УДК 9

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ И ЕГО БИОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

№33,

Исторические науки и археология

Кириченко Ангелина Александровна


Ключевые слова: ХИРУРГ; ОБУЧЕНИЕ; РАЗВИТИЕ; Н.И. ПИРОГОВ; ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВОСПИТАНИЕ; ХИРУРГИЯ; SURGEON; TRAINING; DEVELOPMENT; N.I. PIROGOV; SOCIAL ACTIVITIES; EDUCATION; SURGERY.


Аннотация: В статье автором раскрываются основные этапы жизни и деятельности Н.И. Пирогова. Особое внимание в работе уделено его научным и образовательным аспектам деятельности.

Великий русский хирург Николай Иванович Пирогов родился 13 ноября 1810 года в Москве.

Николай Иванович Пирогов, сын чиновника среднего разряда, внук крестьянина, родился 13 ноября 1810 г. в Москве в многодетной семье (14 детей). Пироговы были очень религиозными.

Назван был в честь святого Николая Чудотворца. Рос маленький Николай в атмосфере любви и согласия: отец был примерный семьянин, мать любила детей горячо, и дети платили ей тем же; в целом детские годы оставили в памяти Пирогова светлые воспоминания.

Кроме родителей – Ивана Ивановича и Елизаветы Ивановны на маленького Колю имели влияние няня Катерина Михайловна и крепостная служанка Прасковья Кирилловна, которая рассказывала детям народные сказки, воспитывала в них любовь к словесности и литературы [16].

Детство мальчика прошло в атмосфере нежности и любви.

В 6 лет он самостоятельно научился читать, усвоил грамоту, рассматривая карикатуры на французов, которые издавались после войны с Наполеоном (1815-1817) в виде карточек, составленных в алфавитном порядке. Любимыми книгами были: «Детское чтение «М. М. Карамзина, басни Эзоп» Робинзон Крузо «Даниэля Дефо» путешествие по России» П. С. Палласова. Также нравилось ему играть в войну и врача. Эти детские мечты он воплотил в жизнь[12].

К началу систематических занятий с домашними учителями Николай уже ознакомился с интересными книгами. В частности, с энциклопедией «зрелище Вселенной» на латинском, русском и немецком языках», заключенной Я. А. Коменским. Она была учебной книгой в семье и школе стран Восточной Европы до второй половины XIX в.[2].

В 12 лет мальчика отдали в частный пансион В. С. Кряжева, где обучали катехизису, литургике, святой истории, русской грамматике, риторике, немецкому и французскому языкам, арифметике, алгебре, геометрии, всемирной и русской истории, географии, рисованию, танцам.

Итак, в 14 лет он стал студентом медицинского факультета Московского университета, в 22 года — доктором медицины, в 26 — профессором.

В 1828 г. он окончил медицинский факультет, и его вместе с 20-ю другими студентами, которые имели лучшие знания по разным специальностям и происходили из «естественных русских», направили на 2 года в Дерптский (ныне Тартуский) университет для подготовки к профессуре. Но из-за июльской революции 1830 г. во Франции, перекинулся и на другие государства, и польское восстание пришлось задержаться там на 5 лет (до 1833 г.).

Имея склонность к упорной и систематической работе, Николай Иванович целиком посвятил себя овладению выбранной специальностью. После усвоения анатомии как основной дисциплины в хирургии он приступил к изучению физиологии. В 1832 г. сдал экзамен на звание доктора медицины и защитил диссертацию на латыни. Ее перевели на немецкий язык и опубликовали в одном из хирургических журналов.

В 1833 г. М. И. Пирогова командировали в Германию. В Берлинском и Геттингенском университетах он углублял свои знания, приобретая необходимые навыки. Через два года, вернувшись на родину, рассчитывал на руководство кафедрой в Московском университете. Однако, как выяснилось, ее рекомендовали другим, поэтому решил остаться в Дерптском университете. Тамошний профессор И. Ф. Мойер предоставил ему возможность широкой хирургической практики в своей клинике.

Дерптский университет в то время, согласно уставу, был немецким, русские ученые имели возможность занимать лишь кафедру русского языка и словесности. Но благодаря рекомендации И. Ф. Мойера, Николай Иванович был избран экстраординарным (1836), а затем ординарным профессором (1837) на кафедру хирургии медицинского факультета. С 1836 г. он начал вести лекции по хирургической анатомии на немецком языке, а через год же опубликовал «анналы (летописи) хирургической клиники» – собрание клинических лекций [16].

В 1841 г. М. И. Пирогов руководил кафедрой в Дерптском университете, а с 1841 по 1856 г. он – профессор госпитальной хирургической клиники, патологической и хирургической анатомии Петербургской медико-хирургической академии, которая находилась в военном ведомстве. За это время издал ряд научных трудов, обогативших сокровищницу мировой медицины.

В 1842 г. М. И. Пирогов женился на Екатерине Дмитриевне Березиной, которая в 1846 г., после рождения второго ребенка, умерла. Эта трагедия настолько выбила его из колеи, что он не смог работать и уехал в Италию. Через некоторое время, вернувшись, продолжил свои занятия в клинике и Медико-хирургической академии [16].

Теоретические труды и практическая деятельность принесли ему славу «отца военно-полевой хирургии». В 1856 г. он вернулся в Петербург, в Медико-хирургическую академию.

Еще в 1850 г. ученый написал свою первую педагогическую статью «вопрос жизни», но не опубликовал, потому что знал, что не пропустит цензура. И только в 1856 г. она напечатана в журнале «Морской сборник». Этой статьей открылась дискуссия по важнейшим вопросам воспитания. Еще во время Крымской войны Н. И. Пирогов убедился, какое большое значение для служения родине имеет развитие в людях чувства долга, чести, правдивости, бескорыстия. В этой статье он раскрыл свои педагогические идеи, взгляды на задачи образования в воспитании молодого поколения, определил пути и средства его обучения и воспитания[16].

М. И. Пирогов выступал за общедоступную школу для всех слоев населения и национальностей, способную обеспечить общий, широкий и всестороннее развитие детей. В своем проекте он отмечал, что настоящее образование должно основываться на единстве гуманитарного и реального образования.

В 1856 г. указом Александра II М. И. Пирогова был назначен попечителем Одесского учебного округа. Вместе с семьей он переехал из Петербурга в Одессу и начал организацию учебного дела. Во-первых, же своих распоряжениях Николай Иванович подчеркивал устарелость программ и учебных пособий, их недостаточном количестве, потребности подготовленных учительских кадров[8].

В течение двухлетнего управления округом (1856-1858) попечитель стремился поднять значение педагогических советов гимназий, боролся за гуманное отношение к детям. Он поставил вопрос о преобразовании Ришельевского лицея в университет (1856). По его мнению, реформу университета нужно было проводить силами самого учебного заведения, по согласованию требований современной науки и государства, прислушиваясь к общественному мнению.

14 сентября 1857 г. вышла в свет статья Н. И. Пирогова «Публичные лекции по педагогике», где он утверждал, что «настоящий прогресс достигается одним-единственным путем – путем воспитания». На вопрос: «к чему вы готовите вашего сына?» – ученый всегда отвечал: «Быть человеком». Ведь основная цель педагогики – воспитание человека с общечеловеческими чертами и познаниями. Одним из первых ученый обратил внимание на важность развития у школьников человеческого достоинства, тем самым начав гуманность, человечность в воспитании[6].

Сам он осознавал: воспитать такого человека слишком сложно. К. Д. Ушинский в «Журнале Министерства народного просвещения» за 1862 г. писал: «Когда М. И. Пирогов обратил всеобщее внимание на вреде ранней специализации в образовании, когда он выяснил необходимость заботиться прежде всего о общечеловеческую образование новых поколений, то мы, к сожалению, не можем сказать, чтобы в его статьях с той же отчетливостью была высказана мысль о том, что он понимает под общечеловеческой гуманным образованием, а это необходимо было бы выяснить».

Целью классической гимназии М. И. Пирогов считал подготовку к университетского обучения. Поэтому требовалось глубокое изучение языков (Отечественной, двух древних и одной новой), истории, математики. Не предусматривалось преподавание естествознания и других реальных предметов. Допускалось изучение Закона Божьего, еще одного нового языка и географии. Из 27-ми учебных часов в неделю 10 отводилось на изучение древних языков, 4 – истории, 4-5 – математики, 3-4 – отечественного языка, 4 – греческого и латинского языков[16].

Разрабатывая эту систему, М. И. Пирогов большое внимание уделял содержанию обучения, его формам и методам. Он был сторонником развивающего обучения, считал необходимым применить дидактические принципы. Высоко ценил словесные, практические методы, но отдавал предпочтение наглядному преподаванию. Педагог выступал против перегрузки учащихся, а что касается контроля и проверки знаний, то их следует осуществлять непрерывно. Экзамены должны быть выпускные, переводные он отрицал. Школа, по его мнению, – это заведение, не только дающее общее образование, но и всесторонне развивающее умственные способности детей. Николай Иванович одним из первых выдвинул идею неразрывности обучения и воспитания. Сейчас это один из принципов дидактики. Он высоко оценивал роль учителя и ставил к нему соответствующие требования, особенно к надлежащей подготовке и переподготовке [10].

Центральное место в своей системе педагог отводил латинскому, греческому, русскому языку и литературе, математике, истории. Основными дидактическими принципами он считал сознание, активность, наглядность и самодеятельность учащихся. Большое значение придавал дисциплине. М. И. Пирогов осуждал бездушное отношение к детям, требовал гуманности и сердечности. В статье «Нужно ли Сечь детей и сечь в присутствии других детей?» (1858) выступал против телесных наказаний, доказывал, что их необходимо отменить.

В 1859 г. в циркуляре «Основные первые правила о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», отвергая «резкую» как средство наказания, все-таки допускал ее применение в отдельных случаях [12].

Стоит отметить, что педагог считал формирование «настоящих людей» одним из важнейших вопросов жизни. Главный путь к этому – нравственное воспитание личности, в которой научные знания, убеждения, чувства гражданского долга уживаются с религиозно-христианской моралью. Резко критиковал он недостатки женского образования. Высоко вознося роль женщин в обществе, беспокоился об их равноправии, воспитании как будущих матерей.

Вернувшись на родину в 1866 г. ученый опять поселился в своей усадьбе Вишня под Винницей, где посвятил свое время медицине и сельскому хозяйству. В 1870 г. во время франко-прусской войны «Общество Красного Креста» вызвало Николая Ивановича для обсуждения военно-санитарных вопросов. Он посетил заведения Германии, Лотарингии, Эльзаса. В 1877-1878 гг. был военным врачом [16].

Окончательно подорвав свое здоровье, М. И. Пирогов навсегда поселился в усадьбе Вишня. С 1879 по 1881 г. он написал мемуары «вопросы жизни. Дневник старого врача», составляющие первый том его сочинений, изданных в 1887 г. Последняя статья ученого, посвященная образовательным вопросом, была напечатана в 1864 г. А. А. Мусин-Пушкин отмечал: «во времена Пирогова педагогика как наука, конечно, еще не существовала. Благодаря своему ощущению и своей принципиальности, он, тем не менее, многое предвидел и стал на правильный путь в педагогике».

Выводы. Изучив биографию Пирогова Н.И. хотелось бы отметим, что его научно-практический багаж Пирогова Н.И. настолько велик и разносторонен, что до настоящего времени он является руководством к действию и предметом научного анализа современных хирургов, развивающих его Хирургию. В основе многочисленных достижений и успехов современной медицины, лежат выдающиеся масштабные труды и научный вклад Пирогова Н.И. как в мировую хирургию, так и в становление топографической и патологической анатомии.


Список литературы

  1. Каптерев П.Ф. Н.И. Пирогов как педагог-гуманист // Современное значение педагогических идей Н.И. Пирогова. СПб, 1911
  2. Богуславский М. В. Н. И. Пирогов: педагогические идеалы и жизненные реалии // Проблемы современного образования. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-i-pirogov-pedagogicheskie-idealy-i-zhiznennye-realii (дата обращения: 15.01.2021).
  3. Московкина Е.И. Гражданская позиция Н. И. Пирогова // Вестник СМУС74. 2018. №3 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-pozitsiya-n-i-pirogova (дата обращения: 15.01.2021).
  4. Володин Н.Н. Н.И. Пирогов – основоположник хирургической анатомии / Н.Н. Володин, А.Н. Андрейцев, В.Г. Владимиров // Вестник РГМУ. – 2010. – №5. – С. 62-69
  5. Захаров И.А. Николай Иванович Пирогов. Очерки жизни и творчества / И.А. Захаров. – М.: Изд-во ВоенноМедицинской Академии, 2010.
  6. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / сост. А.Д. Тюриков. – Иваново, 2008. – 427 с.
  7. Силуянова И.В. Вклад Н.И. Пирогова в развитие профессиональной этики врача / И.В. Силуянова, Е.В. Назарова // Вестник Рос. гос. мед. университета. – 2010. – № 5 (спец. вып.). – С. 98-101.
  8. Федоров В.Д. Гениальность и нравственность в жизни и деятельности Николая Ивановича Пирогова // В.Д. Федоров, С.П. Глянцев // Вестник Рос. гос. мед. университета. – 2010. – № 5 (спец. вып.). – С. 93-97.
  9. Шевченко Ю.Л. Духовное наследие Н.И.Пирогова. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Рукопись Н.И. Пирогова как средоточие его духовного наследия / Ю.Л. Шевченко, М.Н. Козовенко // Вестник Национального медикохирургического центра им. Н.И. Пирогова. – 2010. – Т. 5, №2. – С. 3-8.
  10. «Жизнь, ты с целью мне дана!..» : к 200-летию со дня рождения Николая Ивановича Пирогова : ретроспективный указатель литературы / сост. Г. Б. Дегтярева. -Псков, 2010. -с.
  11. Золотарев С.А. Взгляды Н.И. Пирогова на организацию школьного дела // Современное значение педагогических идей Н.И. Пирогова. СПб, 1911.
  12. Саркисов, Д. С. Н. И. Пирогов -великий ученый, врач, гражданин / Д. С. Саркисов, А. Б. Серебренников // Клиническая медицина. -1985. -Т. 63, N 10. -С. 7-15.
  13. Бертенсон, И. В. О нравственном мировоззрении Н. И. Пирогова [Текст] / И. В. Бертенсон // Русская Старина. – 2019. – № 1.
  14. Коган, И. С. Пирогов Н. И. (1810–1881) Основоположник русской хирургии [Текст] / И. С. Коган. – Харьков, 1946.
  15. Малис, Ю. Г. Пирогов, его жизнь и научно-общественная деятельность [Текст] / Ю. Г. Малис. – СПб., 1893. – С. 93.
  16. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / [Сост. А. Д. Тюриков] -Иваново, 2008. -427 с.