УДК 37.013.77

ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

№31,

Педагогические науки

Гатина Алсу Ибрагимовна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель.


Ключевые слова: ЧТЕНИЕ; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; READING; COGNITIVE INTEREST; PRESCHOOL AGE.


Аннотация: В данной статье описана проблема приобщения читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Прежде чем говорить о читательском интересе, рассмотрим необходимые нам толкования понятия «познавательный интерес».

Познавательный интерес неотъемлемая составляющая общего феномена интереса, предметом которого становится такое важное свойство человека, как познание окружающего мира. Познание осуществляется человеком не только в целях биологической и социальной ориентации в действительности, но главное — в стремлении постигать многообразие мира, отражать в своем сознании сущностные стороны реальности, причинно- следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес теснейшим образом связан с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, т.к. познавательное начало имеется в каждой из них. Любую деятельность человек, вдохновленный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес включает в себя, во-первых, избирательную направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира; во-вторых, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение. Кроме того, интерес выступает как сильный побудитель активности личности, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Любимыми героями детей являются не литературные образы, а персонажи из мультфильмов и комиксов. Результат — школьники не любят и не хотят читать. Одна из важных задач работы — воспитание в ребенке читателя. Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется в том, насколько вовлечены в него родители.

К миру старших дошкольников, у детей накапливается задача довольно себе обширного выбора жизненного опыта, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких дошкольник ранее понимали в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду сразу накопленным ранее лежит жизненным опытом обогащается опыт опосредованный, в частности литературный, проявляющийся, прежде всего сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение герои через содержания и формы, осмысливать этому словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте, как в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений. Это обстоятельство заставляет педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа. Проблема приобщения любого ребенка к чтению, прежде всего, – чтению художественной литературы, была и остается одной из самых актуальных проблем как современной школы, так и дошкольного образования.

К детям дошкольного возраста могут быть отнесены следующие важные выводы:
1. Чтение должно быть неразрывно связано с интересами и потребностями ребенка, вызывать желание перечитывать и размышлять над прочитанным.
2. Интерес к прочитанному можно вызвать с помощью различных инструментов: постановка проблемных вопросов; предложение разнообразных заданий, связанных с эмоциональной сферой ребенка и творческого развития и т.д.
3. Всестороннее восприятие текста основывается на многократном перечитывании и внимательном отношении к тексту произведения.

Многоаспектные попытки изучения феномена читательского интереса были сделаны С.А. Алицеровой, С.П. Белицкой, М.Ф. Беляевым, Л.И. Божович, Н.Ф. Добрыниным, Б.П. Журавлевым, В.Г. Ивановым, Л.И. Липкиной, Н.Г. Морозовой, В.Н.Мясищевым, М.М. Рубинштейном, Ю.В. Шаровым, которые рассматривали интерес в качестве личностного образования, играющего существенную роль в направленности становления личности; анализировали пути формирования читательских интересов.

В ходе рассмотрения и исследования понятия «читательский интерес», были выделены его следующие характеристики:
• Эмоциональная окрашенность;
• Познавательная активность;
• Избирательность.

Таким образом, мы видим, что важность чтения в жизни детей, в том числе дошкольного возраста, осознавалась и исследовалась ведущими учеными и педагогами всех времен и народов. Многие выводы и методические наработки не потеряли свою актуальность с древнейших времен и активно используются в современной теории и практике.

На сегодняшнем этапе развития работа по формированию читательского интереса детей дошкольного возраста должна опираться на исследования психологических аспектов чтения, выбор видов чтения в соответствии с поставленными задачами обучения, воспитания и развития, особенности восприятия художественного произведения детьми. При этом важно понимать, что восприятие для дошкольников должно рассматриваться с двух сторон: как активная деятельность и как умение, которому необходимо обучаться.