни в федеральную систему власти ни субъектов РФ.

Но в отечественной литературе для удобства принято отождествлять данные понятия.

Приведём некоторые определения органа государства рассмотренные в отечественной науке:
«Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства» [5, с. 342].

«Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями» [6, с. 88].

«Государственный орган – это составной элемент государственного аппарата, наделенный полномочиями государственно-властного характера, имеющий определенную организационную структуру, финансовую и материальную базу и обладающий определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью» [8, с. 120].

«Орган государства – это специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций»[2, с. 189].

«Орган государства — это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением» [3, с. 125].

«Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата, состоящая из государственных служащих и наделенная властными полномочиями» [4, с. 37].

Выделим основные специфические признаки, характеризующие данное правовое явление:
1. Органы создаются и действуют на основе правовых актов. Деятельность государственных органов регламентируется нормами права;
2. Хотя и обладают определенной самостоятельностью (автономией), являются составной частью единого механизма государства, прочно связаны с другими элементами системы. Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру).

Следовательно, на основе проведенного анализа различных трактовок, встречающихся в правовой литературе, можно сделать вывод, что каждый автор по-своему прав.

Полагаем, что под государственным аппаратом целесообразнее всего понимать систему только одного государственного органа, например, исполнительную власть, а под механизмом государства систему всех государственных организаций: органов власти государства, государственных учреждений и государственных предприятий. При такой трактовке данных понятий, государственный аппарат входит в механизм государства, но это не весь государственный механизм, а только его составная часть.

Другой, вспомогательной его частью являются государственные учреждения и предприятия, которые обладают относительной самостоятельностью, хотя и подчинены органам государства. Включать их в государственный аппарат наряду с органами государства нет достаточных оснований, так как они качественно отличаются от органов государства. Итак, орган исполнительной власти является составляющей государственного аппарата, который, в свою очередь, является основной частью механизма государства.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Норма, 2011. С.189.
  3. Власенко Н.А. Теория государства и права. М.: Норма, 2011. С.125.
  4. Жинкин С.А. Теория государства и права. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. С.37.
  5. Марченко М. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011. С.342.м
  6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Проспект, 2009. С. 85.
  7. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Проспект,, 2008. С.75.
  8. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М.: Проспект, 2008 . С.121.
  9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011. С.129.