УДК 33

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

№32,

Экономические науки

Архипова Вера Викторовна


Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; БЕЗОПАСНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ; ECONOMIC SECURITY; SECURITY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT; ENSURING ECONOMIC SECURITY.


Аннотация: В статье рассмотрена проблема обеспечения экономической безопасности местного самоуправления, региона и государства. Рассмотрены определения «экономическая безопасность», «безопасность», «местное самоуправление», «муниципальное образование». Выделены составляющие экономической безопасности по типу федеративного устройства государства. Проанализированы основные подходы к определению «экономическая безопасность территорий».

Актуальность темы исследования заключается в том, что неустойчивость всемирного сырьевого рынка и мировой финансовой системы, сложная общественно-политическая обстановка, экологические проблемы выступают главными угрозами для всех стран, придавая новую актуальность понятию «экономическая безопасность». Поэтому проблема обеспечения экономической безопасности местного самоуправления, региона и государства являются объектом изучений и исследований ученых и экономистов.

Значимость темы исследования заключается в том, что вопрос обеспечения экономической безопасности местного самоуправления практически не затрагивается, несмотря на тот факт, что население на территории муниципального образования в своей повседневной жизни сталкивается с множеством угроз, которые имеют локальный характер. Экономическая безопасность местного самоуправления – сложная категория, которая требует изучения всех ее направлений.

Данная проблема исследована недостаточно. Такая ситуация сложилась в силу разной специфики социально-экономического развития регионов страны, требующая определенной модификации используемых показателей, характеризующих экономическую безопасность конкретных регионов в современных условиях; изучения проблемы обеспечения экономической безопасности с разных методологических позиций, которые противоречат друг другу; недостаточного анализа проблемы унификации региональных статистических данных, используемых для оценки уровня региональной экономической безопасности. Выше перечисленные факторы затрудняют выработку единых принципов оценки степени экономической безопасности местного самоуправления, а также выработку четких мер обеспечения безопасности с учетом специфики экономического развития конкретной территории.

Несмотря на внушительный объем исследований в данной области, все же остаются недостаточно изученными проблемы идентификации явлений и процессов, которые происходят в области экономической безопасности в структуре социально-экономических систем регионов, до сих пор не предложен инструментарий учета негативных факторов, которые способны оказать деструктивное влияние на экономическую безопасность местного самоуправления.

Данная ситуация подтверждает актуальность исследования территориальных аспектов обеспечения экономической безопасности и существенной необходимости в выработке практических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности на уровне местного самоуправления.

Комплексность рассматриваемой в данном исследовании проблемы потребовала изучения работ, представляющих различные направления и школы экономической науки, в области теории и методологии экономической безопасности, регионального управления и экономики.

Роль и место теории экономической безопасности в системе экономических наук, а так же ее основные элементы исследовались Т. Агаповой, Н. Балашовой, А. Башкуновой, С. Вик, Н. Гаджиевым, Д. Дьяковским, Е. Егоровой, В. Ивакевич, М. Корниловым, О. Кулагиной, А Литвиненко, С. Милениной, В. Панковым, Е. Олейниковым, В. Плотниковым, Т. Поповой, А. Романюк, Ю. Сизовым, А. Тулуповым, У. Шарпом, Е. Шуваловой и др.

При написании работы использовались постановления Правительства Российской Федерации и Пермского края, федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, а также другие законодательные акты, нормативно-правовые и директивные документы органов местного самоуправления, официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Министерства экономического развития Российской Федерации, публикации в научных и специализированных изданиях, материалы по исследуемой тематике, размещенные на официальных сайтах в сети Интернет.

Экономическая безопасность государства характеризуется способностью его экономики функционировать в режиме устойчивого развития для обеспечения достойных условий жизни населения и противостоять неустойчивому положению внутренних и внешних социально-экономических факторов.

Одним из неотъемлемых условий устойчивого развития государства является экономическая безопасность муниципалитета.

Административно-территориальное разграничение Российской Федерации подразумевает то, что муниципалитеты считаются обязательной составляющей общего государственного пространства. В связи с этим, проблема обеспечения экономической безопасности на уровне муниципального образования считается крайне важной, т.к. правительство способно гарантировать защиту исключительно от более значимых и крупных угроз.

Прежде чем дать определение экономическая безопасность, сначала разберем и дадим определения безопасности, местному самоуправлению, муниципальному образованию.

В России впервые на законодательном уровне понятие «безопасность» было установлено в 1992 году законом № 2446-1, действие которого утратило силу с 28.12.2010 года. Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях. С 28.12.2010 года действует новый федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (в редакции от 09.11.2020 г.). В данной федеральном законе нет определения понятию «безопасность», а в статье 2 описаны принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности.

Согласно федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 131-ФЗ) пункта 1 статьи 2 «Основные термины и понятия» даны определения следующим понятиям:
— местное самоуправление Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и/или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций;
— городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и/или через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
— муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Согласно федеральному закону № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» статьей 2 определено понятие «экономическая безопасность» — это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Данный закон прекратил свое действие с 08.12.2003 г. В замен федеральному закону № 157-ФЗ вступил в действие новый федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Федеральный закон № 14-ФЗ) (редакция от 22.12.2020 г.). Действующая редакция данного Закона не содержит определения понятия «экономическая безопасность», но при этом определяет основы защиты экономических интересов Российской Федерации.

Изучив множество научной литературы, можно отметить, что термин «экономическая безопасность» выведен из общего понятия «безопасность». Ученые понятие «безопасность» рассматривают с точки зрения таких субъектов как: личность, общество, организация, государство. Например, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, «безопасность» – это состояние, при котором не угрожает опасность и есть чувство защищенности.

Многие авторы определяют экономическую безопасность как состояние стабильности экономического сектора муниципалитетов, обеспечивающее его социальное и экономическое развитие в рамках государственной экономики под влиянием внутренних и внешних угроз, достигаемое за счет исполнения внутренних ресурсных возможностей и адекватного управления. Фундаментальной и материальной основой безопасности считается экономическая безопасность. В свою очередь муниципальную экономическую безопасность, следует считать такое состояние экономики населенной территории, во главе которой находятся органы местного самоуправления, которые обеспечивают защиту социальных и экономических интересов общества от влияния негативных воздействий, уменьшая вероятность нанесения ей ущерба.

Ученые выделяют составляющие экономической безопасности по типу федеративного устройства государства:
1. Обеспечение экономической безопасности государства;
2. Обеспечение экономической безопасности регионов России как федеративного государства;
3. Обеспечение экономической безопасности местного самоуправления Российской Федерации;
4. Обеспечение экономической безопасности общественных организаций, предпринимательских структур;
5. Обеспечение экономической безопасности отдельных категорий граждан.

Экономическая безопасность местного самоуправления – одна из составляющих экономической безопасности государства. Потребность в муниципальной экономической безопасности – основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. Физическое и духовное становление, проживание в благоприятной и безопасной среде является целью обеспечения безопасности человека, что является главным условием его жизни.

Государство, которое способно обеспечить защищенность территории, и проживающего на ней населения, выступает гарантом безопасности. Но нельзя рассматривать безопасность отдельного населенного пункта обособленно от других территориальных единиц, включающих местные самоуправления, регион, страну и мировое сообщество. Грамотное управление экономической безопасностью местного самоуправления служит надежной, эффективной системой обеспечения социально-экономического развития страны. В свою очередь, экономическая политика в области обеспечения экономической безопасности местного самоуправления должна быть разработана и реализована в рамках проводимой государственной идеологии. Устойчивость экономического положения личности, социально-экономическая стабильность общества, гарантирование конституционных прав и свобод граждан, законность – это основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение экономической безопасности местного самоуправления.

Важно отметить, что экономическая безопасность местного самоуправления обладает четко выраженной спецификой. Это связано с совокупностью различных условий: географическим положением, климатом, степенью обеспеченности природными ресурсами, численностью населения, развитостью инфраструктуры и т.д.

Для местного самоуправления суть экономической безопасности заключается в возможности действенного контроля со стороны региональных органов управления по эффективности использования природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, достижение экономического роста, повышение качества продукции, работ, услуг и конкурентоспособности производства.

Проанализируем основные подходы к определению «экономическая безопасность территорий».

Авторы статьи «Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона» С.А. Потокина, О.Н. Бочарова и О.И. Ланина дают определение «экономической безопасности территорий» как состояние экономики и институтов государственной власти, при котором обеспечиваются стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, создается потенциал, который обеспечивает конкурентоспособность региональной экономики, гарантированную защиту экономических интересов региона и населения, проживающего в нем от внутренних и внешних деструктивных воздействий.

А.И. Татаркин, В.А. Черешнев в своей научной статье дают следующее определение экономической безопасности территорий: это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, степень ее самостоятельности в процессах интеграции с экономикой страны.

Кандидат экономических наук И.Ю. Фалинский в своей научной статье «Концепция обеспечения региональной экономической безопасности» дал следующее определение: это возможность и способность экономики региона улучать качество жизни населения, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность.

Можно сделать вывод, что экономическая безопасность местного самоуправления – состояние экономических и управленческих отношений хозяйствующих субъектов и органов власти, при которой обеспечивается защита социально-экономических интересов населения муниципального образования за счет преодоления существующих угроз и рисков, и обеспечения функций органов власти местного самоуправления способствующих экономическому росту муниципального образования.

В данном определении, центральное место занимает обязательность защиты социально-экономических интересов населения, что определяет ее основное предназначение и подчеркивает взаимосвязи с общей системой обеспечения экономической безопасности государства, одним из объектов которой также является защита экономических интересов граждан. В качестве общих черт обеспечения экономической безопасности на уровне государства и местного самоуправления следует отметить и главную роль экономических и управленческих отношений хозяйствующих субъектов и органов власти. На уровне местного самоуправления это отношения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования и органами власти, которые реализуют властные полномочия на территории муниципального образования.

Таким образом, учитывая вышеизложенные особенности можно определить, что наибольший интерес в рамках настоящего исследования представляет экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая – это экономическая безопасность местного самоуправления.

Итак, сущность экономической безопасности местного самоуправления можно выразить как возможность и способность его экономики улучшать показатели качества жизни населения, обеспечивать противостояние влиянию внутренних и внешних угроз, достигать социально-экономической стабильности муниципального образования. При этом в качестве объектов экономической безопасности местного самоуправления выступают ее территория со всеми входящими в ее пределы элементами экономики. Принимая во внимание, что местное самоуправление представляет собой часть единой социально-экономической и политической системы государства, решение задач обеспечения его экономической безопасности должно строиться с учетом специфики его функционирования. В результате выбор альтернативных мер и инструментов обеспечения экономической безопасности местного самоуправления должен основываться на осуществлении планомерного мониторинга состояния экономической безопасности территории, своевременного выявления дестабилизирующих факторов, прогнозирования возможных проблем и степени их влияния, выявлении потенциала социально-экономического развития.


Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года
  2. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
  3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года»
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 2.05.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.06.2021)
  5. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»
  6. Федеральный закон от 28.0.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
  7. Баранов М.Б. Оценка эффективности местного самоуправления // Вектор науки – 2019
  8. Ворошилов Е.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий, монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2018
  9. Колебакина К.В. Социально-экономическое развитие муниципального образования на современном этапе // Экономика и социум. — № 5 (48) – 2018
  10. Лысенко Н.Н. Анализ факторов социально-экономического развития муниципального образования. – М.: ИНФА-М, 2017
  11. Потокина С.А., Бочарова О.Н., Ланина О.И. Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона // текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
  12. Региональные диспропорции как угроза социальной стабильности качества жизни и экономическая безопасность России / под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. Екб: Институт экономики УрО РАН, 2009. 1184 с. – текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
  13. Щербакова Е.В. Механизм управления системой социально-экономического развития региона // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко — № 3 (19). – 2018