УДК 37

РОЛЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С КНИГОЙ

№31,

Педагогические науки

Миннегалиева Диана Рафаэлевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ; ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; PRESCHOOL AGE; ART ILLUSTRATION; AESTHETIC EDUCATION.


Аннотация: В данной статье описана значение книжной иллюстрации в ознакомлении детей с книгой.

Актуальность темы обусловлено тем, что постоянно развивающееся современное общество требует личности, соответствующая социальным требованиям. Данную задачу выполняют образовательные учреждения. Современное общество требует не просто члена общества, который владеет определенными знаниями и умениями, обществу нужен человек, который может применять их на практике, оперировать ими, самостоятельно и творчески решать проблемные ситуации. Одним из методов обучения мыслить нестандартно является знакомство детей с книгой с самого раннего возраста.

Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формировать образы; позволяет формировать; развивает личность многосторонне и гармонично. Книга направляет его природную любознательность, развивает её и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывает сомнений.

Иллюстрации в книге для детей является важнейшим элементов, которую позволяют раскрыть художественную ценность, эмоциональное воздействие, потенциал книг в эстетическом воспитании. Иллюстрации в книге позволяют познать окружающий мир, освоить нравственные ценности.

Именно иллюстрация являются тем элементом, на основе которого ребенок начинает процесс выбора книги. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формированию представления о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.

Основной принцип оформления иллюстраций и книг является возрастные особенности детей. Для каждого возраста этапа в дошкольном возрасте характерны свои особенности восприятия. С возрастными особенностями детей связаны к особые соединения иллюстрации и текста в книге. Иллюстрация в книге способствует стимуляции развитию детей, в том числе, их творческих способностей.

При работе с книгой, педагог использует определенные методические приемы, которые позволяют учить детей слушать произведения, усвоить его содержание. Так чтение сопровождается игровыми действиями, словами, предметными наглядностями. Иллюстрация позволяет полноценно окунуться детям в литературный мир.

Ясность, простота, выразительность — критерии, которыми можно руководствоваться при отборе иллюстраций для детей.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам. Здесь существенную роль играют вопросы: «Кто это?», «Какая она(он)?». Вопрос «какой?» требует определенного описания–как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т.д.), так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, грустный, злой, хитрый, добрый и т.д.). Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. Педагог обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами.

При рассматривании картинки воспитатель иногда просит детей выполнить ряд игровых действий… Можно предложить ребенку принять определенную позу, показать движение животного, чтобы ребенок почувствовал состояние героя. Детям можно предложить игру «Расскажи, что ты видишь?». Ребенок рас сказывает по картинке, всматриваясь в изображение, а взрослый, поощряя его быть внимательнее…, вовлекая его в своеобразное соревнование, побуждает к наблюдательности и разговору. При этом взрослый использует образные слова, народные выражения.

Заслуженный художник РФ Л. Токмаков писал: «…Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохожих. А детская книга при всей ее внешней простоватости —вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны вершины. зимой Удивительное искусство — детская книжка».

Таким образом, дети могут воссоздавать в своем воображении мир, который передает писатель. Мы не можем представить детскую книгу без иллюстраций. Значение картинки в ней не меньше, чем значимость текста. Для ребенка каждая новая книга с ее красочными иллюстрациями, радость, переживание, новое впечатление – более значимо, чем впечатление, которое ребенок получает от прочитанного текста. К рисунку ребенок возвращается неоднократно, каждый раз переживая все новые и более глубокие впечатления.

Роль и значение книжной иллюстрации заключается в формировании у детей художественного вкуса. Она даёт простор воображению и собственному творчеству.

Основная задача воспитателя, педагога в работе с детьми дошкольниками — гармоничное развитие личности ребёнка. Он, главным образом, выступает проводником, путеводителем в своеобразный иллюстрированный мир книги, обрести ещё в раннем возрасте ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи. помогает детям.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что развитие сюжетных композиций в рисунках детей, преодоление стереотипности – одна из важных задач обучения рисованию в дошкольном возрасте.

Методами, помогающими осуществить эту задачу, являются: наблюдение, обследование, рассматривание картин и книжных иллюстраций, метод творческих заданий.

Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей.

Знакомство детей со сказочными образами – одна из важных сторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей.

Необходимо познакомить детей с литературным произведением, обратив внимание детей на необычный образ, а потом, на занятии, вернуться к нему, предложив детям нарисовать сказочный сюжет. Рассматривание иллюстраций в этом случае должно предшествовать занятию.

Рисование для детей — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует — и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи.