УДК 130.123

МУДРОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ

№32,

Философские науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: МУДРОСТЬ; ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО; СМЫСЛ ЖИЗНИ; WISDOM; INFORMATION SOCIETY; MEANING OF LIFE.


Аннотация: В информационном пространстве человеку трудно становится определить цели своей жизни. Всё чаще человек проживает чужую жизнь, навязанную ему информационно через СМИ. В статье рассматриваются вопросы значимости мудрости в современном информационном обществе. Мудрость позволяет подняться над рутиной жизни и увидеть истинные ценности и ориентиры. Статья будет полезна философам, социологам и всем тем, кому интересны вопросы современного жизнеустройства.

В информационном обществе у человека отпадает необходимость самому разбираться во всех событиях, информации и всех тех данных, которые, так или иначе, определяют жизнь современного человека. Почему же отпадает необходимость самостоятельно разбираться в основных вопросах жизни? Вероятно, это связано с тем, что разобраться в этих вопросах становится всё сложнее и сложнее, ведь то количество информации, которое создаётся даже вокруг самых маленьких событий, очень велико. Одному человеку не под силу расставить всё по своим местам, потому как события так зашифрованы информационно, что невозможно вникнуть в их суть, так как для этого требуется время, которого нет у современного человека. Постоянное движение вперёд, а иначе человек может отстать социально и информационно. В современном мире не находится человека, способного сделать паузу, остановиться и подумать над жизнью и событиями. Всем хочется быть знаменитыми и медийными, все хотят быть первыми и не важно в чём. Это ускорение жизни постоянно держит человека в напряжении и забирает его силы.

То, что способно даровать внутреннее спокойствие, а значит и уверенность в своих действиях и дать силы для них – это мудрое понимание того, что происходит вокруг. Мудрость даёт внутреннюю уверенность в правоте, снимет противоречия и напряжения. Мудрость позволяет отличать информацию нужную от ненужной. Владение таким знанием делает человека сильнее техники. Современная техника не только служит человеку, но и во всё большей степени подчиняет человека себе. Человек становится заложником собственного прогресса. Автономия третьего мира, о которой писал К.Поппер, всё больше становится независимой от человека, т.е. от субъекта, и всё более угрожает самому человеку. Спасение же человека в этом нам видится в возрождении традиционной культуры и уважении к человеку. Человек в информационном мире должен обуздать информацию. Это возможно через понимание, накопление знаний и, конечно же, мудрости.

Мудрость должна быть усвоена человеком из окружающего мира. Не каждый способен усвоить эту мудрость, данную природой и другими людьми. Что же нужно для мудрого понимания жизни? Как возможно усвоение этой мудрости? Наверное не только через собственные ошибки и неудачи. «Как Ньютон открыл свой закон? Как Менделеев обнаружил периодичность? Как, в конце концов, люди научились считать? Что они делали, на что смотрели? Явно не просто на сами вещи, ведь тяготения ни в яблоке, ни в чем другом не увидишь, как и периодичности в элементах, как и числа пять в пяти спичках, конфетах или партах. Но и на саму эту единую сущность они также не могли смотреть, ведь открывается она только после такого особого смотрения. Так на что же они смотрели, раз сумели увидеть единое во многом? Остается лишь: не на что, а как. Как возможно смотреть таким образом? Глазами, разумеется, так смотреть не получится, — только умом. Греки такое смотрение называли «теорией». Согласно одной из версий, это слово образовано от «теос» (бог) и «хоран» (видеть). Получается что-то вроде «божественного взора» или «видения бога». Только такое смотрение и способно рождать удивительные открытия, раскрывая сущность вещей»[1; с.149].

Так, теория и теоретизирование это и есть видение Бога, т.е. целостности. В этом видении человек обретает мудрость жизни. Однако в современном мире случилось совершенное преступление [2] – убит субъект творчества – сама теория разрушена множеством мнений и высказываний. Субъект потерял творческое начало и вынужден действовать по указаниям из вне. Но кто даёт эти указания? На этот вопрос человек ответить не в силах, так как этих инструкций слишком много для осмысления и сохранения целостности человека.

Есть ли надежда у человека когда-нибудь вновь обрести творческую свободу, где он сам как образ Божий, будет определять жизнь, находить в ней ошибки, исправлять их и снова жить? Ответим на этот вопрос утвердительно да. Для того, чтобы это случилось, человеку необходимо осознать то, что изобилие информации в современном мире совсем не означает того, что нужно ей следовать. Информация, так как и всё в мире, должна иметь меру. Безмерная информация уводит человека от истины. По нашему мнению, современный человек обратит внимание на себя и на свою жизнь. Он увидит свет, идущий изнутри каждого из нас. Внутренний свет – это седьмое измерение, эзотерика – измерение внутрь себя. Стандарты и стереотипы – всё это будет оставлено. По мере осознания происходящего и сравнения всего этого с собственными понятиями, человек будет накапливать внутреннюю убеждённость и уверенность в своих действиях. Мудрость – мера правильности – будет обретать значимость. А значимость мудрости возможна лишь при значимости её носителя, как писалось выше.

Одна из проблем современности – это желание остановить время и всегда оставаться молодым. «Геронтофобия — одна из характерных черт современности. Кого-то она толкает на борьбу с собственным возрастом, кто-то пытается жить так, как если бы возрастных изменений не существовало, стараясь не обращать на них внимания. Философы, защищающие ценность старости как особого модуса существования, такую установку оспаривают: отказываясь принять свой возраст, человек теряет связанные с ним экзистенциальные возможности. Самая ценная из них — возможность стать мудрее» [3; с.13]. Желание остановить время и свой возраст, всегда оставаться молодыми, это всего лишь мода. Вероятно, это всё пройдёт, ведь мода обезличивает, потому как обезличивается сама. С возрастом человек становится мудрее. Он не делает тех ошибок, которые делал прежде. Пересматривает своё отношение к жизни, начинает ценить человеческую доброту и внимание.

«Мудрость не инструментальна, ей нельзя «владеть и распоряжаться», нельзя использовать ее как средство достижения чего-то внешнего мудрости» [3; с.14]. Для того, чтобы быть мудрым в информационном пространстве необходимо понимать то, что информация управляет человеческим поведением и нужно уметь правильно использовать информацию во благо, не поддаваясь соблазнам и не выходя за границы своего Я. Мудрость не терпит к себе отношения как к коммерческому продукту, её нельзя продать, но можно дать мудрый совет и если человек готов к восприятию его, то мудрость обретёт силу и значимость.

«Человека-коммутатора не интересует то, что выходит за рамки той информации, которая ему необходима. Информация же сама по себе безлика, надиндивидуальна, а зачастую пуста. Столь же безликим серым и пустым становится человек – ее транслятор. Обезличивание приводит к тому, что индивид начинает «уходить» из мира людей в мир образов, интегрирующихся в его сознании в некую безликую массу, биоагломерат, антропопланктон. Человек превращается в человеческий Фактор. Это процесс можно назвать деонтологизацией человека – лишение Личности сущностных – видовых и социальных качеств»[4]. Причина появления интереса к мудрости вызвана тем, что человек не может постоянно быть в неведении и невежестве. Не знание, не понимание истинных причин происходящего – это есть невежество. Человек же существо культурное и одухотворённое, желание познавать и возвышаться над природой в своём благородстве рано или поздно просыпается в нём.


Список литературы

  1. Цыганенко В.М. Любовь и мудрость философии // Инновационная наука. 2017. № 5. С. 148-152.
  2. Бодрийяр Ж. Совершенное преступление. Заговор искусства. М.: Рипол-Классик, 2019. 348 С.
  3. Лишаев С.А. Старость, мудрость, философия // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 1. С. 12-25.
  4. Смирнов С. В. Человек бессмысленный: апология деонтологизации // NovaUm. №25, 2020. Режим доступа — http://novaum.ru/public/p1776