УДК 342.92

НАПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ И ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

№34,

Юридические науки

Середа Сергей Александрович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; НЕЗАКОННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ; НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА; ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; IMPROVEMENT; ILLEGAL USE; NARCOTIC DRUGS; PSYCHOTROPIC SUBSTANCES; PSYCHOACTIVE SUBSTANCES.


Аннотация: Автором проанализированы проблемные аспекты, характеризующие сферу административной ответственности в сфере незаконного употребления и оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, на основании чего предложены направления законодательного усовершенствования выявленных недостатков, пробелов и коллизий в правовом регулировании.


В настоящее время правоохранительные органы, применяя меры административной ответственности, отмечают наличие определенных трудностей, которые связаны с толкованием и уяснением содержания отдельных законодательных норм КоАП РФ, а также процедурных сложностей, возникающих в ходе производства по делам об административных правонарушениях в исследуемой сфере.

В изменениях нуждается ст. 29.10 КоАП РФ [1] в части положений, которые предусматривают срок, на протяжении которого лицо, признанное в предусмотренном порядке зависимым от употребления наркотиков, должно заявить об этом в компетентную организацию.

В постановлении по делу об административном правонарушении суд предусматривает определенный срок, на протяжении которого лицо должно заявить о своей зависимости в учреждение здравоохранения или учреждение, занимающееся социальной реабилитацией. Течение указанного срока связывают с моментом вступления в законную силу постановления, которым завершается производство по делу об административном правонарушении [3, с. 29].

В настоящий момент назрела необходимость уточнения сроков, регламентирующих принятие всех решений. В частности, следует на законодательном уровне установить срок освобождения от административной ответственности, срок назначения административного штрафа. Следует также дифференцировать срок указанного обращения в зависимости от такого критерия, как количество суток административного ареста.

Также следует на законодательном уровне разграничить дефиниции и регламентировать содержание профилактических мероприятий, медицинской диагностики, лечения в учреждениях здравоохранения от наркотической зависимости, социальной реабилитации при выявлении факта систематического употребления наркотических средств без медицинского назначения, а также при отнесении лица на профилактический учет лиц, склонных к наркомании.

Побуждать административно-правовыми методами наркозависимых можно как к лечению, так и к прохождению реабилитации. Механизм указанных методов нуждается в совершенствовании. В частности, следует регламентировать организационные вопросы назначения дополнительной обязанности, связанной с прохождением диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, нацеленной на исключение потребления наркотических средств, психотропных веществ без медицинского назначения, новых потенциально опасных психоактивных веществ. Перечисленные мероприятия необходимо адаптировать и применять в случае совершения всех административных правонарушений в сфере употребления указанных средств и веществ.

В настоящее же время перечисленный механизм применим исключительно в случае совершения административных правонарушений, регламентированных ст. 6.9, ч. 2.3 ст. 20.20 КоАП РФ. Следовательно, отмеченный административно-правовой механизм не применим в случае совершения административных правонарушений, указанных в ст. 11.9, 12.8, ч. 3 ст. 12.29, ст. 20.21 КоАП РФ.

Следовательно, для устранения выявленного пробела в правовом регулировании следует предусмотреть в перечисленных выше нормах КоАП РФ квалифицированных составов, которые предусматривают административную ответственность за нахождение в состоянии наркотического опьянения.

Подразумевается, что возможность наступления негативный последствий допускается в случае управления абсолютно любым видом транспорты в случае нахождения в состоянии наркотического опьянения. Следовательно, здесь не важен вид транспорта, а важно состояние лица, которое управляет транспортным средством, поскольку под воздействием наркотических средств, психотропных веществ нарушаются основные психофизиологические функции организма. Указанный подход был воспринят законодателем за базовый в отдельных нормах.

Но при этом, укажем, что употребление наркотических средств и психотропных веществ без соответствующего медицинского назначения само по себе представляет состав административного правонарушения. Следовательно, ужесточение мер административной ответственности за совершение двух различных деяний представляется необходимым. В этот же момент нет необходимости в составлении отдельного протокола о факте выявленного правонарушения, регламентированного ст. 6.9 КоАП РФ, полномочия по составлению которых не предоставлены в настоящий момент органам ГИБДД [4, с. 35].

Введение предложенных квалифицированных составов поможет реально оценить состояние исследуемой сферы на количественные показатели, проанализировать статистические данные, спрогнозировать ситуацию и попытаться каким-либо образом повлиять на ее ход.

Правоприменителями в настоящий момент делается прогноз, предполагающий увеличение числа отказов от прохождения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения. Следовательно, в настоящий момент назрела необходимость закрепления в законодательстве перечня способов, при использовании которых отмеченные действия могут быть зафиксированы. В частности, законодателю следует исчерпывающим образом определить, при наличии каких критерием наркотического опьянения необходимо лицо направить на медицинское освидетельствование. Также необходимо детально определить процедуру проведения медицинского освидетельствования на предмет наркотического опьянения, и помимо этого – закрепить на законодательном уровне процессуальный статус показаний сотрудников правоохранительных органов.

Также в настоящее время на законодательном уровне не определен правовой статус, а также особенности использования экспресс-тестов. Практика использования экспресс-тестов на сегодняшний день во многих зарубежных странах показывает довольно положительные результаты [2, с. 139].

В работе правоохранительных органов в настоящее время имеются также сложности, связанные с выявлением субъектом, которые совершают такое административное правонарушение, как распространение в сети Интернет пропаганды наркотических средств и психотропных веществ. Пока используется такой выход из сложившейся ситуации – во внесудебном порядке применяются меры неюрисдикционного характера, относящиеся к числу мер государственного принуждения. Далее из сети Интернет удаляются страницы, на которых была обнаружена информация о том, какими способами или методами можно изготовить и использовать наркотические средства, психотропные вещества, из прекурсоры. Часто на интернет-страницах также указываются сведения о том, где наркотические средства имеется возможность приобрести, или же места, где они выращиваются с указанием точных координат. Выявлялись и случаи, когда на интернет-страницах указывалась информация, побуждающая у несовершеннолетних интерес к употреблению наркотиков, в частности, новых потенциально опасных психоактивных веществ. Это в большинстве случаев нацелено на такую аудиторию, как подростки, так как они более подвержены влиянию информации и сведений, размещенных в сети Интернет.

На сегодняшний день правоприменительная практика в сфере привлечения к административной ответственности в исследуемой сфере обременена определенными проблемами и сложностями. Государству следует отдавать приоритет вопросам реализации такого института, как механизм правового побуждения к освобождению от наркотической зависимости, продуманному пути его воплощения в жизни общества. Это необходимо, так как административная юрисдикция не имеет таких рычагов влияния на искоренение противоправного деяния, совершаемого гражданами.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  2. Болотин И.В. Проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – № 5. – С. 131.
  3. Жильцов А.В. О некоторых вопросах применения административной ответственности за потребление наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача (по результатам анализа постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ) // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2018. – № 1 (30). – С. 28 — 30.
  4. Конечная Ю.С. Административная ответственность за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.– 2017. – № 6 (3). – С. 34-37.