УДК 378:005.32(07)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

№32,

Педагогические науки

Иванова Александра Андреевна


Научный руководитель: Судакова Н.Ю., к.э.н., доцент каф МиБ.


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ; СТУДЕНТ; ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС; TIME MANAGEMENT; STUDENT; TIME MANAGEMENT; EFFICIENCY; TIME RESOURCE.


Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности применения концепций современного тайм-менеджмента в жизни студента.

В двадцатом веке менеджмент в совершенстве овладел искусством повышения эффективности физического труда. Задача менеджмента в XXI веке — научиться управлять эффективностью управленческого и творческого труда. Один из инструментов решения этой задачи — тайм-менеджмент (управление временем).

Целью данного исследования является изучение особенностей применения концепций современного тайм-менеджмента в жизни студента.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и задачи тайм-менеджмента;
2. Рассмотреть методы и приемы тайм-менеджмента, актуальные для современного студента.

Понятие «тайм-менеджмент» возникло относительно недавно-в начале 70х годов 20 века. Он сложился как практическая дисциплина, развиваемая в большей степени консультантами по управлению, нежели учеными. Управление временем ˗ это технология грамотного распределения временных ресурсов и увеличения эффективности их использования, представляющая собой определенный набор методик и способов, ориентированных на уменьшение временных расходов на выполнение каких-то дел без потери качества.

Главной целью тайм-менеджмента является помощь людям в достижении целей и правильном управлением своей жизнью. Определение миссии; постановка и достижение целей; планирование повседневных дел; организация учебного процесса и многое другое входит в тайм-менеджмент.

Ещё одной ключевой целью тайм-менеджмента является расстановка приоритетов между стоящими перед человеком задач и выполнение в первую очередь более весомых из них.

Чтобы получить правильное представление о тайм-менеджменте, его следует рассматривать не как «сборник случайных рецептов», а как целостную систему знаний. В основе этой системы будут лежать следующие группы понятий: принципы (наиболее общие правила и «законы» тайм-менеджмента); приемы и техники (конкретные способы реализации этих принципов); инструменты (приспособления, облегчающие выполнение различных приемов и техник).

Согласно правилам тайм-менеджмента, каждое крупное дело при планировании нужно разбить на несколько подпунктов. В этих подпунктах следует подробно расписать цели выполнения той или иной работы, способы достижения целей и основные задачи этой работы. Затем для каждой группы дел надо определить оптимальное время, когда они будут выполняться, и примерную продолжительность выполнения [2].

Для того, чтобы максимально организовать своё время, следует руководствоваться максимумом основных принципов тайм-менеджмента: кропотливая самостоятельная работа (качественную, эффективную систему организации своего времени руководитель может разработать только самостоятельно); индивидуальность решения (в организации личного времени важны не общие правила, а индивидуальный стиль, который руководитель для себя находит); необходимость отслеживания собственной эффективности (используя хронометраж, можно выявить моменты непростительного расхода времени и обнаружить его скрытые резервы); достижимость и неисчерпаемость резервов эффективности (основополагающий принцип, рядом с которым несравнимы никакие технологические вопросы)[2].

Повторюсь, что тайм-менеджмент — это мощный многофункциональный инструмент, который одновременно решает множество задач. На современного человека зачастую обрушивается целый поток больших и маленьких дел. Помимо основной работы, ему необходимо думать о своей семье, о бытовых проблемах, о здоровье, об оплате счетов и т. п. В результате многие люди просто «тонут» в делах, не успевая толком ничего сделать. Тайм-менеджмент помогает если и не победить, то хотя бы взять под контроль этот поток дел. Он предлагает человеку конкретные «рецепты», помогающие повышать производительность труда, правильно выстраивать рабочий процесс и достигать максимума в любом деле.

Дефицит времени — именно с этой проблемой сталкиваются многие. Иногда человек настолько придавлен делами, что у него не остается толком времени ни на хобби, ни на саморазвитие, ни даже на свою семью. Тайм-менеджмент помогает справляться с «поглотителями времени», учит говорить «нет» ненужным делам и осознавать свои настоящие ценности. Благодаря этому человек может уделять больше времени тому, что для него по-настоящему важно, а значит и жить полноценной жизнью. Многие люди сегодня просто плывут по течению, чувствуя себя пассивными «пассажирами», не способными ни на что повлиять. В результате они часто оказываются там, где им не хочется быть, и занимаются тем, что не доставляет им ни малейшего удовольствия. Однако управлять своей жизнью все-таки можно. И тайм-менеджмент — это и есть тот инструмент, который дает нам возможность преодолевать внешние обстоятельства и самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Для выявления особенностей применения концепций управления временем в жизнедеятельности студентов было решено провести исследование, в котором приняли участие студенты факультета управления и права ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола) очной формы обучения в количестве 20 человек. Возраст испытуемых — от 17 до 19 лет. Данный тест основан на описательных характеристиках знаний, умений и навыков целеполагания, планирования и самоорганизации, принятых в теоретическом и практическом дисциплине тайм менеджмента. Именно этот тест был выбран, потому что он позволяет выявить умение студентов управлять своим временем. Он расположен в сети интернет и каждый желающий может его пройти для понимания и дальнейшего предприятия определенных действий, связанных с эффективностью управлением времени. [1].

Исследование показало, что 10% (2 человека) опрошенных совсем не определились с целями и методами их достижения, в то время как большинство опрошенных 75% (15 человек) находятся на правильном пути, но им следует привести в порядок свои мысли. Таким людям необходим пример для подражания: наставник или коуч. И самую высокую позицию в данном опросе занимают люди, которые эффективно управляют своим временем 15% (3 человека). Они обладают стратегическим мышлением, владеют репертуаром методов достижения целей.


Рис.1. Оценка эффективности управления временем среди опрошенных студентов

Так же, данный тест позволяет увидеть процент эффективности планирования, целеустремленности и самоорганизации. Наибольший средний процент между опрошенными занимает целеустремленность. Это говорит о том, что у человека развита внутренняя способность пробудить в себе все необходимые ресурсы (энергию, силы) и подчинить все внешние (обстоятельства) и внутренние (желания, эмоции) проявления, для непременного достижения поставленной цели. Планирование своего времени занимает среднюю позицию. И последнее место в данной классификации занимает самоорганизация. Скорее всего умение организовать себя, свое время и свои действия у студентов развито хуже всего.

Для того, чтобы студентам качественнее и эффективнее выполнять свою работу и правильно планировать свое время существует огромное количество методик. Они затрагивают почти все аспекты личной эффективности: от планирования повседневных задач, до решения философских проблем (например, поиска своего предназначения).

Самая популярной и самая простой, доступной техникой тайм-менеджмента является «список дел». Суть ее в том, чтобы записывать предстоящие дела, а затем вычеркивать их по мере выполнения. Практически аналогичной техникой является «расписание». Это почти тот же список дел, с той лишь разницей, что все дела в нем выполняются в определенное время. Расписание помогает более рационально распределять свои силы, избавляет от спешки и нерешительности.

Одна из самых интересных техник является «техника SMART». Она позволяет сделать цели (или задачи) максимально конкретными, что облегчает их планирование и достижение. Суть ее в том, чтобы привести каждую цель в соответствие со следующими критериями: S (specific) — конкретность; M (measurable) — измеримость; A (attainable) — достижимость; R (relevant) — актуальность; T (time-bound) — ограниченность во времени.

Техника, которой актуально пользоваться студентам, так как потребуется время на ее освоение и привыкнуть лучше в молодом возрасте ˗ техника Pomodoro. Ее суть заключается в том, чтобы отмерять периоды работы и отдыха с помощью таймера. Обычно это происходит так:
1. Из списка дел выбирают задачу и устанавливают таймер на 25 минут для работы.
2. После звонка устанавливают таймер на 5 минут для отдыха.
3. После четырех таких циклов следует 30-минутный перерыв [4].

Перечисленные техники достаточно универсальны и могут использоваться кем угодно и при любых обстоятельствах. Но не стоит забывать и про инструменты, с помощью которым можно следовать данным техникам. Инструменты тайм-менеджмента — это различные предметы и приспособления, которые делают «управление временем» более удобным. Условно их можно разделить на две группы: основные (бумага и карандаш; бумажные/электронные органайзеры), которыми люди пользуются постоянно, и вспомогательные (таймер; чек-листы; бланки; электронные таблицы и многие другие), которыми пользуются лишь по мере необходимости.

Инструменты обеспечивают лишь удобство, но эффективность самого тайм-менеджмента зависит от множества других факторов: правильно подобранных техник, самодисциплины или, например, личных качеств человека.

Таким образом, тайм-менеджмент ˗ это учет и оперативное планирование времени. Задача тайм-менеджмента упорядочить использование времени (и рабочего, и личного времени) дня и недели, чтобы успевать делать все важнейшие дела. Для эффективного использования времени, студент может пользоваться любой техникой распределения времени.


Список литературы

  1. Тест эффективного тайм-менеджмента (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://testometrika.com/business/how-effectively-you-manage-your-time/ (дата обращения 19.06.2021)
  2. Что такое тайм-менеджмент: основные понятия (Электронный ресурс) — Режим доступа: https://time-blog.ru/tajm-menedzhment/ (дата обращения 19.06.2021)
  3. Причины использования тайм – менеджмента (Электронный ресурс) -Режим доступа: https://studwood.ru/747380/menedzhment/prichiny_ispolzovaniya_taym_menedzhmenta (дата обращения 19.06.2021)
  4. Двадцать эффективных техник тайм-менеджмента (Электронный ресурс) — Режим доступа: https://lifehacker.ru/texniki-tajm-menedzhmenta/ (дата обращения 19.06.2021)