УДК 37

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

№32,

Педагогические науки

Бочкарева Татьяна Николаевна (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: ЦИФРОВИЗАЦИЯ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ПРОТЕКЦИОНИЗМ; ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; РУКОВОДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ; РИСКИ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ; ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГА; ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; DIGITALIZATION; DIGITALIZATION OF EDUCATION; PROTECTIONISM; BASIC EDUCATION; HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS; RISKS; DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF INSTITUTIONS; DIGITAL EDUCATION; CHANGING THE ROLE OF THE TEACHER; INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT.


Аннотация: Данная статья посвящена вопросам безопасности обучающихся высшего учебного заведения от киберугроз. Сегодня большинство образовательных организаций высшего образования широко используют в своей работе системы дистанционного и электронного обучения, электронные библиотеки, интернет-ресурсы. Все это позволяет обеспечить непрерывность обучения, преемственность обучающих программ, возможность удаленного доступа к учебным материалам. Дистанционные технологии расширили возможности очного образования. Однако, рабочие места как внутри института, так и с удаленных устройств могут быть мишенью для киберугроз. Актуальность статьи заключается в том, что в ней представлены результаты проведенного исследования, направленного на выявление факторов риска от киберугроз, влияющих негативным образом на работу в цифровой среде. Научная новизна работы представлена характеристикой порядка возникновения и развития киберугроз при внедрении цифровой среды в образовательный процесс. Объектом исследования являются высшее учебное заведение Республики Татарстан – Елабужский институт КФУ.
Целью исследования является анализ безопасности обучающихся в институте от киберугроз. Для достижения поставленной цели в исследовании использовались следующие методы: метод опроса (анкетирование студентов Елабужского института КФУ), метод обобщения и анализа результатов анкетирования, метод теоретического анализа, методы ранжирования и шкалирования результатов исследования.
Исследование основано на анкетировании студентов Елабужского института КФУ. Его результатом стало выявление киберугроз от внедрения цифровых технологий, что позволит разработать меры по снижению их негативного влияния на процесс обучения.

Распространение коронавирусной инфекции стало серьезным испытанием для российского образования. Школы и университеты вынуждены в кратчайшие сроки менять устоявшийся порядок деятельности, адаптировать образовательные программы под текущие условия, внедрять современные средства обучения и коммуникации. Воспринимаемые в течение длительного времени как вспомогательные и резервные, онлайн-технологии стали чуть ли не единственным способом продолжить образование.

Очертить круг киберугроз довольно непросто. Одной такой можно назвать приватность и защиту персональных данных. Контролировать личную информацию в цифровой среде от вторжений, ненужного разглашения сложно не только опытному пользователю, но и, тем более, обучающемуся, человеку впервые погруженному в мир цифры.

Косвенными угрозами киберпространства можно назвать дискриминацию, которой подвергаются люди, не имеющие доступа к технологиям пожилые, люди с физическими ограничениями и серьезными заболеваниями (с инвалидностью, ОВЗ), бедные, мигранты, представители этнических и языковых меньшинств [1]. Кроме того, в России работающие граждане пока еще слабо осознают угрозы в связи с роботизацией, равно как и потенциальные возможности. Согласно опросам ВЦИОМ, большинство опрошенных работников (74%) убеждены, что еще не созданы роботы, которые смогли бы их заменить даже в обозримом будущем, и лишь 6% респондентов полагают, что полноценная замена возможна. Сама тема роботизации остается непопулярной: 73% никогда не задумывались о том, что их место могут занять роботы, 85% не испытывают беспокойства в связи с возможным исчезновением их рабочего места [2, с. 30].

Одним из трендов глобализации является цифровизация всех отраслей. Ориентация на цифровую экономику определяет развитие российской системы образования. Цифровизация образования охватывает все его ступени и является преемницей этапа информатизации образования в технологическом развитии. Современными учеными предпринимаются попытки оценить уровень киберугроз, несущих глобальной цифровизацией, и, в частности, необходимые условия безопасности обучающихся от рисков цифровизации образования.

На проблемы цифровизации в высшем образовании обратили внимание [3]. По мнению авторов, внедрение устойчивого развития, так и интеграция цифровизации в высшее образование являются глобально обсуждаемыми темами. В сочетании с этим цифровизация может стать ключом к расширению доступа учащихся к образованию в интересах устойчивого развития (ОУР). В этой главе обсуждаются возможности и проблемы цифровой трансформации как возможности улучшить доступ к ОУР в высшем образовании. Глава включает введение о достижениях интеграции ОУР в высшее образование и обсуждает последние тенденции цифровой трансформации в высшем образовании. Кроме того, дается краткий обзор основных политических программ в поддержку ОУР и распространения информации о целях устойчивого развития (ЦУР). Впоследствии будет представлена концепция «Виртуальной академии устойчивого развития» — успешного проекта Бременского университета, который преподает и продвигает ОУР с помощью цифровых средств массовой информации, а также будут представлены проблемы и возможности.

Целью коллектива авторов Andryukhina, L. M., Sadovnikova, N. O., Utkina, S. N., & Mirzaahmedov, A. M. [4] было выявление барьеров, сдерживающих профессиональное развитие педагогов в овладении информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и ЦТ, а также отдельные, укоренившиеся в социуме ментальные установки, замедляющие цифровизацию профессионального образования. Построение цифрового образования – одно из приоритетных направлений государственной политики в современной России. В Федеральном институте развития образования для максимально полного использования в профессиональной подготовке потенциала цифровых технологий (ЦТ) разработан проект дидактической концепции цифрового обучения. Вместе с тем наряду с осознаваемой политиками и управленцами сферы образования необходимостью перехода на новый уровень применения ЦТ существуют проблемы, тормозящие этот процесс. Технологические ресурсы образовательной среды, действительно, интенсивно наращиваются в последнее десятилетие, активно происходит их научно-педагогическое осмысление. Однако мало внимания уделяется готовности преподавателей работать с непрерывно эволюционирующим технологическим инструментарием. На основе результатов проведенных опросов проанализированы степень сформированности у педагогов умений, заявленных в профессиональном стандарте; готовность осуществлять электронное обучение, расширять диапазон включаемых в педагогическую практику ИКТ и ЦТ; отношение респондентов к цифровизации образования и самопозиционирование их в этом процессе. Выделены и систематизированы явные и незримые факторы, препятствующие обсуждаемому процессу. Обнаруженные барьеры классифицированы на рискологические, имиджевые и дидактические. Предложены рекомендации по их преодолению. В частности, в связи с очевидной интеграцией в деятельности преподавателей собственно педагогических и инженерных функций, по мнению авторов статьи, целесообразно введение новой специальности «цифровой инженер-педагог». Работа в одной команде специалиста, проектирующего и конструирующего эффективную обучающую среду, и педагога-дидакта снимет с последнего часть необоснованной функциональной нагрузки. Материалы предпринятого исследования могут иметь значение для дальнейшего развития представлений о сущности и содержании цифровой дидактики; обоснования и формирования оптимальных условий цифровизации профессионального образования, в том числе более тонкой психолого-педагогической настройки системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров для цифровой экономики.

Проблему онлайн-обучения в условиях, в которых мы хотим соревноваться не просто с вознаграждением лучшего эксперта или акций, но с наилучшим компромиссом между вознаграждением и риском затронули Even-Dar, E., Kearns, M., & Wortman, J. (2006) [5]. Руководствуясь финансовыми приложениями, ученые рассматривали две общие меры, уравновешивающие доходность и риск: коэффициент Шарпа и критерий средней дисперсии Марковица. Сначала были приведены отрицательные результаты, подтверждающие невозможность использования беспроигрышных алгоритмов в рамках этих мер, что резко контрастирует с настройкой только возврата. Затем было показано, что недавний алгоритм Cesa-Bianchi et al. обеспечивает нетривиальную производительность при модифицированном бикритериальном измерении риска и доходности и дает модифицированный лучший экспертный алгоритм, не вызывающий сожаления по поводу «локализованной» версии критерия средней дисперсии. Авторы провели экспериментальные сравнения традиционных онлайн-алгоритмов и новых алгоритмов, чувствительных к риску, на недавнем шестилетнем наборе данных S&P 500 и обнаружили, что модифицированный лучший экспертный алгоритм превосходит традиционный в отношении коэффициента Шарпа, MV и накопленного богатства.

Анализ научных статей позволил выделить наиболее значимые аспекты безопасности образовательной системы. Несомненно, большинство авторов согласны, что новые веяния в экономике способствуют обновлению общественного уклада, его качественному росту, в том числе и в системе высшего образования. В тоже время уже сейчас появляются опасения по поводу возможных негативных последствий, которые может нести массовая цифровизация, так называемые киберугрозы. Данные аспекты заставляют искать защитные меры по противодействию от них набирающей силу цифровой эпохи.


Список литературы

  1. Индикаторы образования: 2017: стат. сб. // НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017.
  2. Этика и «цифра» — коротко о главном. Робот-врач, робот-учитель, робот-полицейский: социальные риски и отраслевые этические вызовы: аналитическая записка к тому 2 доклада «Этика и „цифра“: этические проблемы цифровых технологий». — М.: РАНХиГС, 2020. — 35 с.
  3. Ahel, O., & Lingenau, K. (Ahel, O., & Lingenau, K. (2020). Opportunities and challenges of digitalization to improve access to education for sustainable development in higher education doi:10.1007/978-3-030-15604-6_21).
  4. Andryukhina, L. M., Sadovnikova, N. O., Utkina, S. N., & Mirzaahmedov, A. M. (2020). Digitalisation of professional education: Prospects and invisible barriers. Obrazovanie i Nauka, 22(3), 116-147. doi:10.17853/1994-5639-2020-3-116-147.
  5. Even-Dar, E., Kearns, M., & Wortman, J. (2006). Risk-sensitive online learning doi:10.1007/11894841_18.