ПРЕСТУПЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

№6,

Юридические науки

Абдурахманов Рустам Риатович


Научный руководитель: Горбунова И.В., кандидат юридических наук.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ; ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ; ОБЩЕСТВЕННАЯ ВРЕДНОСТЬ; СУДИМОСТЬ; ПРОТИВОПРАВНОСТЬ; AN ADMINISTRATIVE OFFENCE; CRIME; PUBLIC DANGER; SOCIAL HARM; CRIMINAL RECORD; WRONGFULNESS.


Аннотация: В данной статье автор рассматривает основные отличия таких правовых категорий как преступление и административное правонарушение, выделяя соответствующие критерии сравнения и анализируя их.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее – КоАП РФ) «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Согласно ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации [2] (далее – УК РФ) «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Из приведенных определений можно увидеть, что административное правонарушение и преступление по своему характеру являются деяниями противоправными, виновными и наказуемыми. В совокупности эти признаки говорят о наличии сходных черт у преступления и административного правонарушения. Но существуют между ними и различия.

Преступление обладает таким признаком, как уголовная противоправность, административное правонарушение – признаком административной противоправности. Говоря другими словами, деяние признается преступным, только если оно запрещено уголовным законом (при этом, как известно, уголовное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации), а административным правонарушением признается только то деяние, которое запрещено административным законодательством (федеративным или региональным). Но следует отметить, что признак противоправности применительно к административным правонарушениям имеет свою специфику, так как большое количество данных правонарушений представляет собой нарушение определенных правил, которые содержатся в различных нормативных правовых актах (например, Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации).

Опираясь на виды противоправности, можно прийти к выводу, что за совершение преступления наступает уголовная ответственность (кроме случаев признания деяния малозначительным в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ, при которых применение уголовной ответственности исключаются и имеют место иные виды ответственности), а за совершение административного правонарушения наступают меры административной ответственности. Привлечение лица к административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения осуществляется на усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении.

При этом стоит отметить, что меры уголовной ответственности гораздо строже, чем меры административной ответственности. Некоторые виды административных наказаний (например, штраф, исправительные работы и арест), по своему содержанию являются схожими с одноименными уголовными наказаниями, но при этом не влекут таких правовых последствий, как судимость.

Судимость — это особое правовое положение лица, совершившего преступление, которое является следствием назначения ему уголовного наказания. Поэтому в случае освобождения лица от наказания лицо считается несудимым. Судимость указывает на то, что лицо уже наказывалось за совершение преступления, и влечет за собой ряд неблагоприятных уголовно-правовых и общесоциальных последствий для осужденного в течение срока, установленного уголовным законом. Продолжительность такого срока зависит от тяжести совершенного преступления [3, с. 192].

Говоря о субъектах, которые могут применять (назначать) наказания, можно увидеть значительные отличия между преступлением и административным правонарушением. Так, лицу, которое совершило преступление, наказание может назначить только суд. Лицо, совершившее административное правонарушение, может подвергнуться наказанию не только судом, но и рядом должностных лиц и соответствующих государственных органов, которым дано право назначения такого наказания (например, инспектор ДПС).

Общественная опасность выступает одним из главных критериев отличия преступления от административного правонарушения. Тем не менее это не значит, что правонарушения являются неопасными, они являются вредоносными, то есть наносят определенный вред общественным отношениям, которые охраняются законом, но данный вред по своим количественным и качественным характеристикам не достигает уровня общественной опасности.

Стоит отметить, что одно и то же деяние в зависимости от последствий может квалифицироваться как преступление или как административное правонарушение. Например, ответственность за мелкое хищение предусмотрена административным законодательством, но в том случае, если причиненный ущерб превышает две тысячи пятьсот рублей, деяние будет квалифицироваться как кража, которая считается преступлением (ст. 158 УК РФ).

Объектом преступления могут являться социально более важные общественные отношения по сравнению с объектами правонарушений (например, жизнь человека, государственная безопасность и т.д.).

И наконец, субъектом преступления согласно УК РФ может быть только вменяемое физическое лицо, которое достигло установленного законом возраста. Субъектом же административного правонарушения исходя из ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ может быть как физическое, так и юридическое лицо, в некоторых случаях специальным субъектом административного правонарушения выступает должностное лицо, для которого предусмотрены специальные санкции и их размеры.

Таким образом, разграничение преступления и административного правонарушения можно произвести по следующим основаниям: объект правонарушения; субъект правонарушения; характер и степень общественной опасности; вид противоправности и меры ответственности за совершенное деяние; лица (органы), которые могут применить наказание к субъекту правонарушения; наступление или ненаступление общественно опасных последствий.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ; в ред. Федер. закона от 17.04.2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1 (ч.1), ст. 1; 2017. — № 17, ст. 2460.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ в ред. Федер. закона от 17.04.2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25, ст. 2954; 2017. — № 17, ст. 2453.
  3. Уголовное право Российской Федерации: конспект лекций / под ред. Л. И. Александровой. – М.: 2000. – 223 с.