УДК 342.92

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ И ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

№34,

Юридические науки

Середа Сергей Александрович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ; НЕЗАКОННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ; НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА; ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; MINORS; ILLEGAL USE; NARCOTIC DRUGS; PSYCHOTROPIC SUBSTANCES; PSYCHOACTIVE SUBSTANCES.


Аннотация: В настоящей публикации автором исследованы проблемные аспекты привлечения несовершеннолетних к административной ответственности в сфере незаконного употребления и оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ. Обращается внимание на недостатки, имеющие место в действующем законодательстве о привлечении к административной ответственности, а также предложены мероприятия, направленные на их устранение путем внесения изменений в нормы отечественного законодательства.


Проблема употребления несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ без соответствующего медицинского назначения на протяжении десятилетия активно обсуждается в кругах как исследователей, так и правоприменителей из числа правоохранительных органов, судей. При всем этом в общественной жизни не уменьшаются негативные тенденции: увеличивается количество подростков, употребляющих наркотики без медицинского назначения, да и в общем количество административных правонарушений в исследуемой сфере, что свидетельствует в целом о том, что эффективные и действенные рычаги воздействия на данные процессы государством пока не найдены.

В существенной доработке нуждается вопрос, связанный с возрастом привлечения к административной ответственности лиц, не достигших возраста совершеннолетия. Как указано в положениях КоАП РФ [1], этот показатель варьируется от 16 до 18 лет. Но при этом наблюдается тенденция, что административные правонарушения совершаются несовершеннолетними в возрасте до 16 лет.

В последнее время показатели распространения наркомании в обществе значительно увеличились, в частности, и среди такой категории лиц, как несовершеннолетние. Спецификой данного негативного явления выступает тот факт, что подростки зачастую употребляют так называемые «легкие наркотики», среди которых спайс, марихуана, гашиш, соль [2, с. 21]. За совершение такого рода деяния несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, указанного в ст. 6.9 КоАП РФ, предполагает субъекта, который достиг 16-летнего возраста, то есть возраста наступления административной ответственности. Поэтому в случае употребления «легких наркотиков» лицами, которые не достигли возраста административной ответственности, привлечь их к каким-либо мерам не получится. К административной ответственности за такого рода деяния привлекаются родители малолетних, или же иные законные представители согласно ст. 20.22 КоАП РФ [4, с. 368].

Это составляет определенную проблематику, ведь согласно официальным статистическим данным в Российской Федерации по состоянию на 2019 год в среднем начинают принимать наркотики несовершеннолетние в таком раннем возрасте, как 15 – 17 лет.

Имеет место также такая негативная тенденция: каждый год увеличивается количество наркоманов среди малолетних, то есть с 9 до 13 лет. Зафиксированы и просто ужасающие случаи – употребление наркотических наркотиков (в большинстве случаев легких наркотиков) детьми в возрасте от 6 до 7 лет. Естественно к употреблению наркотиков они принуждаются родителями, которые уже давно зависимы от наркотиков, психотропов.

Следует снизить порог возраста административной ответственности, установив его значение на показателе 14 лет. Также законодателю в связи с такими изменениями отредактировать и иные нормы КоАП РФ. В частности, необходимо будет внести изменения также в санкции статей КоАП РФ, предусматривающих ответственность за совершение правонарушений в исследуемой сфере, поскольку к малолетним не представляется возможным применять такой вид административного наказания, как административный арест.

Если же назначать несовершеннолетним за совершение административного правонарушения такой вид наказания, как административный штраф, следует учитывать тенденцию того, что с большей долей вероятности данный штраф уплачен не будет, так как у подростков нет каких-либо источников дохода. Следовательно, в связи с этим следует внести изменения в ст. 2.3 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции: «на лиц в возрасте от 14 до 16 лет не может налагаться административный штраф, за исключением случаев, когда у них имеются самостоятельные источники доходов» [3, с. 27].

Но при этом, анализируя содержание санкций статей, предусматривающих административную ответственность в исследуемой сфере, отметим, что в большинстве из них предусмотрен такой вид наказания, как административный штраф. Следовательно, вводя административную ответственность пониженного возраста (с 14 лет), необходимо осознавать бесперспективность исполнения такого вида наказания, как административный штраф, так как несовершеннолетние зачастую не имеют самостоятельных источников дохода.

Исходя из этого, было бы необходимым предусмотреть в отношении несовершеннолетних правонарушителей специфический вид административного наказания, именуемый предупреждением. Назначение такого вида административного наказания было бы возможным в том случае, если у несовершеннолетнего нет самостоятельных источников дохода. При чем назначение данного вида наказания следует сделать возможным даже в том случае, когда в санкции статьи КоАП РФ, предусматривающей ответственность за совершенное несовершеннолетним правонарушение, оно не указано в качестве основного или дополнительного наказания. Перечисленные изменения позволят сделать реальным привлечение к административной ответственности подростков в возрасте с 14 лет, за совершения административных правонарушений в сфере незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ [5, с. 112].

Таким образом, на сегодняшний день необходимо внести следующие изменения в действующее законодательство:

— разработать и закрепить в законе эффективный механизм обмена между органами внутренних дел и медицинскими учреждения информацией о лицах, которые состоят на учете как наркозависимые, в частности отмеченное актуально в отношении несовершеннолетних, а также взрослых, на иждивении которых имеются дети, что необходимо с целью установления группы контактных лиц;

— регламентирования возможности направления на проведение медицинского освидетельствования несовершеннолетних без получения письменного согласия его родителей или законных представителей в том случае, если есть достаточные основания полагать его нахождение в состоянии наркотического или токсического опьянения. Это позволит разработать действенный механизм привлечения несовершеннолетних к административной ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ как лиц, которые уклоняются от диагностики, профилактики, лечения от наркотической зависимости, а также последующей реабилитации;

— регламентация процедуры принудительного лечения несовершеннолетних от зависимости от наркотических средств и психотропных веществ;

— установление более жестоких мер как административной, так и уголовной ответственности за совершение деяний, предусматривающих вовлечение несовершеннолетних в употребление и незаконный оборот наркотиков, психотропов;

— регламентация срока для прохождения реабилитации в специализированных центрах для лиц с наркотической зависимостью, учитывая специфику развития несовершеннолетнего, срок, на протяжении которого употреблялись им наркотики, а также факторы, повлиявшие на формирование этой пагубной привычки.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  2. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б. В. Россинский. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. – С 21.
  3. Аристов Е.В., Фахрутдинова Г.Г. — Совершенствование законодательного регулирования административной ответственности несовершеннолетних // Административное право и практика администрирования. – 2018. – № 2. – С. 25 — 30.
  4. Зырянов С.М. О перспективах развития законодательства об административных правонарушениях // Уголовно-исполнительное право. 2017. – Т. 12 (1-4). – № 4. – С. 368.
  5. Майорова Я.С. Понятие и содержание административной ответственности как инструмента противодействия правонарушениям в сфере оборота наркотиков // Молодой ученый. – 2019. – №40. – С. 111-114.