УДК 9

ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ И КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ КРЫМСКИХ ТАТАР ГОРОДА КАРАСУБАЗАРА В XV — XVIII ВВ.

№33,

Исторические науки и археология

Сулейманова Айше Наримановна


Ключевые слова: АРХИТЕКТУРА; КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ; ГОРОД КАРАСУБАЗАРА; МЕЧЕТИ; ТРАДИЦИОННЫЕ ЖИЛИЩА; КАРАВАН-САРАЙ ТАШ ХАН; ARCHITECTURE; CRIMEAN TATARS; KARASUBAZAR CITY; MOSQUES; TRADITIONAL DWELLINGS; TASH KHAN CARAVANSERAI.


Аннотация: В статье раскрываются осбенности архитектуры крымских татар города Карасубазара в XV — XVIII вв. Автором в работе представлены и рассомтрены две базиличные мечети: Текие-Хан-Джами и Шор-Джами и изучены жилища Карасубазарского района.

Актуальность данной темы заключается в том, что много вопросов, связанные с архитектурными строениями города Карасубазара в XV — XVIII вв. остаются открытыми, спорными и до конца не изучены.

Крымские татары являются хранителями своих традиций, и достаточное количество архитектурных строений периода Крымского ханства сохранили до наших дней.

Основной материал. Исследователи отмечают удивительное многообразие форм и смешение стилей в памятниках средневекового Крыма, определяя его как эклектизм. При этом подчеркивается «подлинное мастерство исполнения, изящество стиля», умение «выбрать свое направление в разнообразном водовороте веяний, оставить наисовершеннейшие образцы своих творений» [2].

Архитектуру крымских татар города Карасубазара в XV — XVIII вв. можно определить как вполне самостоятельное культурное явление, возникшее на прочном многовековом фундаменте местной традиции и опиравшееся на высокое ремесленное мастерство населяющих его народов.

Карасубазар, насчитывающий многовековую историю в позднее средневековье являлся крупнейшим и значительным торговым, экономическим центром Крымского ханства.


Рисунок 1. город Карасубазар

Название города в переводе с крымскотатарского на русский буквально значит – «Рынок на Карасу». Карасу («черная вода») или Биюк-Карасу (Большая, Великая Карасу) – река, которая пронизывает как кровеносные сосуды все «тело города» вплоть до величественной Ак-Каи, рассказ о которой предстоит позже. Карасубазар это историческое «сердце» Крыма. Располагаясь на перекрестке степей и Крымских гор, соляных и энергетических месторождений Тарханкута и железными рудами Керченского полуострова, город во все времена был местом, куда тянулись люди, местом, где порой принимались решения, влиявшие на судьбу всего Крыма [3].

Посетивший Крым в XVIII веке Иоганн Тунманн отмечал: Карасу, или Карабазар, один из самых больших городов Крыма, лежит в долине, в очень приятной местности. Большой Карасу течет через середину города. Город принадлежит калга-султану. Греки называли его прежде «Маврон Кастрон, в начале четырнадцатого столетия францисканцы имели здесь монастырь.

Среди историков нет единого мнения о времени зарождения города Карасубазара. В советской историографии первое упоминание о нём относили к XIII веку, при этом, не ссылаясь на источники, вероятно, связывает этот факт с установлением на полуострове господства чингизидов и вхождение его в состав Джучиева Улуса.

Раскинувшейся по берегам реки Буюк-Карасу город стал средоточием ремесленных промыслов – кожевенного, ювелирного, кузнечного, производства медной посуды и торговли хлебом, виноградом, вином, оружием, одеждой, лошадьми и невольниками. К концу XVI в. Карасубазар становится одним из крупнейших городов полуострова.

Карасубазар — культурный и экономический центр Крыма. Центр это площадь, на которой проходили все праздники, велась торговля. Площадь располагалась на пересечении торговых путей. Таким центром являлась площадь возле нынешней городской больницы (сквер имени Калинина) [3].

Жилища Карасубазарского района обладают рядом общих признаков, связывающими их с жилищами Балканского полуострова. Дома построены из обмазанного глиной плетня или воздушного кирпича и по плану чаще всего состоят из двух-трёх комнат или из одной комнаты и сеней, обычно отепляемых очагом. Вход часто расположен со стороны, противоположной улицы. Дверь с высоким порогом ведёт в комнату, которая является и сенями и кухней. При доме имеется хлев, построенный в одну с домом и находящейся с ним под одной крышей. Хлев обыкновенно делается без передней стены, так что открыт со стороны двора. Крыша дома двухскатная, крытая землей и соломой, сверху которой кладётся черепица. Главной опорой крыши служат два врытых в землю, в середине узкой стороны дома, довольно толстых деревянных столба с развилкой на верху, на которые настилаются длинная слегка, являющейся гребнем крыша. Она подпирается для устойчивости столбами у внутренней стены дома. Сверх неё настилаются на расстоянии 75 см. друг от друга значительно более тонкие стропилы, которые нижними концами выходят за край продольных стен, образуя навес крыши, иногда подпираемых рядом врытых в землю стоек. Подобного рода стойки ставятся также снаружи около глинобитных стен, особенно по углам дома, и врезаются проходящие вдоль горизонтальной слеги, образуя основной деревянной каркас дома. Хотя такого рода каркас мы встречаем здесь в домах, стены которых построены из воздушного кирпича, но по своему развитию он связан, очевидно, с другим материалом, так как глиняные стены сами представляют достаточную опору для установки крыши. Окна в таких домиках небольшие, квадратные с железной или деревянной решёткой из вертикальных прутьев, снаружи к ним приделываются двухстворчатые ставни. Двери часто с полукруглыми верхними карнизами открываются во внутрь дома и комнаты [5].

Двухэтажные дома мало чем отличаются от одноэтажных. Нижний этаж делается из камня, причём задняя каменная стена, и вообще, выходящая на улицу, выкладывается значительной до 1метра толщины, и продолжается в верхнем этаже дома. Обычно второй этаж складывается из воздушного кирпича – калыба, на каркасе из узких деревянных планок. Часто верхний этаж не соответствует нижнему по величине и форме и выдаётся над ним широким навесом или выступающим углами. Выступание верхнего этажа дает большую жилую площадь на верху.

Такие дома имеют сходства со старыми византийскими домами. До сих пор можно еще кое-где увидеть такие дома в Карасубазаре. Нижний этаж более тесный, служил для жилья во время короткой крымской зимы, а летом он часто представлял собой кухню и вообще не парадную часть дома. Верхний этаж, куда поднимаются по наружной лестнице через галерею, отличается чистотой и служит для отдыха, приёма гостей, и как спальня. Окна в верхнем этаже делались в передней плетневой стене, крупные, часто двойные, с деревянными решётками из вертикальных стоек. Кроме того, проделывалось небольшое квадратное окно в задней стене, из которого можно было наблюдать всё, что происходило на улице.

Итак, одним из промежуточных центров и большим торговым пунктом являлся Карасубазар, где мы находим значительные остатки караван-сарая. Один из них именуемый Верхний Таш-Хан, построен в 1654 году. В настоящее время от здания сохранилась западная его часть. План его представлял прямоугольник, окруженный со всех сторон улицами, вообще же караван-сараи ставились на площадях городов или в открытых местностях. По-видимому, с одной стороны – западной – был въезд, представляющий массивную арку, обработанную большими блоками. Над аркой на высоте второго этажа, прямоугольное окно с железной решёткой. Два боковых камня и перемычечный украшены розетками с лепестковым орнаментом. В остальном, внешний вид представлял гладкую стену хорошей кладки из неправильных камней, высотой два этажа. Нижняя часть стены была глухая, верхняя имела бойницы, обработанными тесаным камнем. Внутри караван-сарай имел обширный двор, кругом которого располагались в два этажа сводчатые помещения; нижние из них предназначались для животных, верхние – для жилья. Общий вид сооружения представлялся монументальным, по углам, вероятно, имелись сторожевые башни, так как везде и всегда караван-сараи были убежищем, где искали защиты мирные торговые караваны от нападения разбойников и врагов. На ул. Луначарской (Сарынча) №8-10 на месте двух двухэтажных домов находился Джелял-хан караван-сарай[6].

Также в Карасубазаре было две большие бани Биюк-Хамам и Чай-Хамам. Бани имели мужское и женское отделение. Под резервуаром для горячей воды помещалась топка. Топка круглой формы, дым идёт из неё пятью каналами: два из них проходили резервуары для воды, а три шли, развёртываясь, под каменными полами банных помещений. Топка перекрыта полуцилиндрическим сводом, стены оштукатурены хоросаном, особого вида крепкой и водонепроницаемой штукарской, составленной из известнякового раствора с добавлением до 50% толчённого и сеяного кирпича. Стены сложены из бутового камня и с обеих сторон оштукатурены. Внутри бани находился фонтан. Это отделение служило комнатой для отдыха после бани. Здесь же курили табак и пили кофе. Бани Чай-Хамам и Биюк-Хамам имели персидские формы сводов арок и парусов и османский характер строения.

Рассмотрим две базиличные мечети: Текие-Хан-Джами и Шор-Джами.

Хотелось бы отметить, что Шор-Джами был расположен в центре города. План её представлял прямоугольник, разбитый на две части: передняя часть нартекс и помещение мечети было трехнефное, деревянное, перекрытие которой поддерживалось 6 арками, по 3 в каждом ряду, имеющих определённо выраженную килевидную форму и оперяющихся на восьмигранные каменные колонны. Отмечается, что между арок размещались круглые окна, происхождение которых относиться к османскому искусству. Южная торцовая сторона имела михраб. Южная, восточная и западная стены имели по 4 окна. Северная стена имела входную дверь и два окна. Проём каждого окна был обложен крупным тесаным камнем. На них были высечены профиля наличника. В окнах были вставлены железные решётки с кулачками. Все четыре угла имели срезы углов под 45˚, которые приблизительно на высоте человеческого роста, которые не несли практического значения, а играли большую декоративную роль. Минарет был новейших форм. К сожалению мечеть не сохранилась. До войны здание использовалось как спортзал. В 1977-1980 гг. мечеть сносят.

По сообщению У.Э.Боданинского думается, что Текие-Хан-Джами построена в 1727г. в эпоху Менгли-Гирая II. Здание было построено в виде прямоугольника, покрытого черепичной крышей. Стены выложены из бутового камня на глине с песком и саманом. В интерьере Текие находились по обеим сторонам по 8 келий хуждр. Кельи выходили в мечеть маленькими дверками и освещаются с улицы небольшими окнами в виде бойниц. Михраб Текие представлял почти точную аналогию мечети Шор-Джами, заставляет нам сделать предположение, что обе мечети были построены в одно время, то есть начало XVIII века. Интерес представляет мечеть минарет, на котором были расположены два балкончика.

Выводы. Старая часть города ещё не потеряла своего восточного характера. Многие архитектурные объекты Карасубазара до конца не исследованы. Перспектива этой деятельности огромна.


Список литературы

  1. Эрнст Н.Л. Бахчисарайский ханский дворец и архитектор вел. кн. Ивана III Фрязин Алевиз Новый // Н.Л. Эрнст Известия Таврического о-ва истории, археологии и этнографии. Т. 2 (59-й). Симферополь: изд. Гос. дворца и Музея тюрко-татарской культуры в Крыму, 1928.- с.23
  2. Халит Н.Х. Архитектура Крымского ханства /Н.Х. Халит // Крымское историческое обозрение. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-krymskogo-hanstva (дата обращения: 18.10.2021).
  3. Книга путешествия. Турецкий автор Эвиля Челеби о Крыме (1666-1667 гг): Перов. И коммент. Е.В.Бахревского. — Симферополь, 1999.- С.72-75.
  4. Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры крымских татар /Б.Н.Засыпкин//Крым.-1927. №2 (4).
  5. Аджиредин П. «Къарасувнынъ дерт кошеси» доланайыкъ! / П. Аджиредин // къырым. – 2005. — №49. – С.4.
  6. Араджони М.А.Крымские татары /М.А. Араджони. – Симферополь: изд. «Доля», 2005. – 576 с.
  7. Куфтин Б.А. Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова (материалы и вопросы) /Б.А. Куфтин. – Москва, 1925.- 123 с.
  8. Мальгин Е.А. Историко-географические особенности развития хозяйства Крыма на рубеже XVIII и XIX В. В /Е.А. Малыгин// Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-geograficheskie-osobennosti-razvitiya-hozyaystva-kryma-na-rubezhe-xviii-i-xix-v-v (дата обращения: 18.10.2021).