УДК 8

«ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ КРИТИКЕ

№33,

Филологические науки

Темели Зера Ризаевна


Ключевые слова: АНТИУТОПИЯ; ЖАНР; УТОПИИ; РОМАН; ЛИТЕРАТУРА; ПРИЗНАКИ; ФАНТАСТИКА; «ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН»; РОМАН-АНТИУТОПИЯ; ОБЩЕСТВО; DYSTOPIA; GENRE; UTOPIA; NOVEL; LITERATURE; SIGNS; FICTION; «GOLDEN ORANGE»; NOVEL-DYSTOPIA; SOCIETY.


Аннотация: В статье раскрывается критика романа «Заводной апельсин» в отечественной и зарубежной практике. Полученные ими результаты вполне логично указывают на необходимость взглянуть и на произведения Э. Берджеса сквозь призму жанра антиутопии.

Актуальность исследования. Актуальность исследования данной работы связана с необходимостью детального изучения антиутопических традиций в романах английского писателя Э. Бёрджесса. В литературоведении не существует самостоятельных исследований, которые полностью были посвящены заявленной нами теме, это обстоятельство определяет не только актуальность, но и новизну работы. Вместе с тем, влияние антиутопической традиции на творчество других авторов уже неоднократно привлекало внимание отечественных и зарубежных ученых. (Л. Ф. Хабибуллина, А. Шишкин, Е. Петикс, Г. Морсон и др.) .

Творчество Бёрджесса исследовано такими зарубежными литературоведами, как К. Дикс, Р. Льюис, С. Коул, Р. Моррис, А. Девитис, Д. Аггелер. Большинство исследователей, анализировавших «Заводной апельсин», интересовала морально-нравственная проблематика романа. Биограф Бёрджесса Э. Бисуэлл в одном из интервью отметил, что это одна из тех книг, которые не устаревают.

Антиутопия как жанр появляется в эпоху развитого индустриализма, когда рождается массовое общество, совершенствуются технологии коммуникации. В этот период начала ХХ века появляются проекты переустройства общества на основе рационализаторских доктрин, базирующихся на безоговорочной вере в научные институты и технический прогресс. В противовес этим концепциям сначала у мыслителей, а затем и у представителей искусства возникает критическое понимание того, что идеальный общественный порядок есть лишенная своего гуманистического измерения дефективная социальная модель[10].

Антиутопия является также особым видом в литературном жанре, порой его именуют в качестве пародийного жанра.

Антиутопия в литературе является произведением об обществе, где все дела обстоят плохо – речь идет об экологии, государственном управлении и его нормах, жизни людей. Главная причина, почему так происходит, состоит в тоталитаризме, природных катаклизмах, войнах и формировании человеческих пороков [8].

Антиутопия формируется из утопии, посредством проведения естественных схождений по одинаковым объективным причинам. Когда антиутопия перенимает на себя структуру утопии, формируется максимальное эстетическое проявление в 20 веке, что влияет на историческую реальность, перед человеком возникает множество проблем, которые решать не готовы и не хотят.

Г. Хикс пишет, что в «Заводном апельсине» Бёрджесс описал свое видение будущего с пугающей убедительностью. В первой части романа автор очень красочно изображает зло, которое творят персонажи.

Но показать зло это не конечная цель писателя; куда опаснее, по его мнению, предпринять попытку устранить зло как таковое. В Советском Союзе роман был опубликован лишь в 1991 г. в журнале «Юность» в переводе Ю. Синельщикова.

По словам Н. Мельникова, на сегодняшний день сложно судить, кем останется Бёрджесс в памяти читателей, тем не менее исследователь признает, что роман по сей день остается культовой книгой для нескольких поколений молодежи[11].

Созданный Бёрджессом подростковый жаргон «надсат» нельзя назвать полноценным вымышленным языком, так как в нём нет упорядоченной системы. Все элементы надсата на письме передаются латинскими буквами при помощи транскрипции и транслитерации русских слов.

Надсат обладает важными функциями: игровой (позволяет вовлечь читателя в интеллектуальную игру), аллюзийной (что особенно проявлено в неоднозначном названии произведения), функцией остранения (сохраняет дистанцию между читателем и событиями книги).

Э. Бёрджесс отвлекает внимание читателя от происходящих событий, благодаря чему мы можем наблюдать «эффект очуждения». Таким образом, вымышленный язык надсат – один из важнейших элементов поэтики романа. Преодоление эффекта остранения активизирует восприятие текста читателем.

«Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса отличается от классического романа-антиутопии наличием необычных для литературного жанра взаимоотношений государства и личности [5].

В романе государство не осуществляет тотальный контроль над обществом, общество освобождено от «полиции мыслей» и слежки, что можно обнаружить в книге Оруэлла; нет единых выборов Благодетеля, описанных у Е.Замятина; реальность лишена синтетической музыки или «синоощущалок», которые описывает О.Хаксли.

Каждый гражданин живёт своей жизнью и поступает, как ему хочется. Чёткой иерархии, деления на касты и классы в романе не прослеживается. Несмотря на предоставленные гражданам «свободы», многие литературные критики уверены, что взаимоотношения власти и общества в романе типичны для тоталитарной системы контроля человеческими массами.

Говоря о свободе выбора в романе «Заводной апельсин», Берджесс спорит об этом с известным французским философом Ж-П. Сартром, который в своей работе «Экзистенциализм — это гуманизм» говорил, что каждый человек является носителем абсолютной свободы. Он выбирает даже тогда, когда не хочет выбирать. Сартр утверждал: «Выбор возможен в одном направлении, но невозможно не выбирать. Я всегда должен выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я всё-таки выбираю». Человек, по мнению Сартра, свободен в любых условиях и обстоятельствах. Берджесс, напротив, считает, что свободой человека может управлять кто-то другой (в нашем случае — государство). Кроме того, свобода ограничивается именно тогда, когда она якобы представляет какую-либо опасность для государства, и оно, под прикрытием идеалов «добра и справедливости», ограничивает свободу индивида [9].

Выводы. Берджесс неоднократно затрагивает в своих романах тему свободы выбора человека. В этом вопросе ему интересен ислам, а также два течения в христианстве — пелагианство и авгутианство, о которых автор пишет в своём романе-антиутопии «Вожделеющее семя». Августианство предполагало изначальную греховность человека, а пелагианство, напротив, говорило о том, что первородный грех не влияет на судьбу людей, и они сами в праве выбирать между добром и злом. Хабибуллина пишет: «Берджесс приходит к выводу о том, что августианство породило современный консерватизм, капитализм и антиутопизм, а пелагианство было предтечей либерализма, идей коммунизма и утопизма». Сам писатель склонен в августианству.

Личность Берджесса сформировался в эпоху между двумя мировыми войнами. Писать же он начинает не сразу, а после второй мировой войны, что существенно повлиял на специфику его творческих и эстетических позиций. Также влияние модернизма прослеживается в ранних произведениях автора.

Таким образом, антиутопия во второй половине XX века отходит от прошлого опыта изображения «тоталитарной системы», сосредотачивая своё внимание на главных проблемах современности — глобальных катастроф, которые всё ясно и отчётливо просматриваются в развитии научно- технического прогресса. Духовная деградация — вот истоки «тоталитаризма». Главный герой антиутопии противопоставлен не столько государству, сколько толпе людей, погрязших в культурной деградации.


Список литературы

  1. Бочкарева Н.С. Проблемы утопии и антиутопии в трудах А. Ф. Любимовой // Мировая литература в контексте культуры. 2019. №9 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-utopii-i-antiutopii-v-trudah-a-f-lyubimovoy (дата обращения: 12.10.2021).
  2. Брегга С.С. Феномен утопии и антиутопии как явления в социуме /С.С. Брегта // Вестник МГОУ. № 4. С. 46-50. 49 с.
  3. Гюнтер Х. По обе стороны от утопии [Электронный ресурс] / Х. Гюнтер Режим доступа: http://platonovseminar.ru/docs/science/Gunter.pdf
  4. Гюнтер Х. По обе стороны утопии: контексты творчества А. Платонова / Х. Гюнтер. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 216 с.
  5. Игнатьева Т.В. Языковая игра в художественной литературе (на материале русской прозы XX века) /Т.В. Игнатьева: дисс…. д-ра русского языка и методики его преподавания: 10.02.01. 23 с. С. 3.
  6. Лошакова Т.В. Зарубежная литература XX века /Т.В. Лошакова. 1945- 1990. М.: Изд-во Флинта, Наука, 2010 — 328 с. С. 16
  7. Любимова А. Ф. Жанр производственного романа-антиутопии // Мировая литература в контексте культуры. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 92‒96.
  8. Любимова А. Ф. Категория природы в антиутопии ХХ века // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1995. С.156‒165.
  9. Любимова А. Ф. Постмодернистская антиутопия Ф.Бегбедера «99 франков» // Проблемы метода и поэтики в мировой литературе. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2005. С.112‒116.
  10. Покатыло М.В. Литературная антиутопия в системе жанровых дефиниций // Гуманитарные исследования 2012. № 3 (43). С. 136-140.
  11. Разлогов К. Э. Утопия и антиутопия в мировом кинематографе / К. Э. Разлогов. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/utopiya-i-antiutopiya-v-mirovom-kinematografe
  12. Фролова И.В. Утопия: сущность и развитие (опыт социально- философской концептуализации) /И.В.Фролова: автореф. дисс…д-ра соц.филос.: 00.09.11. У., 2005. 40 с. С. 11
  13. Хабибуллина Л.Ф. Английская литература сежду модернизмом и постмодернизмом: Энтони Бёрджесс и Грэм Свифт // Учёные записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2015. Том 157, кн.2. С 239 — 245. 240 с.
  14. Хабибуллина Л.Ф. Антиутопия в творчестве Э. Бёрджесса /Л.Ф. Хабибуллина : автореф. дисс…д-ра филол. наук: 10.01.05. Н.Н. 16 с. С.4
  15. Чертакова Е.Л. Утопия как тип сознания /Е.Л.Чертакова // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С.71-81. 73 с.
  16. Андреев А.Н. Методология литературоведения.- Минск: Изд-во «Дизайн ПРО», 2018- 234 c.
  17. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное пособие/ Состю П.А. Николаев, Е.Г Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец/ Под ред П.Н. Николаева.-3-е изд. Испр. и доп.-М.: Высшая школа, 1997.-350с
  18. Бёрджесс, Э. Заводной апельсин: [роман] / Энтони Бёрджесс / Пер. с англ. В. Бошнякова. — Москва: АСТ, 2014. — 252 с.
  19. Fovler A. Kinds of Literature (An Introduction to the Theory of Genres and Modes). — Cambridge: Harvard Univ. Press, 1982.
  20. Strick, P., Houston, P. Interview with Stanley Kubrick regarding A Clockwork Orange // Sight & Sound, Spring 1972. [Электрон. ресурс] http://www.visual-memory.co.uk/amk/doc/0070.html.