УДК 37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕФИНИЦИЙ «ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ ОБУЧЕНИЕ» И «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ»

№33,

Педагогические науки

Толмачева Екатерина Евгеньевна


Ключевые слова: ПРИРОДООБРАЗНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; МОДЕЛИРОВАНИЕ; ОБРАЗОВАНИЕ; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА; NATURE-BASED TEACHING; PEDAGOGICAL MODEL; EFFICIENCY; MODELING; EDUCATION; UPBRINGING SYSTEM.


Аннотация: В статье раскрываются основные понятия «природообразное обучение» и «педагогическая модель» разными авторами. Автором статьи приведена практическая ценность модели.

В развитии человека огромную важность имеют наследственные (природные) факторы. Данное положение, постоянно подтверждающееся на практике, со временем стало основополагающим принципом (т.е. фундаментальным, руководящим положением педагогики), который впоследствии стал называться принципом природосообразности. В самом общем виде он означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы.

При выполнении работы были использованы концептуальные идеи о природосообразных технологиях образования как основа формирования ноосферного сознания личности (Маслова Н.В., Антоненко Н.В., Алексеева О.А.), модель природосообразной технологии при обучении в начальной школе (Копылова Е.В., Сергеева Н.Н.), природообразные инновации (Вахтель А.Г., Швецова В.М., Белоглазова Е.П.).

К важнейшим компонентам обучения многие педагоги относят методическую систему, считая, что правильный выбор методологических и методических основ преподавания позволяет выстроить «если не эффективную, то оптимальную модель обучения, когда, последовательно решая ряд педагогических задач, можно придти к планируемому результату».

Поэтому часто выстраивают обучение на основе модели методической системы.

В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические модели в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.

На основе анализа педагогической литературы, было выявлено, структурировано и представлено в таблице 1 сущностное содержание понятия «природообразное обучение» и «педагогическая модель».

Таблица 1.

Трактовка понятия «природообразное обучение» и «педагогическая модель» разными авторами

Автор

Определение

Природообразное обучение

Тюмасева, З.И. Природосообразное образование — это во многом конкретизированный конструкт, поскольку наиболее эффективно оно может осуществляться с учетом окружающих субъектов процесса обучения
Н.Г. Руденко Природосообразное образование — это форма выражения в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.
Г.В.Болбас Природосообразная педагогика – это эволюционно новый этап развития системы образования, ориентированной на формирование социокультурных отношений охранно-созидательного типа между человеком, обществом, природой. Обращение к идеям природосообразной педагогики является важнейшим способом радикальной активизации человеческого фактора и способствует культивированию природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения студенческой молодежи, формированию у них целостного природосообразного миропонимания, навыков самообразования и самореализации

Педагогическая модель

Сериков В.В Педагогическая модель — это взаимное расположение основных и дополнительных образовательной программы и связей между ними.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогическая модель -промежуточное звено, с помощью которого опосредуется практическое и теоретическое познание объекта педагогической действительности
Янушкявичене О.Л. Педагогическая модель -мысленная система, имитирующая или отражающая определенные свойства, признаки, характеристики объекта исследования, принципы его внутренней организации или функционирования, и презентующаяся в виде культурной формы, присущей определенной социокультурной практике.

В нашем исследовании мы будем придерживаться понятия «природосообразное образование» по Г.В. Болбас и определение Серикова В.В «педагогическая модель». Педагогическая модель — это взаимное расположение основных и дополнительных образовательной программы и связей между ними.

Природосообразное образование — это форма выражения в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.

Таким образом, сущность принципа природосообразности заключается в том, что главным фактором воспитательных отношений является природа младшего школьника (его конкретные особенности и уровень развития)[4].

Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования — наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.

Эффективность моделирования зависит от изначальных теорий и гипотез, указывающих на границы допустимых при моделировании упрощений. Поэтому витает важнейший вопрос: Как разрешить проблему адекватности модели? Этому аспекту все исследователи, использующие аппарат моделирования, придают особое значение. На этот счет есть важное методологическое положение.

Педагогическая модель должна иметь социальнопедагогический характер, поэтому в рассмотренных моделях либо может учитываться взаимовлияние процессов обучения и воспитания и анализироваться их вклад в образование личности, либо воспитание может рассматриваться как фактор, влияющий на результаты процесса обучения. В любом случае необходимо анализировать такой педагогический феномен, который на современном этапе педагогической науки обозначен термином «воспитательная система». Воспитательная система представляет собой «сложную педагогическую систему, которая призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания». Построение и изучение воспитательной системы может осуществляться на основе модели воспитательной системы образовательного учреждения, которую определяют как «описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители» [5].

При построении моделей воспитания необходимо помнить о назначении модели как некоего образа, который не надо копировать, но надо анализировать и использовать в новых конкретных условиях.

Таким образом, модели воспитания имеют концептуальный, предписывающий характер Педагогическая модель должна иметь социальнопедагогический характер, поэтому в рассмотренных моделях либо может учитываться взаимовлияние процессов обучения и воспитания и анализироваться их вклад в образование личности, либо воспитание может рассматриваться как фактор, влияющий на результаты процесса обучения. В любом случае необходимо анализировать такой педагогический феномен, который на современном этапе педагогической науки обозначен термином «воспитательная система». Воспитательная система представляет собой «сложную педагогическую систему, которая призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания». Построение и изучение воспитательной системы может осуществляться на основе модели воспитательной системы образовательного учреждения, которую определяют как «описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители» [5]. При построении моделей воспитания необходимо помнить о назначении модели как некоего образа, который не надо копировать, но надо анализировать и использовать в новых конкретных условиях. Таким образом, модели воспитания имеют концептуальный, предписывающий характер.

Для выработки точных определений природосообразности Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и других необходимо новое полноценное исследование корпусов текстов данных авторов. В том случае, если мы говорим о совокупности концепций природосообразности, мы должны обратиться к термину «парадигма природосообразности» («природосообразная парадигма»).

Предложенное нами определение основывается на анализе концепций Я. А. Коменского и Ж. Ж. Руссо, а также анализе существующих определений принципа природосообразности. По нашему мнению, именно Я. А. Коменский и Ж. Ж. Руссо дали начало двум основным течениям природосообразности, обозначив, с одной стороны, необходимость учета законов внешней, окружающей нас природы, с другой – внутренней природы человека.

Применение принципов природосообразности на уроках в начальной школе говорит о том, что учитель на начальном этапе должен установить возможности учащихся по предмету, определить интересы и способности учащихся. Важно также определить текущий уровень знаний, которые уже были получены учащимися.

В итоге мы приходим к выводу, что существующие термины и их дефиниции, по сути, не соотносимы друг с другом. Данная проблема возникает из-за того, что существует большое количество концепций природосообразности. Подобная ситуация требует точного указания фамилии ученого в термине. Таким образом, говоря о природосообразном обучении, мы предлагаем добавлять фамилию ученого, чтобы четко различать, о каком понимании природосообразности мы говорим. В результате в педагогической науке возникает новая проблема.


Список литературы

  1. Алехин А.Ю. Общие методы обучения в школе / А.Ю. Алехин. – Красноярск, 2009.- 234 с.
  2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 3.
  3. Болбас, В.С. Природосообразность воспитания в народной педагогике белорусов / В.С. Болбас // Педагогика. – 2007. – № 3. – С. 79–83.
  4. Иванова Е.О.Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская // Педагогика. – 2017. – № 3(4).
  5. Тестов В.А. Принцип природосообразности и его применение в методике обучения математике // Концепт. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-prirodosoobraznosti-i-ego-primenenie-v-metodike-obucheniya-matematike (дата обращения: 11.10.2021).
  6. Иванова, Н.И. Природосообразное воспитание: этнопедагогический аспект: монография / Н.И. Иванова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, 2009. – 141 с.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2018. – 256 с.
  8. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие / И.С. Сергеев. ‒ СПб: Питер, 2004.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999.
  10. Янушкявичене О.Л. Принцип природосообразности и преподавание математики в школе // Народное образование. 2015. №7 (1450). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pritsip-prirodosoobraznosti-i-prepodavanie-matematiki-v-shkole (дата обращения: 11.10.2021).
  11. Кукушкина В.Ю. Эффективные методы обучения в начальной школе // Достижения науки и образования. 2019. №8-3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-metody-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 12.10.2021).