УДК 37

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДНОМУ МИРУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№31,

Педагогические науки

Соколова Ангелина Ивановна


Научный руководитель: Мирошниченко В. В., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ; ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШНИЕ К ПРИРОДНОМУ МИРУ; ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; DIDACTIC GAMES; VALUE RELATION TO THE NATURAL WORLD; EXTRACURRICUL AR ACTIVITIES.


Аннотация: Статья посвящена дидактическим играм как средство формирования ценностного отношения к природному миру у младших школьников во внеурочной деятельности.

Важным средством воспитания школьников является четко спланированная, систематическая внеурочная воспитательная деятельность. В современных условиях значительно усложняются функции внеурочной воспитательной деятельности учителя, обогащается ее содержание. При таких условиях учитель должен хорошо знать, на каких направлениях сосредоточить свои усилия, на какие воспитательные идеалы ориентироваться, как организовать работу в детском коллективе, как на практике осуществлять воспитательный процесс в школе. Привлекая детей к внеурочной деятельности, учитель продолжает целенаправленное воспитательное воздействие на них [4].

Воспитательная работа, проводимая во внеурочное время, дополняет и углубляет воспитание в процессе обучения. Для определения этой работы в педагогической литературе используют ряд терминов: «внеурочная», «внеучебная», «внеклассная», «внешкольная работа». Внеурочная воспитательная деятельность, как правило, состоит из внеклассной и внешкольной работы [5].

Под внеурочной работой понимают целенаправленную воспитательную работу с учащимися, которую организуют и осуществляют учителя, воспитатели в школе после уроков, успех которой в значительной мере зависит от деятельностной связи с внешкольными учебно-воспитательными заведениями.

При организации деятельности младших школьников необходимо учитывать специфику этого возраста: подвижность, конкретность мышления, большую уязвимость, способность к подражанию, невозможность долго концентрировать внимание на чем-то одном. Младших школьников привлекают дела, в которых дети вступают в отношения сотрудничества, взаимопомощи, дружбы.

Если коллективная деятельность отвечает интересам школьников, захватывает их своей целью, у детей появляется потребность помогать друг другу, заботиться об улучшении окружающей жизни.

В результате анализа современной психолого–педагогической литературы по вопросам организации внеурочной воспитательной работы можно прийти к выводу, что наиболее оптимальными для внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками являются следующие виды деятельности: познавательная деятельность; трудовая деятельность; игровая деятельность; художественно-эстетическая деятельность; спортивная деятельность [13].

Приоритетным является значение игровой деятельности в жизни младших школьников, ведь именно она выступает как специальная форма коллективной деятельности и как элемент, важная составляющая всех других видов деятельности [13]. В играх детей отражается мир взрослых, через игру младшие школьники познают окружающую действительность. Игровая деятельность младших школьников многопланова. Существуют различные классификации игр, среди них распространенными являются игры подвижные, спортивные, дидактические, развивающие, игры-драматизации, творческие, ролевые. Ценность игровой деятельности заключается в том, что в ходе игры школьники часто преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением. При целесообразной организации игровая деятельность выступает школой жизни, школой труда и общения детей в коллективе ровесников. Игра способствует развитию инициативы и самостоятельности, является отличной формой организации коллективной жизни школьников [10].

В процессе формирования ценностного отношения к природному миру у учащихся младшего школьного возраста наиболее популярными и эффективными являются дидактические игры. В этих играх обучение происходит с помощью различных занимательных элементов, имеющих познавательные функции [9].

Дидактическими играми являются игры, имеющие уже готовое содержание и правила. В процессе игры происходит уточнение, закрепление, расширение, систематизация знании умений учащимися. Кроме того, с помощью дидактических игр развиваются мыслительные способности (анализ, классификация и др.), внимание и память. Также участие в играх учит детей работе в коллективе [11].

В процессе начального образования младших школьников используются следующие виды дидактических игр:
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные;
– творческие.

Предметными играми являются игры, в которых используются различные предметы (например, кубики, шишки, яблоки и др.). Этот вид игр позволяет учащимся уточнять и конкретизировать свои знания об окружающих предметах, развивает исследовательский интерес ребенка, а также его сенсорные качества. Предметные игры могут быть использованы в различных вариантах, например, как групповые и индивидуальные [1].

Настольно-печатными являются игры типа домино, лото. Эти игры систематизируют знания младших школьников, развивают логическое мышление и мобильность мышления. Наиболее эффективным является использование настольно-печатных игр в индивидуальных занятиях или при работе с небольшой группой детей [2].

Словесные игры основаны на устных вопросах и ответах и не требуют наглядных материалов. Словесные игры закрепляют, обобщают, систематизируют знаний детей, они также эффективно развивают внимание, память, сообразительность и речь младших школьников. Этот вид игр является самым удобным в использовании, поэтому может быть применен во время прогулки [3].

Как было отмечено выше, дидактическая игра является важным инструментом в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Она является средством формирования когнитивной мотивации, способствует развитию сосредоточенности и внимания, усиливает работоспособность, творческую активность, развивает чувство ответственности перед собой и коллективом. Дидактическая игра дает возможность ребенку проанализировать результаты своего труда и стимулирует к творческому поиску[6].

Особенностью дидактических игр является широкое использование натуральных предметов (овощи, камни, цветы и др.), разнообразных картинок и игрушек. Дидактические игры удобно проводить не только во время уроков, но и во внеурочное время, например, на прогулке или экскурсии [14].

Большую роль в закреплении знаний также могут сыграть разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение учителем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению [12].

Играя ребенок не думает учиться, обучение здесь происходит само по себе. Увлекают детей игры с рисунками, загадками, про растения, животных, игры-викторины (“Что в лесу растет?”, “Кто в лесу живет?”, “Узнай животное по описанию”)[8].

Решению вопросов экологического воспитания в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Установлено, что познавательно-воспитательный эффект игры достигается при соблюдении методики, где организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность, обеспечивают овладение знаниями об объектах игры, приближение ее к реальной ситуации[6]. Игры в лесных жителей, путешественников дают возможность каждому ребенку предстать перед собственным выбором образца поведения, ближайшего к его интересам, чувствам, убеждениям. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде [15].

Чрезвычайно важная роль дидактических игр заключается в закреплении природоохранных представлений, пробужденные в детях желания творить добро и не нарушать известные им правила поведения в окружающей среде, а также в формировании других общечеловеческих черт характера.

Среди дидактических можно выделить и предметные игры, которые требуют использование природных объектов: шишек, желудей, листьев, камней, ракушек и т. п., природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию творческого мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по различным признакам: цвету, размеру, характеру происхождения, форме; считать, составлять математические задачи, изготавливать аппликации, фигурки животных… Важно, чтобы дети тоже принимали участие в сборе природного материала [7].

Наибольший интерес у учащихся младших классоввызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, которые требуют сообразительности, выдумки. Загадки расширяют кругозор детей, знакомя их с окружающим миром. Они формируют способности к творчеству: логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементы эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления)[12].

Итак, игра развивает наблюдательность учащихся, внимание, память, мышление, возбуждает интерес к обучению. Разнообразие видов работы с применением игры снимает усталость, обостряет память. Созданная игрой творческая научная атмосфера удовлетворяет возрастные потребности детей младшего школьного возраста в познавательной активности и является одним из средств формирования у учащихся ценностного отношения к природному миру.


Список литературы

  1. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Роль игровой технологии в обучении и воспитании младших школьников // Вопросы науки и образования. – 2020. – №24. – С. 12-18.
  2. Борисова О.М. Успех в играх и учебная деятельность младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 5-4. – С. 117-119.
  3. Буркина А.А., Мусс Г.Н. Дидактическая игра как средство обучения младшего школьника // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 1. – С. 78-79.
  4. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. – Калуга: Адель, 2008. – 201 с.
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Педагогика, 2010. – 125 с.
  6. Демиденко Л.В. Значение дидактических игр в развитии детей // Проблемы педагогики. – 2020. – №1. – С. 18-21.
  7. Здравомыслов А.Г. Социология: теория, история, практика. – М.: Наука, 2008. – 382 с.
  8. Зембатова Л.Т. Дидактическая игра – важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения // МНКО. – 2019. – №6. – С. 20-22.
  9. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
  10. Матюхина И.Я. Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 87-91.
  11. Михайленко Т.М. Влияние игровых технологий (продуктивной (деловой) игры для младших школьников) на развитие личностных образовательных результатов младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59. – С. 237-246.
  12. Соронокова Л.С. Дидактическая игра, как средство развития творческих способностей учащихся // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. – 2018. – №10 (18). – С. 51-55.
  13. Стрелкова Е.А. Педагогические основы использования игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд.пед. наук:13.00.01 / Е.А. Стрелкова. – М., 2003. –20 с.
  14. Субботкина З.Н. Особенности оценки мотивации учащихся в дидактических играх // Вестник науки и образования. – 2020. – №22-1. С. 23-26.
  15. Шерешик, Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / Н.Н. Шерешик// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5-2. – С. 11-14.