УДК 33

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

№33,

Экономические науки

Усеинова Медине Меметовна


Научный руководитель: Ищенко О.В.


Ключевые слова: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; БЮДЖЕТИРОВАНИЕ; МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ; МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; HEALTHCARE; TAXATION; BUDGETING; MEDICAL INSURANCE; MEDICAL SERVICES; EFFICIENCY.


Аннотация: В работе раскрывается специфика налогообложения медицинских учреждений. Отмечено, что медицинская услуга является социально значимым благом, неоднородностью организационно-экономической структура сферы медицинских услуг, а также одновременно существующих двух формах некоммерческой и коммерческой деятельности.

Налоговая система выступает основным механизмом воздействия на рыночную экономику. Этим выражена и основная актуальность данной темы исследования. Налоги занимают ведущее место среди главных экономическим рычагов. Они способствуют тому, что государство имеет воздействие на рыночную экономику. С момента возникновения государства, налоги – это важное и неотъемлемое звено в экономических отношениях.

Все медицинские организации в РФ – налогоплательщики, независимо от формы собственности. Они исчисляют и уплачивают налоги в бюджеты различных уровней также и во внебюджетные фонды, подбирают для себя подходящий режим налогообложения.

Налоговый режим выступает в качестве конкретного порядка. Налоговый режим состоит из норм, правил и мероприятий, цель которых – получение налогов. Для физических и юридических лиц предусмотрено два вида налоговых режимов:
— общий налоговый режим;
— специальный налоговый режим.

Каждому из этих режимов присущ порядок того, как исчисляются и уплачиваются налоги, в бюджет какого уровня или в какие внебюджетные фонды они поступают. В отношении медицинских организаций, налогообложение длится на виды — для лечебно-профилактических учреждений и частных медицинских организаций. Отметим, что медицинская организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного вида деятельности медицинскую деятельность на основании выданной лицензии [6].

Учреждения здравоохранения – это учреждения подвластные органам местного самоуправления в области здравоохранения государственной власти, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и другие учреждения.

Медицинской деятельностью признается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических мероприятий, а также профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В настоящее время практически в каждом бюджетном медицинском учреждении населению оказываются дополнительные платные услуги в рамках уставной деятельности сверх бюджетных нормативов. Данное законодательно закрепленное право способствует снижению расходов на финансирование учреждений здравоохранения из соответствующих бюджетов в условиях их дефицита. [5].

Таким образом, в качестве полноценных участников налоговых правоотношений выступают все государственные учреждения здравоохранения. Однако, определенные особенности в налогообложении все же присуще учреждениям здравоохранения. Это, прежде всего, связано со спецификой их работы. В этом и заключается основная актуальность работы.

Все лечебные организации предоставляют социально значимые общественные блага. Они оказывают положительное воздействие на то, как развивается общество и в каком состоянии оно находится. В разрезе налогового здравоохранения разработан и внедрен налоговый механизм. Однако особенности его работы не соответствуют основным целям функционирования, требованиям того, как должны предоставляться медицинские услуги, будучи социально значимыми благами.

На основании положений Налогового Кодекса определены и зафиксированы общие правила налогообложения в РФ. В данном случае, речь идет о статье 9 нормативного документа. Вместе с другими физическими и юридическими лицами, медицинские учреждения – налогоплательщики, участники отношений, которые регулируются законодательными нормами о налогах и сборах. Все медицинские организации работают в соответствии с налоговыми обязательствами, а доходы, которые получают в соответствии с осуществляемой медицинской деятельностью, подлежат налогообложению.

Общий действующий режим налогообложения в РФ положен в основу работы медицинских организаций, при осуществлении ими налогового учета. Это касается и государственных лечебно-профилактических учреждений [6].

Медицинские услуги, которые оказывают коммерческие организации, относятся в общему налоговому режиму. Таким образом, налогообложение не отличается в других отраслей деятельности. Также они преследуют различные организационные и финансовые принципы.

Применение упрощенной системы налогообложения, будучи частью специального налогового режима, невозможно по отношению к государственным лечебно-профилактическим учреждениям. В связи с этим муниципальные лечебно-профилактические учреждения и государственные работают на основании общего режима налогообложения. Им предусмотрена уплата налогов федерального, регионального, местного характера [2].

Частнопрактикующие врачи, применяющие упрощенную систему налогообложения, также как медицинские организации, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Иные налоги уплачиваются врачами как индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Одной из важнейших функций налогов есть регулирующая (стимулирующей). Ее выполнение предусматривает использование налогов в виде своеобразного финансового регулятора воспроизводственного процесса в экономике. Как уже отмечалось, снижение налогов может стимулировать развитие приоритетных для государства и общества отдельных отраслей и предприятий.

Также посредством ужесточения 1 Пункт 17 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ [1] не допускает применение упрощенной системы налогообложения бюджетными учреждениями. Следует признать, что эффективность реализации данной функции налогов применительно к системе налогообложения в здравоохранении как чисто социальной сферы на сегодняшний день явно низка.

Налог на прибыль – это наиболее важный налог, если рассматривать налогообложение предпринимательский деятельности в отрасли медицины. Он показывает в числовом виде, насколько сумма доходов медицинской организации превысила сумму производственных расходов. Расчет налога на прибыль в государственных медицинских учреждениях порой вызывает сложности. Это связано в первую очередь с тем, что работа медицинских организаций финансируется по положениям многоканального принципа, то есть сразу несколькими источниками. Каждый источник так или иначе оказывает влияние на то, как формируется налогооблагаемый доход.

Выяснено, что переход медицинской организации или частнопрактикующего врача к упрощенной системе налогообложения осуществляется на добровольной основе. Ее применение означает освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога (но остаются отчисления на обязательное пенсионное страхование, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Подобная практика налогообложения должна быть применима и к медицинским организациям государственной формы собственности.

Отметим, что 1 января 2021 года вступили в силу поправки, которые вносят ряд существенных изменений в работу системы здравоохранения РФ. Реформа коснулась правил работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и страховых организаций.

В связи с реформами в системе ОМС в 2021 году произошли следующие измерения:
1. Существенно изменилась система финансирования ОМС. Финансирование стало входить в базовую программу.
2. Медицинская помощь будет разделена на две категории: базовую медицинскую помощь и специальную медицинскую помощь. В базовую медицинскую помощь войдут самые основные услуги.
3. Проводить медико-экономическую экспертизу теперь будет проводить ФФОМС или Территориальный фонд медицинского страхования. Результаты экспертизы в досудебном порядке обжаловать нельзя.
4. Вводится единый реестр организаций, работающих в системе ОМС. Его разделят на две части: в первом реестре будет вестись учет организаций, ведущих работу в рамках территориальных программ — а во втором будут включены федеральные медицинские центры, которые работают по базовым программам.
5. Застрахованный сможет самостоятельно выбирать себе поликлинику для лечения.
6. Также застрахованный получит право выбирать федеральную клинику, если ему понадобится специальная операция.
7. Деятельность медицинских организаций в системе ОМС будет более централизованной. Качество услуг будет контролироваться на федеральном уровне. Таким образом, будет единый заказчик и один контролер в лице ФФОМС.

Таким образом, особенности функционирования механизма налогообложения предпринимательской деятельности в системе здравоохранения заключаются в следующем: — медицинская услуга как социально значимое благо, обладающее внешним эффектом оказания положительного влияния на развитие общества в целом; — неоднородная организационно-экономическая структура сферы медицинских услуг, проявляющаяся в ее сегментном строении и разноплановом восприятии медицинскими организациями рыночных отношений; — осуществление предпринимательской деятельности в процессе оказания медицинских услуг в двух формах некоммерческой и коммерческой.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая в ред. от 07.07.08 // Собрание законодательства РФ, 2011. -346с. в ред. от 01.01.2021)//ПБД «Консультант Плюс 3000»
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая в ред. от 08.12.08 // Собрание законодательства РФ, 2021. -237с. в ред. от 01.01.2021)//ПБД «Консультант Плюс 3000»
  3. Кузнецова Т. В., Пономаренко Е. В. Налогообложение деятельности в области здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-de.. (дата обращения: 14.03.2021).
  4. Сильвестрова Т. Учет расчетов в рамках оказания платных медицинских услуг // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. №9. С. 9 – 18
  5. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. С. Аксенова // Региональный финансово-экономический институт. – Курск, 2019. – 356 с.
  6. Нугуманова Г. Р. Специфика формирования системы налогообложения предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг // Вестник Казанского технологического университета. 2019. №14 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirov.. (дата обращения: 10.03.2021)