УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№33,

Педагогические науки

Елдашева Алина Олеговна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; УМЕНИЕ СОТРУДНИЧАТЬ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; INTERACTIVE TECHNOLOGIES; LEARNING PROCESS; PRIMARY SCHOOL STUDENTS; ABILITY TO COOPERATE; INTERACTION.


Аннотация: Интерактивные технологии на уроках в начальной школе вовлекают обучающихся в процесс познания, позволяют понять и осмыслить то, что они знают, посредством обмена знаниями, идеями и способами деятельности. Такое обучение позволяет школьникам не только получать новые знания, но и развивает познавательную деятельность, переводит ее на высокие формы сотрудничества. Сотрудничество в процессе обучения очень важно в развитии, обучении и воспитании младших школьников, оно заключается в умении ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников процесса обучения.

Важнейшее место всегда занимали отношения «учитель – ученик», с введением ФГОС НОО нужно учитывать и взаимоотношения «ученик – ученик». Все субъекты одного процесса должны действовать вместе, быть партнёрами, ни один из них не должен стать над другим, принимая формы сотворчества, соучастия, сопереживания и т.п.

В ФГОС НОО умение работать в группе рассматривается как один из компонентов общеучебных умений в перечне умений организовывать свою деятельность и сотрудничество с участниками образовательного процесса, приобретаемых младшим школьником. Среди основных инноваций в области образования ведущее место принадлежит интерактивным технологиям. Важная роль в них отводится: взаимодействию; сотрудничеству между участниками учебного процесса; развитию навыков общения, социального опыта.

Исследованиями по проблеме внедрения интерактивных технологий и использования их в учебном процессе занимались исследователи А. Беда, В.В.Гузеев, Н. Г. Балицкая, Н. А. Коломиец, В. Коротаева, О. И. Пометун. В.Я. Ляудис, И.Б. Первина, В.К. Левин определили необходимость использования интерактивных технологий в обучении для формирования умения сотрудничать. В работах В. А. Сластенина, Е. Н. Волковой, Л. С. Подымовой выявлено значение интерактивных технологий для социального становления личности.

Нами было предположено, что если использовать интерактивные технологии в обучении младших школьников, то у них более эффективно формируется умение сотрудничать.

По В.В.Гузееву, интерактивные технологии ‒ это вид информационного обмена учащихся с окружающей средой, это творческий процесс применения научно-практических методов и педагогических приемов, направленный на достижение учебных целей. [4]

Учебное сотрудничество является неотъемлемой частью образовательного процесса. Учебное сотрудничество по Г.А.Цукерман — это работа ученика и учителя по взаимопониманию, выяснению точек зрения всех участников учебного процесса и их координации.

Е. В. Коротаева выделяет следующие признаки учебного сотрудничества: пространственное и временное соприсутствие; единство целей и общая мотивация; организация и управление деятельностью; разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта; получение конечного результата или продукта совместной деятельности; наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности. [1]

Усвоение учебного материала посредством взаимодействия происходит более эффективно. В. В. Рубцов считает, что у группового обучения есть ряд преимуществ перед другими формами организации: за то же время объем выполненной работы намного больше; высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений; формируется умение сотрудничать; формируются учебные мотивы, развиваются гуманные отношения между учениками; развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль). [3]

Интерактивные технологии позволяют вовлечь всех учеников в обсуждение темы, выполнение заданий, представление результатов самостоятельной работы, делают участие заинтересованным, мотивированным и ориентированным на результат. Работа может проводиться в парах, малых группах, мини-командах.

Интерактивные технологии делятся на четыре группы:
1. Интерактивные технологии кооперативного обучения: изменяемые тройки; «Карусель»; обучение в парах; два — четыре — все вместе.
2. Интерактивные технологии кооперативно — группового обучения: незаконченные предложения; обсуждение проблемы в общем кругу; обучая — учусь; «Микрофон»; решение проблемы; мозговой штурм.
3. Технологии ситуационного моделирования: упрощенное судебное слушание; симуляции; разыгрывание ситуаций с ролями. [2]
4. Технологии обработки дискуссионных вопросов: «Изменение позиции»; «Займи позицию»; дискуссия; дебаты; непрерывная шкала мнений.

По мнению Е. Н. Волковой, интерактивные технологии способствуют лучшему усвоению материала, поскольку активизируют познавательную деятельность учеников, делают его субъектом, а не объектом образовательного процесса. Ученики охотно общаются, творчески соревнуются в выполнении задач, выражают собственные мысли, доказывают утверждения т.д. [5]

С целью изучения эффективности применения интерактивных технологий для формирования умения сотрудничать у младших школьников, нами была проведена опытно-экспериментальная работа в 3 классах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании принимали участие 40 учеников, из них была выделена экспериментальная группа (20 детей) и контрольная группа (20 детей).

Опытная работа происходила в три этапа:
1. констатирующий;
2. формирующий;
3. контрольный.

Целью констатирующего этапа стала — определение исходного уровня умения сотрудничать у младших школьников.

На данном этапе применялись следующие методики:
1.Методика «Ковёр». Автор: Р. Овчарова. Цель — исследовать уровень сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
2.Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «архитектор-строитель»). Цель – исследовать уровень сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
3.Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.). Цель – исследовать уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

После проведения данных методик было выяснено, что у большинства учеников 3 классов преобладает средний и низкий уровень по всем показателям. Процент учеников, достигших низкого уровня развития умения сотрудничать, оказался выше ожидаемого. В ходе выполнения работы ученики не могли договориться, найти общее решение задачи или высказать свое мнение, также не учитывали позицию собеседника.

Цель формирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности — разработать и апробировать план занятий с применением интерактивных технологий для формирования умения сотрудничать у младших школьников.

Для определения содержания работы было изучено перспективное планирование уроков по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру. На основании проанализированных документов был разработан план занятий с применением интерактивных технологий для формирования умения сотрудничать у младших школьников.

Было проведено 2 классных часа на тему «Сотрудничество» и 8 уроков с использованием интерактивных технологий: «Карусель», «Уча – учусь», «Два – четыре – все вместе», ротационные (сменные) тройки, «Мозговой штурм», работа в паре, «Идейная карусель», «Броуновское движение», «Аквариум». Была организована групповая и парная работа, благодаря которой развивалось умения договариваться, распределять роли, согласовывать действия для достижения образовательной цели.

Цель контрольного этапа заключалась в определении эффективности применения интерактивных технологий для формирования умения сотрудничать у младших школьников. Нами была проведена повторная диагностика динамики сформированности умения сотрудничать. Для проведения диагностик мы применили те же методики, что и на констатирующем этапе.

После проведения повторной диагностики выяснилось, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения, уровень умения сотрудничать у учащихся 3 класса повысился, а в контрольной группе особых изменений не прослеживается. Наблюдается более повышенная активность и инициативность в работе на уроках, позитивный настрой на работу, ученики оказывали помощь друг другу, старались мобилизировать силы своей группы и предлагали алгоритмы действий в группе, высказывали и обосновывали свое мнение. В процессе оживленного диалога обучающиеся добивались взаимопонимания и обменивались необходимой информацией. Учащиеся стали внимательно относиться к интересам других, стали считаться с ними.

Таким образом, цель исследования достигнута и экспериментальным путем проверена эффективность применения интерактивных технологий для формирования умения сотрудничать у младших школьников.

Гипотеза исследования, предполагающая, что у младших школьников более эффективно формируется умение сотрудничать, если использовать интерактивные технологии в обучении, подтвердилась.


Список литературы

  1. Балицкая Н. Г. Интерактивные технологии как средство формирования ключевых компетенций // Н. Г. Балицкая, – Екатеринбург: У-Фактория, 2018. –92 с.
  2. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // И.В. Курышева – М.: Просвещение, 2019. – 235 с.
  3. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта: Педагогика / М.В. Кларин. — 2016. – 168 с.
  4. Левин В.К. Сотрудничество в обучении М., Просвещение, 2018. — 67с.
  5. Селявко М.П. Современные образовательные технологии / М.П. Селявко. — М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 125 с.