УДК 347.932

СЛОЖНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ВИНЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СОВЕРШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

№34,

Юридические науки

Фазылова Алие Куртвелиевна


Ключевые слова: ВИНА; ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; GUILT; LEGAL ENTITY; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY.


Аннотация: В статье проанализированы основные проблемы, связанные с установлением вины юридического лица в совершении административного правонарушения, а также предложены способы унификации законодательного определению вины юридического лица.


Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административного правонарушения в случаях, предусмотренных Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях РФ [1] (далее – КоАП РФ), или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное правило установлено ст. 2.10 КоАП РФ, в соответствии с ч. 9 которой в случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, которое обладает статусом юридического лица, назначение административного наказания осуществляется в пределах санкции, установленной для юридических лиц.

Не всегда в норме КоАП РФ указано, в отношении какого субъекта административного правонарушения она применяется. Данный факт вызывает определенные сложности в процессе правоприменения. В такой ситуации необходимо применять ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не отмечено, что установленные этими статьями нормы применимы исключительно к физическому лицу, или же только к юридическому лицу, то эти нормы действуют в равной мере как для физических, так и для юридических лиц. Исключением являются случаи, когда по своему содержанию эти нормы могут быть применены исключительно к физическому лицу.

Вопрос установления вины юридического лица в совершении им административного правонарушения является очень актуальным. Однозначного мнения относительно решения данных вопросов нет на сегодняшний день не только среди теоретиков, но и среди правоприменителей.

Общеизвестным и общепринятым является основание привлечения к административной ответственности – это совершение виновного и противоправного деяния, именуемого административным правонарушением. Противоправность деяния выступает формальным признаком административного правонарушения, при установлении которого не возникает каких-либо трудностей. Что касается установления виновности юридического лица как неодушевленного субъекта административного правонарушения, то здесь возникают некие затруднения.

В трудах теоретиков административно-правовой науки ведется дискуссия относительно понимания вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Неоднозначность данной правовой категории связана с сущностью юридического лица как правовой фикции, что определяется отсутствием у него сознания и психического отношения к содеянному. Поэтому не представляется возможным использовать в отношении юридического лица классическое понимание вины.

В.Д. Сорокин в «Комментарии избранных мест Кодекса РФ об административных правонарушениях» высказался против привлечения к административной ответственности юридических лиц. Выход из данной ситуации он связывал с введением «финансовой ответственности юридических лиц за причинение ими ущерба в результате совершения административных правонарушений» [3, с. 468].

Поэтому прослеживается отсутствие в современной отечественной юридической науке единого мнения относительно понимания вины юридического лица. В связи с этим стоит определить необходимость разработки единой концепции вины юридического лица.

В действующем административном законодательстве вопрос вины юридического лица решен следующим образом: юридические лица выступают субъектами административного правонарушения наравне с физическими лицами. Дефиниция вины юридического лица в п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ раскрыта так: «Юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не принимались все зависящие от него меры по их соблюдению».

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности в случае установления его вины в совершении конкретного деяния. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с положениями КоАП РФ, а также установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, которые рассматривали данное дело. Если данное законодательное положение применять к юридическому лицу, то необходимо, чтобы их вина была доказана органами, которые инициировали привлечение данного субъекта к административной ответственности. Данное правило связано с тем, что в ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ определено: лицо, которое привлекается к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Если вина юридического лица не была доказана, то данный факт является основанием для отказа в привлечении юридического лица к административной ответственности или же основанием для обжалования постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности в вышестоящую инстанцию [4, с. 105].

Если юридическому лицу было назначено административное наказание, данное обстоятельство не исключает возможности привлечения к административной ответственности виновное физическое лицо. Применимо это правило и в следующей интерпретации: привлечение к ответственности (административной или уголовной) виновное физическое лицо не исключает возможность привлечения к административной ответственности юридическое лицо, когда установлена его виновность в совершении конкретного деяния.

Анализ дефиниции вины юридического лица позволяет отметить то, что данная правовая категория не связана с субъективным отношением его руководителей, сотрудников к содеянному, как это имеет место в классической форме вины. В КоАП РФ установлено, что вина юридического лица имеет место в следующих ситуациях:

— если у юридического лица не было возможности следовать правилам и нормам, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
— если юридическое лицо имело возможность для соблюдения определенных правил и норм, приняло все зависящие от него меры для их соблюдения, на таких мер было недостаточно для предотвращения противоправности конкретного деяния.

В действующем законодательстве об административной ответственности имеют место случаи привлечения к административной ответственности юридического лица и без установления вины. В КоАП РФ в качестве такой ситуации имеется норма ст. 2.10, которой регламентируется ответственность юридического лица при реорганизации – слиянии, преобразовании, разделении, присоединении. Указанные ситуации имеют место при прекращении деятельности нарушителя и появления у него правопреемников, которые выступают уже самостоятельными субъектами административного правонарушения.

Примером из судебной практики, где имело место данное обстоятельство, является Определение Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2010 г. № 1620-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО «Райффайзенбанк» на нарушение конституционных прав и свобод ч. 4 и 7 ст. 2.10 КоАП РФ» [2]. Из содержания данного судебного акта исходит следующее: при присоединении одного юридического лица к другому к административной ответственности за совершение правонарушения привлекается последнее из них. При этом административная ответственность наступает независимо от того, известны ли были привлекаемому к ней юридическому лицу обстоятельства, подтверждающие факт правонарушения до завершения процедуры реорганизации.

Таким образом, в сфере привлечения к административной ответственности юридических лиц существует множество проблем. Их наличие связано, прежде всего, с отсутствием в нашей стране административных судов. В то же время большое количество органов и должностных лиц наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, что влияет на оперативность и слаженность в действиях при применении мер административно-правового воздействия к субъектам административного правонарушения, в частности, к юридическим лицам.

В целях унификации подходов к вине юридического лица на законодательном уровне следовало бы изменить законодательную дефиницию вины юридических лиц. Для этого необходимо ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ изложить в такой редакции: «Вина юридического лица в совершении административного правонарушения зависит от вины его должностных или иных его представителей, которые имели реальную возможность следовать правилам и нормам, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность, но отмеченными лицами не были приняты меры по их соблюдению, зависящие от них».


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002.- № 1 (часть I). – Ст. 1.
  2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Райффайзенбанк» на нарушение конституционных прав и свобод частями 4 и 7 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 № 1620-О-О // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  3. Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Избранные труды / предисл. Д.Н. Бахрах, В.В. Денисенко. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. – 1086 с.
  4. Якупов В.Р. Основные подходы к определению вины юридических лиц в административном праве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2011. — № 19. – С. 102-107.