УДК 124.2

МУДРОСТЬ КАК ЗАКОДИРОВАННОЕ ЗНАНИЕ

№32,

Философские науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: МУДРОСТЬ; КОД; ЗНАНИЕ; ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ; WISDOM; CODE; KNOWLEDGE; TRANSFORMATION OF CONCEPTS.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы мудрости как закодированного, зашифрованного знания. Это знание даётся человеку, который стремиться познать этот мир и его проявления. Для обладания мудростью необходимо желание понять мир. Понять мир — значит раскодировать его секреты.
Статья будет полезна философам, преподавателям, студентам и всем, кому интересна тема мудрости.


Человек живёт посредством либо интуиции, либо знания. Интуиция присуща всем людям, однако в современности люди всё больше пользуются знанием. Знание носит практический характер, его можно продать за деньги, как продают материальные предметы. Например, знание того, как работает электричество. Человек потом сможет это знание применить на практике и заработать снова деньги. Но знание можно дать и бесплатно. Однако это не значит, что человек усвоит это знание на должном уровне и сможет им пользоваться на практике. Так вот, знание относительно того, как работает электричество на практике, ещё не есть мудрость. Мудрость выходит за пределы видимой и конкретной практики, например профессиональной деятельности. Мудрость видит суть явления, а не только его определённые проявления, часть которых можно применить на практике и с пользой. Мудрость определяет значимость явления в целом и, скорее всего, способствует выявлению новых аспектов явления, которые можно применить на практике в конкретное время и конкретных условиях. Мудрость — это практика в большой перспективе. «Мудрому свойственен баланс знаний и сомнений; он стоит выше индивидуальных практических интересов и избегает «рабства непроверенных фактов» [2; с. 35] Большая перспектива, не видима для большинства людей, так как они живут сиюминутными делами в «рабстве непроверенных фактов» и профессиональных обязанностей, которых в настоящее время становится всё больше и больше. Человек не в силах «поднять головы» и подумать, поразмыслить над происходящим. Он вынужден постоянно следовать всё меняющимся требованиям и условиям. Словно он участвует в большом эксперименте методом тыка.

«Мы сказали, что мудрости как полученного знания еще не видно, она не явна, но это не значит, что ее нет. Мудрость — это знание, а знание — не только некое «что» или «о чем», но так же и «кого». Знания не существует без того, чье оно — без знающего. В случае с мудростью — не просто без какого-либо субъекта, но без субъекта с каким-то особым состояниям сознанием, предполагающим понимание» [1; с. 149]. Это особое состояние сознания, не доступно многим людям. Это знание, закодированное в тех или иных формах, иносказаниях, действиях и т.д. Мудрость – это код знания. Мудрость — это особое сверхзнание, сжатое в особые сверхформы мысли, слова и дела. Сверхформа знания – выходит за границы обыденной житейской формы знания о мире. Житейская форма знания о мире – это общепринятые общественные нормы, через которые оценивается, т.е. придаётся ценность всему увиденному, услышанному и т.д. Мудрость же выходит за рамки обыденности общественного сознания. Мудрость видит внутренним взором то, что обывателю не под силу увидеть в силу поверхности его взгляда на явления жизни. «Человек начинает искать мудрость не из практических соображений, ведь в начале еще нет ничего, что могло бы быть значимым с какой-либо прикладной точки зрения, а потому что он мудрец, мудреца же достойна мудрость» [1; с.150]. Мудрость появляется прежде в сознании познающего субъекта – человека. Человек должен быть подготовлен к получению мудрости, или точнее, а именно – к добыче мудрости посредством особого созерцания, когда сознание перебирает уже имеющиеся понятия и преобразует их в особые формы сверхсознания, как бы уплотняет их, преобразует, т.е. кодирует. В математике имеет место преобразование. Так, например, два в квадрате – это четыре, а кубический корень из восьми – это два (22 = 4; ∛8=2). Знак равенства означает, что эти числа означают одно и тоже, хотя записаны по- разному. Умение преобразовывать в жизни уведенные явления и переводить их на новый уровень – это и есть мудрость. В самом преобразовании сокрыта тайна с множеством вариантов вектора движения жизни. Преобразование в жизни знания в мудрость, учитывает сочетание различных факторов и явлений. Можно ли утверждать, что мудрость всегда различна или напротив – мудрость едина для всех? Вопрос риторический, однако, нам думается, что мудрость, всё таки, едина. Основа мудрости – благо, т.е. всё то, что способствует внутреннему, духовному росту и возвышает человека, облагораживает. Мудрость можно понимать как матрицу, в которой сосредоточены все ответы на возникающие в жизни вопросы.

Мудрость можно передать другому человеку, однако при этом он должен быть готов к её восприятию. Носитель мудрости – мудрый человек – духовно возвышается над остальными, при этом он остаётся скромным наблюдателем жизни, не навязывая свою мудрость другим. Как только он начнёт принуждать к следованию за его утверждениями, пусть самыми мудрыми, так его мудрость сразу превратиться в ничто – будет сведена на нет и поругана. Мудрость нельзя навязать силой. Важным аспектом мудрости является свобода. «Духовная свобода – это движущая сила нашей духовности, под которой мы понимаем внутреннее стремление человека постоянно расширять горизонт своего бытия за счет создания системы виртуальных (духовных) миров, а также стремление реализовать ценности и идеалы данных миров в мир нашего физического бытия» [4; с.27]. Мудрость всегда бывает услышана, если она звучит тихо. Тут можно упомянуть народную мудрость – «Отчего звенит колокол? От того, что он пустой внутри». Если человек имеет истинное представление о жизни, то он не будет навязывать его другим. Но если его не послушают, пройдут путём ошибок и тогда откроют для себя истинное значение того, что им пытались донести люди, имеющие мудрый взгляд на жизнь. Это что касается различных аспектов жизни – социальных, культурных, бытовых и т.д.

Вернёмся к кодирующим основам мудрости. Сам процесс преобразования знаний в мудрость не однозначен и не имеет чёткого алгоритма. Человек может быть мудрым в старости, а может быть мудрым уже в юном возрасте (юный старец, как говорили о мудрых юношах в религиозной жизни). Мудрость появляется не вдруг, она накапливается постепенно, незаметно, если человек следует путём созерцания и старается понять происходящее, а не просто повторять уже имеющиеся оценки тех или иных явлений. «Возникает вопрос, если человек видит, слышит, обоняет, осязает не эквивалент, а действительный мир, тогда на каком этапе переработки мозга информации эквивалент превращается в реально ощущаемый образ предмета? Возможно, в воспроизведении натурального образа участвует не один участок, а почти все, анализирующие и обобщающие сигналы всех органов чувств. Таким образом, образы действительности воспринимают не органы чувств, а человек в целом»[5]. Через поступки, явления, успехи и неудачи, человеку открывается правильное понимание жизни, т.е. мудрое. Так, например, на украденном счастья не построишь и это верно. «Можно купить кровать, но нельзя купить сон» — гласит народная мудрость. Другими словами, можно иметь много вещей, но обладание ими не принесёт радости.

Таким образом, «В основе мудрости лежит значимая жизненная проблема» [4; с. 28]. Так, например, человек оказался в трудной ситуации. При этом он должен выбраться из неё, самостоятельно или при помощи окружающих – друзей, родственников и т.д. Но выбраться самостоятельно было бы полезнее для человека, так как он обрёл бы уверенность в себе и открыл бы для себя двери в мир мудрости, что способствовало бы его духовному росту. Выбираться самостоятельно из трудной ситуации – значит уметь задавать нужные вопросы себе и другим, ведь ответ зависит от того, как правильно поставлен вопрос. Ответы, также, даёт сама жизнь в виде закодированных, зашифрованных, т.е. на первый взгляд непонятных, явлений.

Из главных алгоритмов, которые можно использовать при определении мудрости, можно выделить некоторые:
Мудрость – это выход из безвыходности «Мудрому человеку свойственна высшая степень понимания, демонстрируемая в способности использовать правильные знания и давать верные суждения о важных, но неопределённых сторонах жизни» [2; с. 35];
Мудрость – это всегда благо, т.е. всё, что способствует внутреннему духовному росту человека;
Мудрость – это счастье (мудрецу и счастье к лицу);
Мудрость – это добро (не бывает злой мудрости);
Мудрость – это сила (нравственная, духовная сила);
Мудрость – это ценность (к мудрому отношению к жизни необходимо стремиться каждому и дорожить обретённым истинным знанием – мудростью. «Ценностная характеристика мудрости включает и такое качество, как благоразумие: Прежде чем что-то делать – подумай! Мудрый ко всему готовится загодя; Говори, после того, как подумаешь!» [3]).
Мудрость – это свобода.


Список литературы

  1. Цыганенко В.М. Любовь и мудрость философии // Инновационная наука. 2017. № 5. С. 148-152.
  2. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Жизненный опыт человека как основа мудрости // Евразийский союз ученых. 2020. № 5-12 (74). С. 33-36.
  3. Ангелова С.Г. Мудрость как культурная ценность // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. 2016. Т. 1. № 1 (1). С. 74-76.
  4. Филатов В.И., Ширинкина Т.Г. Мудрость как форма проявления духовной свободы // Вестник Омского университета. 2013. № 3 (69). С. 26-29.
  5. Макарова Д.С. Новикова А. В. Информационная концепция сознания // NovaUm, №16, 2018. Режим доступа — http://novaum.ru/public/p1052