УДК 101.1

ФИЛОСОФИЯ КАК МУДРОСТЬ И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ

№32,

Философские науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: МУДРОСТЬ; ФИЛОСОФИЯ; УПРАВЛЕНИЕ; НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ; НАУЧНАЯ МУДРОСТЬ; МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ; WISDOM; PHILOSOPHY; MANAGEMENT; FOLK WISDOM; SCIENTIFIC WISDOM; A PERSON’S PLACE IN THE WORLD.


Аннотация: В настоящее время часто не хватает понимания того, что происходит вокруг людей. События разворачиваются и события вовлекают массы людей в те или иные процессы. Человек сам того не понимая вдруг внезапно оказывается в том или ином действии. Всё это позволяет нам затронуть такую тему, как мудрость и её назначение в жизни, которое заключается в управлении теми или иными процессами. В статье рассматриваются общие вопросы понимания философии как мудрости, философии как искусства управления. В философии накапливаются знания, которые со временем приобретают статус мудрости благодаря длительной опытной проверке живыми людьми. Статья полезна для философов, студентов и всех, кто интересуется вопросами жизнеустройства и миропорядка.

Мир устроен сложно, вместе с этим – мир прост. Счастлив тот, кто понял устройство мира, кто нашёл себя в этом мире, в природе и среди людей. Кто полезен, кто значим тот и счастлив. Счастье заключается в понимании происходящего, а смысл жизни в накоплении внутренней духовной энергии, т.е. знания и мудрости. Мудрость – единственное в мире понятие, что позволяет правильно действовать и давать объективную оценку событиям. Мудрость накапливается со временем в человеке и обществе. Главная задача мудрости – это правильное управление своей жизнью и жизнью других людей. Если мудрость не правит, то это не мудрость.

Бывает мудрость ребёнка, бывает мудрость старика. Мудрость ребёнка – это наивная мудрость, не знающая жизни, но имеющая правильное представление о жизни, о том, что нужно стремиться к знанию, нужно стремиться к пониманию. «Философия – это «любомудрие», молодость от мудрости находится на приличном расстоянии в силу того, что мудрость приобретается человеком в процессе его жизнедеятельности…., но молодости не нужно ждать пока нагрянет мудрость, а необходимо идти и набираться ее. В этом нам поможет философия» [4; с.160]. Мудрость старика – это мудрость знающая жизнь и знающая, что прошлое было не напрасно. Всё, что было в прошлой жизни человека – в детстве, юности, зрелости – всё это накопилось и сейчас пребывает в старике. Вся прошлая жизнь не исчезает в никуда, она остаётся в человеке, но в иной форме, в форме закодированных, понятных только ей, мудрости, понятиях и представлениях о жизни. Об уважении к старшим и уважении к тем, кто мудр уже стал от жизни, можно найти в научной литературе. Так, например, о жизни аварцев – народ, проживающий на территории Дагестана – говорится: «Самые уважаемые люди для аварцев – это старшие. Именно с ними молодежь всегда советуется и никогда не противоречит. В наше время нередко происходят народные собрания, где решаются важные для поселения вопросы. На них решающее слово – за старейшинами общины. Согласно представлениям аварцев, старший человек имеет опыт и мудрость, а потому и ошибиться не может, в отличие от молодых и горячих.

Во время общения со старшими аварцы придерживаются дистанции. Это касается не только разговора, но и расстояния между собеседниками. В беседе со старейшиной молодые люди отступают на несколько шагов» [5]. Отступают на несколько шагов… вероятно эта дистанция показывает, насколько молодые ещё далеки от мудрости, от знания, от культуры. Культура молодых – это уважение к старшим, а культура старейшин – мудрых стариков – это наставление молодого подрастающего поколения. Наставления на то, чтобы молодёжь смогла дожить до преклонного возраста стариков и набрать при этом ума и мудрости для передачи уже другим новым поколениям.

Мудрость имеет и научный характер, в том смысле что наука всегда пытается «обнаучить» мудрость и философию. Как известно, для науки важно эмпирическое подтверждение теории. Но сколько бы не повторяли эксперимент, получить первоначальный результат будет невозможно. Практика никогда не повторяет своих проявлений. Каждое событие уникально и единично в мире. Как нет двух одинаковых снежинок, так и не может быть двух одинаковых результатов научного эксперимента. Мудрость же вполне объясняет происходящее различие. По словам Гераклита – всё течёт, всё изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

К определению философии. Слово философия означает – «любовь к мудрости». «Однако ни одно определение философии не является исчерпывающим, его нельзя взять за основу. Это связано с тем, что в самом понятии «философия», состоящем из двух слов: «филио» и «софья», ключевой компонент «софья», переводимый на русский язык как мудрость, остаётся неопределённым. Для преодоления этой трудности философы часто представляют философию как символ мышления или символ высокой мысли. ..Очевидно, что философия не может быть наукой, которая даёт обоснованное и математически подтверждённое решение той или иной проблемы» [1; с. 71-72]. Мудрость не вписывается в рамки науки, но всегда стоит выше научного знанию. Управление – социальное, политическое, экономическое, общественное, личное и т.д. – строится на научной основе, но это является ошибкой. Наука выдаёт точные данные в управлении и ставит точные задачи, однако решение этих задач часто, если не всегда, недостижимо на практике. События не повторяются дважды, а значит, наука вынуждена дрейфовать в условиях неопределённости в сторону философии, т.е. мудрости, при этом сохранять свой объект и предмет изучения в рамках рациональности, т.е. предсказуемости.

По мнению некоторых современных мыслителей, философия на протяжении многих веков не занималась мудростью, не обращалась к ней. В последние века философия попала под власть науки и стала разбирать исключительно её основы и проблемы. «Философия, как известно, это буквально «любовь к мудрости». Но столь же известно, что на протяжении последних трех-четырех веков философия меньше всего занимается мудростью, особенно современная философия: как англо-американская, так и континентальная; как социально-радикальная, так и лингвистическигерметичная. Ни анализ, ни деконструкция, ни феминизм, ни нео и постмарксизм, ни теоретики герменевтики и коммуникации не проявляют ни малейшего интереса к «софии» как исконному предмету и идеалу своей дисциплины» [2; с. 6].

В специальной литературе можно встретить различные понимания мудрости, одно из таких пониманий следующее: «Мудрость определяется не знанием фактов, как они есть, а взаимодействием с людьми, какими они могут быть. Мудрый не делает другим того, чего не хотел бы для себя, но вместе с тем он старается делать для других то, чего никто не мог бы сделать вместо него» [2; с.9]. Главное в этом мнении то, что мудрый человек делает другим людям то, что другие не смогли бы сделать или смогли бы, но в другое, не актуальное, время. Мудрый человек – это человек, который может определить своё место среди окружающих и быть полезным для них, целиком раскрывая свой потенциал, реализуясь в полной мере, осуществляя полноту бытия. Далее автор пишет: «Мудрость – это умение возвыситься над своими текущими, сиюминутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе – простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не променяет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни. Мудрость – это умение воздавать каждой вещи по ее мере, отделяя меру минуты от меры дня, меру пути от меры дома и меру любви от меры дружбы». Мера, это то, что определяет мудрость. Ничто не слишком, ничто сверхмеры – это и есть мудрая мысль, мудрое мнение и мудрый совет. Превосходить меру – значит поступать не мудро. Умалять меру – тоже поступать не мудро. Соответствие своих возможностей рамкам бытия – это и есть мудрость человека. Мудрость природы в её гармоничном устройстве и постоянном подсказывании человеку способов поведения.

Ещё одно определение мудрости выглядит так: «Мудрость же, благодаря включению в нее, кроме глубоких знаний, нравственности, не только понимает свои собственные границы, но и сознательно может заменить «действие ума» «действием сердца». Другими словами, мудрость есть не только способность целостного постижения истины, но и способность правильно ею распоряжаться» [3; с. 31]. Способность правильно распоряжаться мудростью говорит о возможности правильного, мудрого действия. Действия же всегда направлены на какое-то изменение чего либо. А это уже возможность управления — правильного, гармоничного управления. Управление это искусство, дающееся не многим. Управлять – значит так организовать дело, чтобы исключить возможность ошибок, а если таковые случаются, то управляющий должен использовать данные ошибки для пользы дела. Очень часто ошибка есть преувеличение, т.е. превышение меры ожидаемого результата, а иногда и занижение этой меры.

Таким образом, философия как «обнаученное» учение, философия как мудрость, выполняет в жизни очень важную функцию – это управление благодаря непосредственному знанию о том, как это всё бывает в жизни. Исходя из того, что все процессы в мире управляемые, все явления, так или иначе, взаимосвязаны и правильная расстановка приоритетов при этом и есть мудрость.


Список литературы

  1. Петрунин А.М. Научность философии не в любви к мудрости, а в любви к системному знанию мудрости // Новые идеи в философии. 2008. Т. 2. № 17. С. 71-77.
  2. Эпштейн М.Н. От мудрости к философии — и обратно // Философские науки. 2011. № 11. С. 6-17.
  3. Луговая А.В. К вопросу об определении мудрости в философии и ее проявлении в праве // Юридическая мысль. 2017. № 2 (100). С. 29-34.
  4. Алиханова З.Б.Т. Философия и ее роль в интеграции молодости и мудрости // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 32. № 3. С. 157-164.
  5. Безлюдная М. В. Культурно-этнические особенности переживаний в экстремальных ситуациях аварцев // NovaUm, №28, 05.12.2020. Режим доступа — http://novaum.ru/public/p1975