УДК 159.9.072.432

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

№32,

Психологические науки

Иванова Александра Андреевна


Научный руководитель: Арон.И.С., к.псх. н., доцент кафедры истории и психологии.


Ключевые слова: КОНФЛИКТ; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА; СТУДЕНТ; ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ; ПОВЕДЕНИЕ; CONFLICT; PSYCHOLOGICAL DEFENSE; STUDENT; DEFENSE MECHANISM; BEHAVIOR.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности психологических защит студентов в конфликтной ситуации. Представлены результаты исследования выбора того или иного типа психологических защит студентами в зависимости от способа поведения в конфликтной ситуации. Проведен анализ различий в выборе стратегий поведения в конфликте между студентами с разными защитными механизмами.

Цель: выявление наиболее характерных форм реагирования (психологической защиты) студентов на конфликтные ситуации.

Задачи:
• Выявить особенности реагирования в конфликтной ситуации у студентов.
• Выявить особенности психологической защиты студентов.
• Проведение анализа различий в выборе стратегий поведения в конфликте между студентами с разными защитными механизмами.

Переход к вузовской форме обучения является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на психологическом комфорте и нервно-психическом здоровье студентов, на их развитии и эффективности обучения.Следует заметить, что не всегда можно быстро сориентироваться в обстоятельствах и выбрать оптимальное ситуации поведение, которое будет наиболее конструктивным. В процессе получения жизненного опыта у человека формируется индивидуальная система защит, которая выполняет роль ограждения сознания от разрушающей информации и стабилизации личности в психическом равновесии.

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо). Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Период адаптации, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении студента. Все эти условия способствуют формированию у студентов системы психологических защит, которые будут способствовать выбору определенного способа поведения в конфликтной ситуации. Можно предположить, что у студентов выбор поведения в конфликте будет зависеть от выбора защитного механизма.

Было решено провести исследование, в котором приняли участие студенты факультета управления и права дневной формы обучения в количестве 30 человек. Возраст испытуемых — от 17 до 19 лет. Способы поведения в конфликте исследовались на основании методики «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К. Томас). Защитные механизмы изучались с помощью опросника Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного стиля (LifeStyleIndex, LSI). Тест для диагностики механизмов психологической защиты.

Исследование показало, что студенты, которые выбирают такой способ поведения в конфликте как соперничество, чаще всего используют такой защитный механизм как вытеснение (40% %) и регрессия (40%). Несколько меньше выражена у студентов компенсация (20 %). Другие защитные механизмы при соперничестве не установлены.

Из приведенных данных, можно сделать вывод, что при соперничестве студенты чаще всего используют такие защитные механизмы как вытеснение, регрессия и компенсация. Можно предположить, что личность, посредством психологической защиты в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги потеем перехода на более ранние стадии развития либидо.

Студенты, выбирающие такой способ поведения в конфликте как сотрудничество, чаще всего используют такой защитный механизм как проекция (50 %). Несколько меньше у данных студентов выражена замещение (25 %) и отрицание (25%). Другие защитные механизмы при сотрудничестве не установлены.

Можно сделать вывод, что при таком поведении в конфликте как сотрудничество у студентов чаще проявляются такие защитные механизмы, как проекция, замещение и отрицание. Вероятно, при сотрудничестве происходит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализируются вовне, приписывая другим людям, и таким образом становятся как бы вторичными. То есть, человек не погружается в суть сложившейся ситуации, а стремится ее решить, прибегая к сотрудничеству.

Студенты, выбирающие такой способ поведения в конфликте как компромисс, чаще всего используют такой защитный механизм, как проекция (44,4 %). Несколько меньше выражена у данных студентов регрессия (22,3%). Незначительно представлен такой защитный механизм как компромисс(11,1%), замещение(11,1%) и рационализация(11,1%). Другие защитные механизмы при компромиссе не установлены.

Итак, выбирая такой способ поведения в конфликте как компромисс, студенты, чаще всего используют такой защитный механизм как проекция. При проекции студенты приписывают другим людям свои чувства и мысли, для того, чтобы люди увидели проблему с их стороны и пошли на компромисс.

Студенты, выбирающие такой способ поведения в конфликте как избегание, чаще всего используют такой защитный механизм как регрессия (33,2 %). Незначительно представлен такой защитный механизм как вытеснение (16,7 %),отрицание (16,7%), проекция (16,7%) и рационализация (16,7%). Другие защитные механизмы при избегании не установлены.

Из данных, которые были получены, можно сказать, что, выбирая такой способ поведения в конфликте как избегание студенты, чаще всего используют такой защитный механизм как регрессия. Вероятно, вытесняя в бессознательное неприятные чувства и мысли, связанные с ситуацией, а также отрицая происходящее, студенты избегают конфликтной ситуации.

Студенты, выбирающие такой способ поведения в конфликте как приспособление, чаще всего используют такой защитный механизм как компенсация (33,3%) и проекция (33,3%). Несколько меньше выражена у данных студентов рационализация (16,7 %) и замещение (16,7 %). Другие защитные механизмы при приспособлении не установлены. Можно предположить, что переводя негативные мысли по поводу происходящей ситуации в позитивное русло, студенты, таким образом, приспосабливаются к конфликтной ситуации и снижают значимость происходящего события.

Можно сделать вывод, что студенты используют разные защитные механизмы в разных поведениях конфликта. Полученные результаты могут использоваться в воспитательной работе студентов для повышения успешности их межличностного общения и оптимизации социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе.


Список литературы

  1. Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (Электронный ресурс) Режим доступа: https://world-psychology.ru/oprosnik-k-tomasa-stil-povedeniya-v-konflikte-2/ (дата обращения 19.06.2021)
  2. Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI). Тест для диагностики механизмов психологической защиты. (Электронный ресурс) Режим доступа: https://psycabi.net/testy/310-oprosnik-plutchika-kellermana-konte-metodika-indeks-zhiznennogo-stilya-life-style-index-lsi-test-dlya-diagnostiki-mekhanizmov-psikhologicheskoj-zashchity (дата обращения 19.06.2021)
  3. Особенности психологической защиты студентов в конфликтной ситуации (Электронный ресурс) Режим доступа: https://moluch.ru/archive/333/74348/ (дата обращения 19.06.2021)