УДК 130.3

МУДРОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ М.С. КАЗИНИКА О СОВРЕМЕННОСТИ, ЧЕЛОВЕКЕ И МИРЕ

№33,

Философские науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: МУДРОСТЬ; ВОСПИТАНИЕ; ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО; СОВРЕМЕННОСТЬ; ЧЕЛОВЕК; WISDOM; EDUCATION; INFORMATION SOCIETY; MODERNITY; MAN.


Аннотация: Появление интереса к вопросам нравственности, мудрости и воспитанности не случайно в наше время. Информационная пресыщенность обозначила вопросы существования самого человека, его нравственных качеств, которые собственно и делают человека человеком.

Актуальность данной статьи в том, что в ней рассматривается мудрый, философский подход к воспитанию не только детей, но и взрослых, где каждый рассматривается как гений — человек уникальный, с особыми качествами и задатками.


Михаил Семёнович Казиник – музыкант, педагог и философ современности. Педагогические идеи М.Казиника важны для воспитания хороших, умных и гениальных детей, из которых вырастают такие же гениальные взрослые, несущие в мир Добро и Свет. Для чего нужны такие люди? Для того, чтобы каждый мог знать, что его добрые поступки и дела, не будут осуждаемы другими. Гению, человеку даровитому, которому открыты пути к миру добра и правды, трудно бывает жить среди бездарностей. Это всё равно, что плавать в грязной воде – ты плывёшь и ты жив, ты можешь доплыть до берега, но грязная вода всё таки вызывает неприятное чувство, и чем ближе к берегу тем неприятнее становится эта самая грязная вода. Нет ничего хуже, чем борьба серости за место под солнцем, когда-то сказал А.А.Зиновьев. действительно это так – человек даровитый понимает, что путь к счастью лежит через труд, но бездарность полагает, что счастье это подражание, внешнее копирование тем, кто счастлив или делает вид, что счастлив. Внешнее соответствие параметрам счастья – вот принцип нашего времени. Счастье при этом остаётся счастьем, таким же как его понимали много лет назад – внутреннее чувство покоя, умиротворения и гармонии. Равновесие внутреннего чувства и внешнего мира. Счастье – это когда внутреннее ожидание соответствует внешним условиям. Такое возможно лишь тогда, когда человеку открыта мудрость – осознано или интуитивно.

Говоря о современном человеке и обществе М.Казиник пишет: «А ведь человек рождается гениальным. Он — сгусток космической энергии, оказавшийся в земном болоте. И в этом болоте его уже поджидают местные властители. Отныне человек станет рабом земных конвейеров. Его поставят в ряд, кастрируют, объяснят, как он должен себя вести. Ему расскажут о том, что значит «быть современным». Его научат покупать то, что необходимо продать для обогащения продавцов. Космический дух подчинится земному телу и начнёт стареть вместе с ним. Смерть тела повлечёт за собой смерть неразвившегося духа…» [3, с.10]. Так можно обозначить общую проблему нехватки воспитания и воспитанности, культуры и культурности тех, кто принимает ребёнка – чадо – тут на земле и погружает его в условия «мутной воды», о которой писалось выше. В этой «мутной воде» — сейчас можно понимать под этим термином изобилие пустой и разрушительной информации – начинающий жить маленький человек теряет свой дар, данный ему свыше. Светлое, становится мрачным, а личное становится обезличенным. Информация без мудрого осмысления несёт угрозу воспитанию нравственности. «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании демонстрирует положительный результат, в то время как в рамках воспитательного процесса данные технологии негативно влияют на результативность… поскольку бесконтрольный и всеобъемлющий доступ к информации, возможно, несущей отрицательный смысл, может порождать различные девиации, а также деликвентность в поведении» [2]. Изобилие требует концентрации, чтобы не разрушить целостность человеческого духа. Эта концентрация и есть мудрость, она есть выражение целостности человека и его сознания. Без целостности понимания, невозможно существовать на Земле как человек. М.Казиник на это отвечает таким образом: «Существует культура земная и космическая…Цель земной культуры – ублажить земные тела, приковать биологическое тело к земле, до предела насытить потребности этого биологического тела, создав усреднённый образ человекоособи, о определить круг её (особи) основных потребностей. Особь должна мыслить стереотипно и действовать с пользой для всех остальных среднеразумно существующих особей» [3, с.9-10]. Действовать с пользой для всех остальных – лозунг наших дней. К сожалению, думать о других становится навязчивой идеей для большего числа людей. Как это думать о других и что именно думать? Этот вопрос, по началу, задают себе люби, а потом начинают сами искать ответ – наверное думать о других, это как-то вот так или как-то по другому. Придумывают абстрактный ответ, не отражающий ни свои личные запросы, ни потребности других людей. Один человек может другим людям делать плохо, при этом он скажет, что думал как раз о них. Эта парадоксальность уходит корнями в социальную усреднённость. Наверное, думать о других правильно – это значит думать о том, что необходимо — усреднённому, обезличенному и не имеющего своей воли — Некто. Путь к всеобщему счастью, в настоящее время, лежит через утрату своей воли и угнетение своего я. Когда погас огонь своих желаний – значит, ты думаешь о других, ты достоин уважения. Но нужно ли это уважение, если его не к чему прикрепить – ведь свое внутреннее нравственное чувство утратило значимость. Нравственность человека растворилась в общественных стереотипах и, если у кого осталась ещё, то стала обузой. Великие люди, хранители нравственности, к их числу можно отнести святых подвижников, как в Православии, так и в других религиях мира, искали единения. Уход от мира, от мирских правил, уединение, были единственным способом сохранить в себе то нравственное начало, которое делает человека значимым. Привлечь внимание не новыми сэлфи-снимками, не громкими словами и крутыми автомобилями, а безучастием в мирских делах и светской жизни, уединением и непротивлением. Это необычное для современного человека понятие. Не требовать уважения, но уважать других первым – это выглядит чем-то неразумным, непонятным и достойным презрения. Как уважать других? Человек не знает ответа на этот вопрос, так как в его сознании нет понятия уважения в нравственном личном начале. Уважение может пониматься только как прописанное и закреплённое в общественном (стереотипном) сознании, правило. Если оно не прописано, то возможно его и нет совсем. Тут можно вспомнить слова из произведения М.Горького: «Да — был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» [1]. Действительно, современный человек ждёт готовое решение, ищет его в интернете, – находит, – начинает его исполнять и вдруг на определённом этапе понимает, что это не выполнимо, либо это уже устарело. Информация меняется быстро. Уследить за логикой её изменения весьма трудно неподготовленному сознанию. Мудрость тех, кто понял гениальность, кто сам гений – это то, чему нужно учиться и учить.

Говоря о системе современного информационного образования, стоит заметить, что «Память человека не способна оперировать одновременно по всем предложенным функционалам, обладает ограниченными возможностями. Следовательно, происходит отвлечение от одной информации к другой, т.о. пропускает важные учебные материалы; во-вторых, люди отличаются по свойству мышления полушарий мозга, либо человек воспринимает образы, либо логику излагаемого материала; формирование шаблонного мышления, т. е. инертность к учебной деятельности, а также заимствование из сети Интернет готовые материалы (доклады, рефераты) и решения школьных задач, лишение возможности проводить собственные опыты; вред здоровью и др. В использовании электронных средств в обучении необходим четко выстроенный и аргументированно-систематический подход, они должны выступать в качестве поддержки, а не основных материалов обучения» [4]. Отсутствие чёткого понимания того, как использовать компьютеры и интернет в воспитательном процессе, может навредить формированию нормальной нравственности. Чтобы усвоить высокие нравственные качества, нужно быть готовым к этому. «Но тогда это значит», -Пишет М.Казиник, — «что для восприятия великой культуры мы должны быть тоже гениями. Ведь само собой разумеется, что посредственность не в состоянии понять гения» [3, с.10].

В рамках затронутого вопроса можно указать на положительную роль музыки в современном воспитательном процессе. Собственно, М.С.Казиник является музыкантом и педагогом. Музыкальное сопровождение на занятиях физкультурой позволяет добиться более высоких результатов. Об этом имеются соответствующие исследования [5; 6; 7].

Таким образом, мы можем уверенно говорить о высокой значимости мудрых идей и педагогических мыслей М.С.Казиника для современного образовательного процесса. Отрешение от мира детства и погружение его в мир взрослых, то, что называется социализацией, часто приводит к утере нравственного начала в человеке. Современная отдифференцированная социологическая мысль и социальная среда поглощают высокую космическую культуру. Своим изобилием, общественное, скрывает маленькие крупицы истинной космической культуры.


Список литературы

  1. Горький М. Жизнь Клима Самгина. М.: Правда. – 1988.
  2. Зубова М.В. Проблемы и перспективы развития этического воспитания в современном обществе // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). 2021. № 1 (15).
  3. Казиник М.С. Тайны гениев.-М.: «Новый Акрополь», 2011.
  4. Лепчикова С.П., Андросова М.И., Афанасьева Л.И. Воспитание цифрового поколения в эпоху информационного общества // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3.
  5. Низовцева В.К. Возможности музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в ДШМ и ДШИ // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 19. С. 113-119.].
  6. Осипова Е.Ф., Черниговская Т.В., Черниговская Л.А. Значение музыкального сопровождения занятий физической культуры // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 6-2 (88). С. 139-142.
  7. Шаймарданова Л. Ш. Значение музыкального сопровождения во время занятий спортом // NovaUm.-№30,- 2021. Режим доступа — http://novaum.ru/public/p2074