УДК 37
К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
№31,
Педагогические науки
Фарзалиева Диана Тельмановна
Ключевые слова: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС; COGNITIVE ACTIVITY; PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES; PRIMARY SCHOOL AGE; COGNITIVE INTEREST.
В современном мире целью образования является поддержание высокого качества обучения, которое должно соответствовать жизненным реалиям. Количество информации из года в год становится все больше, появляются новейшие стандарты. Знание простых фактов становится недостаточным для того, чтобы пользоваться современной информацией. Задачей педагогов в школе является построение такого учебного процесса, в котором дети самостоятельно учатся искать знания, а также творчески подходить ко многим вопросам.
Познавательный интерес – это важнейшее психическое качество. Именно он позволяет успешно осознать тот или иной материал. Формирование интереса очень важно, поскольку усвоение школьной программы зависит от этого качества. Трудности в обучении также должны преодолеваться с помощью активизации познавательной деятельности. [1, 126с.]
В науке данной проблемой занимались такие ученые, как Н.В. Кузьмина, Г.И. Щукина, Н.Б. Истомина, В.Д. Семенова, И.Я Лернер и другие.
Так, по мнению А. Н. Леонтьева, активность – понятие, которое указывает на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних раздражителей. [4, 153с.]
Т. И. Шамова дает наиболее обобщенное определение: познавательная активность – это, во-первых, усиленная интеллектуальная реакция на изучаемый материал, основанная на возникающей познавательной потребности. [5, 36с.]
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию [7, с. 17].
Т.И. Зубкова трактует познавательную активность как естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, её интенсивность и интегральное личностное образование [10, с. 11].
Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [9, с. 55].
По мнению В.С. Ильина, в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [8, с. 59].
Существует множество точек зрения исследователей на вопрос о структуре познавательной активности. Ш. А. Амонашвили, исходя из структуры деятельности, выделяет такие компоненты познавательной активности как: мотив, являющийся движущей силой активности, объект познания, имеющий дидактически организованную форму, методы и средства действия с объектом для его усвоения, посредническая роль учителя между познавательными силами ученика и объектом усвоения, а также результат познавательной активности. [6, 39с.]
Проблема активизации обучения учащихся является предметом глубокого педагогического исследования. Значительный вклад в его развитие внесли М. А. Данилов, З. А. Абасов, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и другие.
Все эти авторы утверждали, что познавательный интерес необходимо развивать в младшем школьном возрасте. В начальных классах игра, как основной вид деятельности, заменяется учебой. Эта смена способствует проявлению наибольшего интереса к познанию окружающей действительности.
Возникает вопрос: как эффективно организовать учебную деятельность, чтобы познавательная активности не снизилась? Используя одни традиционные методы обучения, нельзя добиться желаемого результата. Необходимы новые способы и приемы.
Для решения проблемы необходимо использование нетрадиционных форм обучения – современные педагогические технологии. На уроках окружающего мира происходит развитие памяти, внимания и мышления.
На практике можно использовать следующие пути активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира: дидактические игры, паузы, разминки, нестандартные формы организации уроков, грамотное их сочетание. На уроках ученики должны: уметь отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, уметь ставить проблемный вопрос, оценивать ответы учеников, находить варианты решения задач, самостоятельно проводить проверку знаний. [2, 396с.]
Дети в начальной школе испытывают особый интерес к урокам окружающего мира, поскольку на них можно поиграть, узнать много нового о себе и природе. Изучение этого предмета оказывает благоприятное влияние на развитие личности в целом.
Педагогические технологии подчёркивают важность самостоятельного обучения, именно таким образом можно активизировать познавательную деятельность учеников. Успех обучения будет зависеть от отношения учеников к обучению, их желанию познавать окружающий мир.
На уроках дети учатся оценивать объекты материального мира, нравственные и эстетические аспекты жизни. Можно использовать такие типы уроков, как: урок-наблюдение, урок-поиск, урок-дискуссия, урок-практикум урок-игра урок творчества.
Педагогические технологии решают следующие задачи на уроках окружающего мира:
1. Создать условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
2. Добиться включённости каждого обучающегося в активную учебную деятельность.
3. Учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
4. Выявить условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.
Можно выделить такие современные педагогические технологии:
1. Технология личностно – ориентированного образования.
2. Технология использования игровых методов.
3. Метод проектов.
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Технология развития критического мышления.
6. Информационно – коммуникационные технологии. [3, 49с.]
Применение новых образовательных технологий – важное дело, в котором ученик играет ключевую роль в активизации познавательной деятельности.
Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания.
Список литературы
- Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. — М.: Русайнс, 2018. — 320 c.
- Игровые технологии обучения в начальной школе. — М.: АРКТИ, 2007. — 678 c.
- Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие / Г.Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128 c.
- Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. — М. : Смысл, 2001. — 511 с.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. — М. : Педагогика, 1982. — 209 с.
- Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 36-41.
- Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. — М. : Педагогика, 2001. — 351 с
- Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. — М. : Педагогика, 1984. — 144 с.
- Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — № 5. — С. 53-57.
- Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. — Екатеринбург, 1993. — 24 с.