ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ

№7,

Экономические науки

Пушкина Александра Алексеевна

Пушкина Ирина Алексеевна


Ключевые слова: РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО; РОССИЯ; КИТАЙ; ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ; ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ; RUSSIAN-CHINESE COOPERATION; RUSSIA; CHINA; THE SILK ROAD ECONOMIC BELT; THE EURASIAN ECONOMIC UNION.


Аннотация: Темпы взаимного сотрудничества России и Китая в современном обществе приобретают стремительно развивающийся характер. В условиях политической и социально-экономической напряженности возрастает роль Азиатско-Тихоокеанского региона как основного регулятора многополярности, в которой также заинтересованы и государства-члены ЕАЭС.

Актуальность работы заключается в быстрых темпах развития торгово-экономических отношений Китая и России. Стратегическое сотрудничество способствует экономическому росту национальных экономик двух стран, укреплению их стабильности и безопасности, а также выполнению других задач в рамках партнерских соглашений. Такого рода сотрудничество предполагает изменение структуры торгово-экономических, а, как следствие, и таможенных взаимоотношений Китая с государствами-членами ЕАЭС.

Рассматривая проблему сотрудничества можно целенаправленно говорить о двух аспектах развития взаимоотношений Китая и России: торгово-экономическом и таможенном, наиболее важном в рамках исследования. В данном случае проблема таможенного развития является следствием торгово-экономической проблемы. Более детально постановку проблемы можно рассмотреть на схеме (см. рисунок 1).



Рис.1. Таможенный аспект как часть торгово-экономического аспекта деятельности.

Важнейшим шагом в оптимизации совместной деятельности двух стран стало ведение переговоров в области налаживания контактов Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В рамках переговоров был подписано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества» [1]. Договор был заключен в соответствии со Стратегией Экономического пояса Шелкового пути и Морского пути – абсолютно новой парадигмой экономического и геостратегической развития стран Востока и Запада, инициатором которой выступил Китай. Парадигма «Один пояс и один путь» определяет стратегию внешнеэкономической политики Китая.

Задачи Стратегии экономического пояса Шелкового пути:
1. Обмен мнениями между участниками проекта относительно путей экономического развития для того, чтобы выявить потенциальные конфликтные точки, устранить их и приступить к объединению стратегий развития с учётом экономической, политической, правовой практик стран-участниц Экономического пояса Шелкового пути.
2. Формирование транзитно-транспортной системы, которая объединит страны Центральной Азии и Китай, а также свяжет регион с Африкой и Европой.
3. Постепенное снижение и затем полная ликвидация торговых и инвестиционных барьеров между участниками Экономического пояса Шелкового пути (это необходимо для раскрытия, в рамках концепции, торгового и инвестиционного потенциалов стран-участниц, так, чтобы скорость движения капитала внутри экономической системы была максимально возможной).
4. Усиление многостороннего сотрудничества в финансовой сфере, обеспечение бесперебойного денежного обращения, гармонизация валютных систем стран-участниц (предполагается создать сеть региональных финансовых организаций развития и оптимизировать движение финансовых потоков).
5. Активизация международных отношений.

В результате решения этих задач в регионе должна улучшиться бизнес-среда, сформироваться практика свободного перемещения и распределения капиталов, удалённые внутриконтинентальные регионы получат новые возможности для развития, регион станет более открыт внешнему миру и станет полноценной частью глобальной экономики.

Остро встает вопрос о том, каким образом будет функционировать таможенная структура ЕАЭС во взаимоотношениях с Китаем. В рамках данного проекта главная задача – это упрощение таможенных и иных процедур для облегчения предпринимательской деятельности и расширения масштабов сотрудничества.

Заинтересованные страны вдоль Шёлкового пути, в том числе Россия, должны усилить таможенное сотрудничество в сфере обмена информацией, взаимного признания результатов таможенного контроля и взаимопомощи правоохранительных органов, а также двустороннего и многостороннего сотрудничества по вопросам инспекции и карантина, сертификации и аккредитации, статистики, таким образом способствуя улучшению таможенной инфраструктуры на пунктах пропуска границы, ускорению введения на КПП режима «одного окна», уменьшению издержек, увеличению пропускной способности, повышению безопасности цепи поставок и т.д. [2]

Одной из проблем эффективного экономического сотрудничества между Россией и Китаем являются дорогостоящие транспортные перевозки, что невыгодно для обеих стран. Образование ЕАЭС является перспективой для наиболее дешевых транспортных перевозок, а также более удобной процедуры транзита. В данной ситуации возникает проблема неокончательной сформированности законодательной базы ЕАЭС и отсутствия четкого понимания деятельности в сфере таможенного дела. Тем не менее, развитие ЕАЭС продолжается, хоть и небыстрыми темпами, что способствует разработке новых проектов в рамках Экономического пояса Шелкового пути.

Считается, что активная мировая экономическая, торговая и политическая глобализация будет в дальнейшем преобразовывать интеграционные союзы, в том числе и ЕАЭС. Таким образом, возможно объединение союзов и их ускоренная эволюция. ЕАЭС и Экономический пояс Шелкового пути будут сближаться на базе межгосударственных интересов и последовательно преобразовываться в новый трансконтинентальный Евразийский таможенный союз. [3]

В ходе российско-китайских переговоров были подписаны документы, определяющие дальнейшее развитие совместных действий. Многие проекты связаны с развитием высокоскоростного транспортного коридора между двумя странами, что позволило бы сократить издержки при перевозке товаров, а также ускорить время их перемещения.

В рамках сотрудничества также планируется создание зон свободной торговли между такими крупными региональными объединениями как ЕАЭС и «Единый пояс Шёлкового пути», затем – подписание ряда торгово-экономических соглашений между Россией и Китаем, в частности.

Подводя итог, необходимо отметить, что в ходе работы были выявлены следующие проблемы (в рамках таможенного аспекта деятельности):
1. Дорогостоящие транспортные перевозки, строительство транспортных магистралей.
2. Установление торговых контактов между сотрудничающими странами.
3. Формирование единой таможенной системы в рамках Стратегии (в перспективе создание зон свободной торговли).
4. Неокончательная сформированность законодательной базы ЕАЭС и отсутствие четкого понимания деятельности в сфере таможенного дела.

Таким образом, рассмотрев проблемы развития российско-китайских отношений под углом таможенного аспекта, было выявлено, что перспективы сотрудничества России и Китая в рамках Стратегии Экономического пояса Шелкового пути очевидны. Для дальнейшего развития необходима активизация работы ЕАЭС по двусторонним торговым соглашениям со странами, которые представляют значительный интерес в качестве рынков сбыта для продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для инновационной экспортной продукции России и ЕАЭС. Для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества стран и реализации проектов необходимо обеспечение льготных условий и предоставление взаимных преференций.


Список литературы

  1. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru. (дата обращения: 01.02.2017).
  2. Госкомитет по делам развития и реформ министерство иностранных дел и министерство коммерции. Научный журнал «Россия и АТР». – 2015. – № 3 (89). – С. 255-270.
  3. Кошанов А.К. Международный научный и общественно-политический журнал «Общество и экономика». – 2016. – № 4. – С. 5-20.
  4. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 03.02.2017).
  5. «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества» URL: http://www.kremlin.ru. (дата обращения: 27.01.2017).
  6. Официальный интернет-канал «Вести.ru». URL: http://www.vestifinance.ru. (дата обращения: 03.02.2017).
  7. Российская научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: http://cyberleninka.ru. (дата обращения: 08.02.2017).