УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
№33,
Педагогические науки
Сайдашева Алсу Дамировна
Ключевые слова: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ; ОКРУЖАЮЩИЙ МИР; ФОРМИРОВАНИЕ; УЧАЩИЙСЯ; ПЕДАГОГ; ПРИРОДА; AESTHETIC ATTITUDE; THE WORLD; FORMATION; STUDENT; TEACHER; NATURE.
В раннем детстве начинается эстетическое формирование и развитие личности. Большое внимание необходимо уделить на воспитание младших школьников с целью формирования в будущем взрослого, самостоятельного человека с духовным богатством.
Известный русский педагог Б.Т. Лихачёв в своих работах отмечал, что в эстетическом воспитании личности и в формировании нравственного, эстетического отношения к своей жизни большую роль играет период обучения в начальной школе. В младшем школьном возрасте у учащихся приобретаются эстетические качества личности, которые не изменяются всю оставшуюся жизнь.
Таким образом, обучение в начальной школе-это важный момент в формировании эстетического отношения к природе, где важно, чтобы педагог правильно организовал деятельность.
У учащихся младшего школьного возраста проявляется большой интерес к окружающим людям, красотам природы, что полноценно удовлетворяется в процессе изучения школьной дисциплины «Окружающий мир». В процессе изучения этого предмета у обучающихся происходит осознание ценности и разнообразия окружающего мира, также формируется правильное понимание прекрасного в окружающем мире, хорошего человеческого отношения к природе, а это значит, что происходит становление эстетической культуры у обучающихся начальной школы.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в последнее десятилетие большое внимание возрастает к теоретической и практической стороне экологического воспитания как важному педагогическому средству формирования эстетического отношения у младших школьников к природе.
Педагог-психолог Т.А. Бабанова, доктор педагогических наук А.Н. Захлебный, педагог А.А. Макаров в своих работах отмечали, что представления, которые обучающиеся получают на уроках окружающего мира являются основой формирования у учеников знаний об окружающей действительности.
Общего термина эстетического воспитания в психолого-педагогической литературе не существует. Советский педагог В.Н. Шацкая писала, что видит эстетическое воспитание, как важная способность чувствовать, наблюдать всю прелесть окружающей действительности. Российский филолог Д.Б. Лихачев видит в эстетическом воспитании процесс целью которого является развитие творческой личности, воспринимающую всю красоту окружающего мира. Доктор педагогических наук Г.М. Коджаспирова видела целью данного термина развитие у учащихся способности к общему пониманию прекрасного в искусстве, постоянному участию в творческой деятельности, жизни по законам прекрасного. Таким образом, мы можем выделить цель эстетического воспитания-это формирование в индивиде способности чувствовать красоту, понимать и оценивать все прелестное.
Главной задачей при формировании эстетического отношения к природе у младших школьников является пробудить у учащихся эмоциональный интерес и отношение к природе. Развитие эмоционального отношения к природе делает обучающегося внимательнее по отношению к окружающему миру, а также развивает интеллектуально богатую личность.
Советский педагог-психолог В.С. Мухина утверждала, что учащийся в младшем школьном возрасте уже не зритель, а полноценный участник во взаимоотношениях с природой. У школьника уже имеется собственное мнение по решению тех или иных проблем экологического содержания.
Практическая работа проводилась на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лебединская основная общеобразовательная школа» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. В качестве испытуемых были ученики начальной школы 3 класса (в количестве 5 учащихся) и 4 класса (в количестве 5 учащихся). Опытная работа происходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На всех этапах использовались различные методы и приемы исследования.
Целью констатирующего этапа стала-определение уровня сформированности эстетического отношения к природе в начальной школе.
Для определения уровня формирования эстетического отношения к природе у младших школьников было изучено множество методик, подходящие для нашего исследования следующие:
1. для определения образно-содержательного критерия «Экологический светофор», основанный на методике Л.А. Коноплёвой;
2. для определения уровня по эмоционально-мотивационному критерию была использована методика Т.А.Серебряковой «Задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы»;
3. для определения уровня по действенно-практическому критерию нами была использована методика В.П. Анисимова «Изучение эстетических ориентаций ребенка».
Проанализировав результаты диагностик на констатирующем этапе можно сделать вывод, что у учащихся 3 и 4 классов 60% школьников имеют средний уровень сформированности эстетического восприятия природы, у них есть большой интерес к разным видам эстетической деятельности, но главное предпочтение отдают развлекательному направлению. И 20% школьников имеет высокий уровень сформированности эстетического восприятия. У них яркий интерес к красоте окружающего мира и они готовы сберечь эту красоту. Они лучше знают материал по окружающему миру и применяют его в повседневной жизни. И 20% имеют низкий уровень сформированности эстетического отношения к природе. Учащиеся равнодушны к представленным заданиям, они не вызывают у них интерес.
Полученные данные направили нас на разработку комплекса занятий по развитию эстетического отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира. Комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе с учетом нормативных документов, таких как ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного воспитания личности Гражданина России и Примерная основная программа начального образования.
Целью формирующего этапа является создание эффективных условий по формированию эстетического отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира.
В ходе формирующего этапа нами был разработан комплекс занятий для экспериментальной группы (3 класс), направленный на формирование эстетического отношения к природе у младших школьников. Комплекс состоит из 5 занятий: урок-экскурсия «Весенняя экскурсия в природу», урок-лекция «Человек-часть природы», урок-викторина «Живая природа», урок-исследование «Разнообразие растений», интегрированный урок «Лесная зона».
Цель контрольного этапа заключается в определении эффективности применения комплекса занятий для формирования эстетического отношения к природе.
Таким образом, результаты проведенной повторной педагогической диагностики показали, что комплекс занятий, направленный на формирование эстетического отношения к природе является эффективным средством. Так в экспериментальной группе улучшились результаты сформированности эстетического отношения к природе: 60% (3 человека) средний уровень, 40% (1 человек) высокий уровень. У учащихся стала лучше развита экологическая культура, они начали бережнее относиться к объектам природы, а также самостоятельно видеть красоты окружающего мира.
Список литературы
- Городецкая Н. А. Экологическое образование и воспитание учащихся: // Начальная школа, 2019. – №2. –94 с.
- Захлебный, А.М. Экологическое образование школьников.: М.: Педагогика. 2019. – 422 с.
- Комарова Т.С. Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей: М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
- Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: М.: Московский психолого-социальный институт, 2017. – 286с.
- Печко Л.П. Формирование эстетического видения природы у младших школьников: Советская педагогика, 2016, № 2. – 87 с.
- Сидельковский А.П. Комплексный подход к формированию эстетических отношений школьников средствами природы и искусства: Карачаевск: КЧГПИ, 2017. – 136 с.
- Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений: М.: Академия. 2020.-160с.