ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ АЗАРТНЫХ ИГР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

№7,

Экономические науки

Саутина Анастасия Евгеньевна


Ключевые слова: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО; ИНТЕРНЕТ-КАЗИНО; ВИРТУАЛЬНЫЕ КАЗИНО; ИГРА; ИГРОК; ИНТЕРНЕТ; TAXATION; BUSINESS COMMUNITY; ONLINE CASINO; VIRTUAL CASINO; PLAY; PLAYER; INTERNET.


Аннотация: Актуальность изучения налога на игорный бизнес и игорного бизнеса в общем определяется несколькими обстоятельствами. Первое — казино являются привлекательным высокодоходным бизнесом. Второе обстоятельство заключается в наличии большого количества проблем, связанных с игорным бизнесом, его регулированием в настоящее время. Третье обстоятельство связано с нелегальным положением игорного бизнеса в Российской Федерации, помимо специально отведенных для этого зон.

В нашей стране Интернет появился в начале 90-х годов ХХ века и получил широкое распространение. В 2003 году было уже более 100 млн. сайтов, а в 2008 году аудитория Интернета составляла более 1,4 млрд. человек — около четверти населения нашей планеты.

Особое значение в развитии всемирной паутины, на наш взгляд, имеет 1998 год, когда впервые был осуществлен перевод денежных средств посредством сети Интернет. Настала эра, так называемой, «электронной коммерции», которая, в свою очередь, создала привлекательную нишу для мошенничества. Бизнес-сообщество не преминуло воспользоваться преимуществами ведения коммерческой деятельности в сети Интернет. И предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр не стала исключением. Так возникли Интернет-казино.

Интернет-казино — это сайт или определенная программа, позволяющая играть в азартные игры через Интернет. В них можно играть как на реальные деньги, так и на «fun», то есть без возможности проиграть или выиграть денежные средства. При этом уровень риска в названных двух возможностях игры будет различным. Виртуальные казино пестрят разнообразными играми, в основном теми же, что и в реальных игорных заведениях. Как правило, сайты оформляются очень красочно, часто имеют музыкальное сопровождение.

Основными недостатками Интернет-казино являются безопасность игры в сети как результат недобросовестного ведения бизнеса (как производителями игорного программного обеспечения, так и самих операторов виртуального казино) и сложность государственного регулирования электронных казино.

В связи с этим в Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» с 1 января 2007 года деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, а также средств связи, включая подвижную связь, запрещена. При этом для граждан РФ игра в онлайн казино является легальной и никак не ограничивается.

Кроме того, запрет, наложенный Законом № 244-ФЗ, на осуществление азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, ставит в сложное положение организаторов игр в букмекерских конторах и тотализаторах — практически невозможно вести указанную деятельность без сети Интернет, подвижной связи, необходимой при получении результатов соревнований, установлении взаимоотношений между букмекерским центром и пунктом приема ставок, подготовке букмекерской линии и т.п.

В Российской Федерации вопросам правового регулирования налогообложения электронной коммерции, а в частности проблеме налогообложения Интернет-казино, не уделяется должного внимания. До недавнего времени налогообложение электронной коммерции производится в общеустановленном порядке, о чем также говорится в письме Минфина РФ «О налогообложении игр на деньги в сети Интернет». Таким образом, основными налогами, уплачиваемыми в связи с осуществлением электронной коммерции, являются налог на прибыль организаций, НДС и налог на имущество организаций для юридических лиц, а также налог на доходы физических лиц.

Налог на прибыль уплачивается в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ). То есть в соответствии со статьей 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения для организаций, занимающихся электронной коммерцией, также выступают доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Кроме того, согласно статье 311 НК РФ в целях устранения двойного налогообложения, налог на прибыль с доходов, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, уменьшается на суммы налога, уплаченные в соответствии с законодательством зарубежных государств. При этом суммы засчитываемых налогов не могут превышать сумму налога на прибыль, подлежащих уплате в Российской Федерации.

Следующим налогом, подлежащим уплате организациям, осуществляющим электронную коммерцию, является НДС. В отношении данного налога у организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность через Интернет, возникает сложность с определение объекта налогообложения, так как не всегда однозначно можно сказать является ли произведенная операция реализацией товара, услуги или работой. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо внести коррективы в законодательство, уточняющие данный вопрос.

В отношении налога на имущество организаций применяются нормы 30 главы НК РФ. Согласно статье 347 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций выступает движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве основных средств. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» к основным средствам относятся активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей. Таким образом, для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность через Интернет, преимущественно в состав основных средств включаются компьютеры, программное обеспечение и другая техника, предназначенная для осуществления электронной коммерции. НДФЛ уплачивается налогоплательщиками в общем порядке. Но существуют особенности налогообложения доходов физических лиц, являющимися выигрышами в Интернет-казино.

В соответствии с законодательством РФ организации освобождены от обязанностей налоговых агентов в отношении выигрышей, выплачиваемых физическим лицам. Налогоплательщики согласно п. 1 пп. 5 статьи 228 НК РФ обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ с выигрышей, выплаченных организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр, в том числе с использованием игровых автоматов.

Как говорилось выше, Законом № 244-ФЗ наложен запрет на осуществление азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет в Российской Федерации. Что, однако, не препятствует игре граждан РФ в Интернет-казино, зарегистрированных в зарубежных государствах. Согласно статье 207 НК РФ к числу налогоплательщиков НДФЛ отнесены резиденты Российской Федерации — лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих друг за другом месяцев. Доходы в виде выигрышей в зарубежных Интернет-казино стоит отнести к объектам налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 208 НК РФ. Таким образом, физические лица — резиденты РФ обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ с выигрышей в виртуальных казино, что в действительности происходит крайне редко.

Кроме того, до вступления в силу Закона № 244-ФЗ Интернет-казино не уплачивали налог на игорный бизнес. В соответствии с главой 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес» объектами налогообложения являются игорное оборудование, кассы букмекерской конторы и тотализаторы. В связи с отсутствием у организаторов виртуальных казино специального оборудования обязанности по уплате налога на игорный бизнес у них не возникало. Указанная ситуация получила подтверждение в письме Министерства финансов РФ от 27 мая 2005 г. № 01-02-03/03-233 «О налогообложении игр на деньги в сети Интернет», согласно которому, так как у виртуальных казино отсутствуют объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, указанные в статье 366 НК РФ, а сервер, используемый для проведения азартных игр, не относится к игровым автоматам, налогообложение Интернет-казино не может регулироваться главой 29 НК РФ.

В соответствии с п. 9 статьи 274 НК РФ с 2007 года при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с главой 29 НК РФ. Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области азартных игр, должны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. Таким образом, несмотря на то, что Интернет-казино относится к сфере игорного бизнеса, организаторы виртуальных казино должны были уплачивать налог на прибыль, хотя, на наш взгляд, данный вид деятельности также должен подпадать под действие главы 29 НК РФ.

Наряду с операциями банков и страховых организаций организация основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) согласно пп. 8 п. 3 статьи 149 освобождается от налогообложения НДС. Кроме того, в соответствии с пп. 9 п. 3 статьи 346.12 налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения не могут быть организации, занимающиеся игорным бизнесом. Таким образом, к моменту запрета деятельности Интернет-казино, виртуальные азартные игры облагались налогом на прибыль, налогом на имущество организаций, освобождались от уплаты НДС, а также не являлись налогоплательщиками налога на игорный бизнес. По нашему мнению, такая ситуация является не вполне справедливой.

На наш взгляд, развитие компьютерных технологий будет способствовать легализации деятельности Интернет-казино в Российской Федерации. Запрет на организацию азартных игр посредством сети Интернет лишает бюджет страны значительных поступлений. Поэтому подготовка законодательной базы, в частности в области налогообложения Интернет-казино, является важной задачей.

Таким образом, необходимо создать механизм государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности посредством сети Интернет, а в частности виртуальных казино, так как виртуальные игры на деньги, а особенно те, участие в которых принимают сразу несколько человек, вскоре и в России станут достойным конкурентом залам казино, тотализаторам и букмекерским конторам.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Феде­рации». // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  3. Письмо Минфина РФ от 27 мая 2005 г. N 01-02-03/03-233 «О налогообложении игр на деньги в сети Интернет» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»