УДК 37.015.3

ПОНЯТИЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ И НАВЫКИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

№33,

Педагогические науки

Тимофеева Мария Викторовна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель.


Ключевые слова: ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ; ОКРУЖАЮЩИЙ МИР; МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ; КАРТА; МАСШТАБ; ТОЧКА СТОЯНИЯ; ПЕДАГОГ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; РАЗВИТИЕ; СПОСОБНОСТИ; ORIENTATION IN SPACE; THE SURROUNDING WORLD; LOCATION; MAP; SCALE; STANDING POINT; TEACHER; JUNIOR STUDENT; DEVELOPMENT; ABILITIES.


Аннотация: Согласно взглядам автора статьи, ориентирование на местности выступает процессом выявления своего положения относительно горизонта и имеющихся в окружении предметов, а также поддержании выбранного пути движения. Грамотное ориентирование на местности в непростой ситуации, является важным условием эффективного достижения поставленной изначально цели.

Младший школьник, полагаясь на свои силы учится быть самостоятельным по жизни, формирует хозяйственные навыки в себе.

Простота природы, где раскрывается внутреннее «Я» человека, помогает увидеть педагогу разные индивидуальные способности учащегося, что позволяет судить о его одаренности в целом.


А.А. Кропоткин под определением ориентирование понимает выделение на конкретной местности человеком своей точки стояния. Данный процесс осуществляется с помощью опоры на стороны горизонта, расположение предметов в окружающем пространстве, направления движения и др.

Ориентация на местности осуществляется при помощи разных приспособлений – карта, компас, звуковые сигналы, радиосигналы и др.

В нашей жизни человек часто сталкивается с необходимостью определения своего местонахождения на улице, в лесу, городе, во время путешествия на машине. Данные способности особенно важны для представителей определенных профессий – туристы, солдаты, экскурсоводы.

В двадцатом столетии умение ориентироваться в пространстве оформилось в специальный вид спорта [2, с. 16].

Также В.А. Васильев понимает под определением ориентация умение определять свое местонахождение. Ориентиром в данном случае выступает предмет, по которому осуществляется ориентация.

По словам автора ориентация представляет собой движение по определенному направлению, установление точки своего нахождения на местности.

Занятия по обучению ориентированию на местности помогают развить умственные и физические способности младших школьников, укрепляют их здоровье и в целом учат понимать окружающую среду и природу.

Необходимость формирования навыка ориентации в пространстве подчеркивалось еще в эпоху первобытного строя. Чтобы правильно охотиться люди должны были запоминать дороги, местности, территории, впоследствии они научились свои выводы запечатлевать на карте, схеме, чертежах.

В нашем мире навыки ориентации нужны не только геологу, охотнику, туристу, но и каждому человеку.

Занятия над формированием навыка ориентации способствуют выработке таких качеств как решительность, самостоятельность, настойчивость, активная реакция, грамотное мышление при больших физических нагрузках и др.

Ориентированию в пространстве можно начинать обучать детей с разного возраста. Сюда входят как занятия, проводимые в условиях аудитории, класса, так и практические занятия на открытом воздухе, игровые упражнения.

Дети, формируя навыки ориентации в пространстве учатся быть самостоятельными при решении возникающих проблем, проводят исследовательские действия, увлекаются бегом. Умение ориентироваться в пространстве доставляет неподдельную радость младшему школьнику, он желает и дальше постигать секреты окружающего мира [5, с. 18].

Вырабатывать навыки ориентирования младшим школьникам помогает педагог, родители или другие взрослые. Изначально следует дать детям ряд теоретических занятий по выработке навыков ориентации в пространстве, только после этого переходить непосредственно к практическим действиям на открытой местности.

Ребенок должен понимать, что навыки ориентирования по местности ему необходимы по жизни. Если у человека не работают подручные электронные средства, он всегда должен иметь возможность определить свое местонахождение при помощи иных доступных ему приемов и знаний.

Такие представления и знания помогают человеку выйти из разных сложных, экстремальных ситуаций в жизни. Очень часто туристы попадают в разные неприятности только потому, что не умеют самостоятельно ориентироваться в незнакомой для них местности и новом пространстве.

Не имея навыков ориентации на местности человек может выбрать неверный путь направления своего движения, что еще более усугубит сложившуюся для него ситуацию.

Современная наука педагогика предлагает новые методы, приемы и технологии обучения детей младшего школьного возраста навыкам ориентирования в пространстве.

Как считает Е.П. Иванов, дети семи – восьми лет могут использовать в своей работе разные компасы, карты для ориентации в пространстве по не сложным маршрутам. Если вовремя развивать данные способности, то уже к 14 годам школьник сможет полноценно владеть всеми главными умениями ориентации на незнакомой местности.

Это говорит о том, что интерес к проблеме развития навыков ориентации следует начинать воспитывать уже в младшем школьном возрасте. Младшие школьники испытывают страх перед чувством потери ориентации в незнакомом месте, в лесу, на улице, поэтому они с большой инициативой приступают к освоению навыков ориентации в пространстве.

Здесь полезно и то, что занятия по ориентации в пространстве всегда проходят на свежем воздухе и заниматься данной деятельностью способен школьник любого возраста.

Вырабатывая навыки ориентации в пространстве, ребенок учится развивать самостоятельность, достигать поставленных целей, он получает удовольствие от достижения успеха, появляется чувство безопасности, уверенности в своих силах, азарт, желание самоутвердиться.

Также младшие школьники в процессе коллективных занятий по выработке навыков ориентации в пространстве удовлетворяют свои потребности в общении, развивают навыки взаимной выручки, учатся творчески самовыражаться [1, с. 102].

Младших школьников важно научить изначально правильно обращаться с картой. В качестве местности следует выбрать ту, которая им уже знакома (путь от школы домой и др.).

Формирование навыков ориентации в пространстве развивает у детей впоследствии интерес ко многим другим предметам математика, география, окружающий мир, история и др.

Умение правильно и быстро принимать верные решения в нестандартных, сложных жизненных ситуациях острая проблема нашего столетия.

Под определением детальное ориентирование принято понимать точное определение своего положения и направления пути на карте. Детальное ориентирование особенно важно при пересечении местности, где отклонение от заданного изначально маршрута может быть опасным для здоровья и жизни человека. Для примера можно взять переходы в горной местности.

Главными частями технологии ориентирования на местности также выступают определение точки стояния и ориентирование карты по схеме местности.

Важно уметь устанавливать масштаб карты, если по определенным причинам он не известен. Так, у человека может находиться в руках лишь часть карты, либо ее копия без прописывания показателей масштаба.

Точка, где находится наблюдатель именуется точкой стояния. Она характеризуется долготой, широтой и высотой [4, с. 18].

В целях определения точки стояния принято использовать разные приемы: сравнение карты с местностью, методы засечек и др.

Следует также помнить, что на карте всегда уменьшают реальные размеры участков поверхности земли.

Масштаб — это соотношение длины определенной линии на карте к длине линии на поверхности Земли.

Таким образом, ориентирование на местности выступает процессом выявления своего положения относительно горизонта и имеющихся в окружении предметов, а также поддержании выбранного пути движения. Грамотное ориентирование на местности в непростой ситуации, является важным условием эффективного достижения поставленной изначально цели.

Младший школьник, полагаясь на свои силы учится быть самостоятельным по жизни, формирует хозяйственные навыки в себе.

Простота природы, где раскрывается внутреннее «Я» человека, помогает увидеть педагогу разные индивидуальные способности учащегося, что позволяет судить о его одаренности в целом.


Список литературы

  1. Зимина, А.П. Практические работы на местности с младшими школьниками / А.П. Зимина. – М.: Изд-во Звезда, 2019. – 199 с.
  2. Иващенко, А.Е. Задания на развитие представлений детей об окружающем пространстве / А.Е. Иващенко. – М.: Изд-во Свеча, 2019. – 196 с.
  3. Королева, В.С. Психология и физиология ребенка младшего школьного возраста / В.С. Королева. – Томск: Изд-во Астрахань, 2018. – 210 с.
  4. Мазалова, М.А. Решение задач на ориентирование / М.А. Мазалова. – М.: Изд-во Вера, 2018. – 325 с.
  5. Наумов, А.Н. Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой / А.Н. Наумов. – Рига: Изд-во Сфера, 2019. – 165 с.