УДК 37

ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ, ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

№34,

Педагогические науки

Усманова Гулия Раилевна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель.


Ключевые слова: ЭКСКУРСИЯ; ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ; ШКОЛЬНИК; АНАЛИЗ; EXCURSION; NATURAL HISTORY EXCURSIONS; STUDENT; ANALYSIS.


Аннотация: В статье проведен анализ теоретических аспектов изучения природоведческих экскурсий и их организация. Рассмотрены организация и методы исследования. Проведен анализ.

Экскурсия — это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общественной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда её проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся [1, с.10].

Природоведческие экскурсии — посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области.

Основная задача природоведческих экскурсий расширить знания об окружающей природе, показывая природные объекты, воспитывать уважение к природным ресурсам, обогащать знания о природных явлениях, флоре и фауне.

Природоведческая экскурсия проводится в естественной природной среде, ее объектами являются предметы и явления природы: лес с его растительным и животным миром, реки, озера, море и другие водоемы; формы земной поверхности: горы, равнины, холмы и овраги, растения и животные в среде их обитания; явления природы: восход и заход солнца, облачность, полярное сияние, сезонные явления природы и т.д. [1, с.15].

С целью подтверждения влияния прямых контактов с природой на уровень природоведческих знаний и умений детей, получения подтверждений целесообразности использования экскурсий в развитии исследовательской деятельности младших школьников была проведена опытно-экспериментальная работа на базе школы. В эксперименте приняли участие ученики 3 класса, в количестве 10 человек.

Основные задачи: выявить уровень знаний учащихся по теме «Окружающий мир-охрана растений», разработать цикл природоведческих экскурсий, направленных на формирование у младших школьников исследовательских умений.

Эксперимент состоял из трех этапов:

Первым этапом опытно — экспериментальной работы явилась первоначальная диагностика учащихся.

Для этого нами были предложены следующие задания:

1) распредели растения на три группы и напиши название групп: сосна, береза, одуванчик, сирень, крапива, шиповник;

2) отгадай загадки.
а) С целью стройной мы родня — Обе зелены и колки, Но длиннее у меня И названье, и иголки.
б) У него в июне с веток Тёплым снегом пух летит. В сентябре он жёлтый, светлый — Словно солнышко, блестит!

3) сформулируй как можно больше возможных причин, дайте определение событию:
а) Почему весной появляются почки?
б) Листья на деревьях пожелтели.

4) назови как можно больше возможных свойств и признаков предмета: дерево, трава, почка, лист (на дереве);

5) сделай вывод: в чем основное отличие деревьев от кустарников? После выполнения учащимися вышеприведенных заданий, работы учащихся были нами проверены и обработаны по специально подобранным критериям. В качестве критериев нами были выбраны:
1) умения классифицировать;
2) умения давать определения понятиям;
3) умение выдвигать гипотезу;
4) умение наблюдать;
5) умения делать выводы и умозаключения.

На основе выбранных критериев нами были определены уровни сформированности исследовательских умений:

Высокий уровень:
— дети владеют знаниями о растениях; активно высказывают предположения, гипотезы;
— хорошо развито умение классифицировать, давать определения различным понятиям, делать выводы и умозаключения; реализуют исследовательские умения на практике;
— хорошо развито внимание, память, воображение.

Средний уровень:
— дети частично владеют знаниями о растениях;
— испытывают трудности при высказывании предположения, гипотезы;
— могут сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументировать свой ответ;
— частично реализуют исследовательские умения на практике;
— проявляет волевые и интеллектуальные усилия.

Низкий уровень: дети не владеют знаниями о растениях;
— не высказывают предположений, гипотез;
— плохо развито воображение, внимание, память;
— не развито умение классифицировать, давать определения;
— затрудняются в речевых формулировках, не могут сформулировать выводы и умозаключения.

Исследование подтвердило эффективность использования экскурсий в природу, связанных с изучением детьми окружающего мира в работе по формированию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. В ходе экскурсий формируются такие умения как: умение классифицировать, наблюдать, выдвигать гипотезы, определять понятия, делать выводы и умозаключения.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование исследовательских умений у детей младшего школьного возраста происходит в процессе систематических детских исследований окружающего мира.

Экскурсии в природу являются необходимым компонентом обучения в младшей школе, так как они эффективны в познавательном плане, являются эффективным средством воспитания и обучения. С помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, так как в процессе учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Посредством экскурсий в природу формируются исследовательские умения младших школьников.


Список литературы

  1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – Москва :Владос, 2011. – 256 c.
  2. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 43–46.
  3. Бочкарева, М.А. Путешествие в мир природы / М.А. Бочкарева // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 23–24.
  4. Вахрушев, А.А. Окружающий мир: Методические рекомендации / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. – Москва :Баласс, 2014. – 123 с.
  5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – Москва : Академия, 2014. – 234 с.
  6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – Москва :Вентана – Граф, 2011. – 240 с.
  7. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов. – Москва : Вита-Пресс, 2011. – 72 с.
  8. Горощенко, В.П. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. – Москва : Просвещение, 2012. – 345 с.
  9. Демченко, Т.Н. Проектно – исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» / Т.Н. Демченко // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 70–71.
  10. Долгушина, Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н.А. Долгушина. – Москва : Логос, 2015. – 130 с.
  11. Дьякова, Р.А. Основы экскурсоведения / Р.А. Дьякова. – Москва : Просвещение, 2013. – 125 с.
  12. Зебзеева, В.А. Формирование у детей младшего школьного возраста исследовательских умений в процессе ознакомления с окружающим миром / В.А. Зебзеева, М.П. Соловникова // Начальная школа. – 2015. – № 5. – С. 5–6.
  13. Зверев, А.Т. Экология. Практикум. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.Т. Зверев, Ю.Б. Королев. – Москва : ОНИКС, 2011. – 176 с.
  14. Ивашова, О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – Санкт – Петербург : Культ – Информ – Пресс, 2011. – 385 с.
  15. Ильина, Т.Н. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир» / Т.Н. Ильина // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 34–35.
  16. Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе / И.В. Комарова. – Москва : Просвещение, 2012. – 156 с.
  17. Кропочева, Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2013. – № 6. – С. 54–55.
  18. Кузнецова, В.И. Методика преподавания природоведения / В.И. Кузнецова. – Москва : Просвещение, 2011. – 208 с.
  19. Куклина, Н. Г. Экскурсионная деятельность как средство развития познавательной активности / Н.Г. Куклина // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 12. – С. 65–68.
  20. Леонов, Е.Е. Особенности методики проведения экскурсий / Е.Е. Леонов, А.В. Иванова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 21. – С. 22–30.